Патент на изобретение №2220870

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2220870 (13) C2
(51) МПК 7
B63B1/18, B63H1/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 98116237/11, 24.08.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.08.1998

(43) Дата публикации заявки: 10.06.2000

(45) Опубликовано: 10.01.2004

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 2294104 А, 25.08.1942. GB 1360853 А, 29.05.1940.

Адрес для переписки:

346484, Ростовская обл., Октябрьский сельский р-он, хутор Керчик-Савров, Л.Ф. Боброву

(72) Автор(ы):

Бобров Л.Ф.

(73) Патентообладатель(и):

Бобров Леонид Фёдорович

(54) САМОХОДНОЕ СУДНО БОБРОВА Л.Ф.

(57) Реферат:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования маломерных речных судов. Самоходное судно содержит платформу с плоским днищем и расположенный на платформе двигатель, а также рули на корме. Двигатель кинематически соединен с движителем, не выступающим за пределы габаритов корпуса судна по своей ширине. Носовая часть платформы выполнена в виде гидролыжи. Движитель размещен в носовой части судна и выполнен с возможностью создания плоской струи, ударяющей в переднюю часть гидролыжи и создающей подъемную силу. Носовая часть платформы имеет возможность частичного выхода из воды при глиссировании судна, которое выполнено с боковыми скегами. Технический результат реализации изобретения заключается в создании высокоэкономичного, скоростного маневренного судна, которое, опираясь на воду, может двигаться в воздушной среде. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам маломерного речного флота.

Широко известны самоходные судна типа глиссеров, при движении которых благодаря особой форме днища возникает гидродинамическая сила, поднимающая носовую часть и вызывающая общее значительное всплытие судна. На них обычно устанавливают легкие поршневые двигатели внутреннего сгорания. Движителями служат гребные (реже воздушные) винты, см. Политехнический словарь. М.: Cоветская энциклопедия, 1989, с.126.

Недостатки описанных судов заключаются в том, что при движении судна его днище соприкасается с поверхностью воды, не обработанной движителем, в результате чего создаются большие ударные нагрузки на корпус при движении в условиях волнения. Для смягчения этих ударов днище корпуса выполняют в виде “V”, что ухудшает условия выхода судна в режим глиссирования, увеличивает расход топлива и требует использования двигателей повышенной мощности.

Наиболее близкими по технической сущности к заявляемому изобретению являются “морские сани”, включающие корпус со сводчатым днищем и параллельными, не сходящимися в носу бортами, см. Справочник по катерам, лодкам и моторам. Издание 2-е, Л.: Судостроение, 1982, с.54-55.

Основным недостатком этого судна является применение гребного винта, подверженного кавитации на больших скоростях, расположение его в задней части корпуса и неплоскодонная форма днища корпуса, что ведет к ухудшению тяговых качеств винта, к жестким ударам днища о волну, к большому расходу топлива, а комбинация расположения рулей и движителя в задней части корпуса ухудшает маневренность судна.

Задачей настоящего изобретения является ликвидация вышеприведенных недостатков и создание высокоэкономичного, скоростного маневренного судна, которое, опираясь на воду, может двигаться в воздушной среде.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что самоходное судно Боброва Л.Ф. включает обтекаемую в передней части платформу, носовая часть которой выполнена в виде гидролыжи, расположенный на платформе двигатель, кинематически соединенный с движителем, и рули на ее корме.

Платформа выполнена абсолютно плоскодонной, а не выступающий по всей ширине за пределы габаритов корпуса судна движитель размещен в носовой части судна.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан продольный разрез судна, а на фиг.2 – судно в плане.

Самоходное судно содержит плоскодонный корпус 1, носовая усиленная часть которого выполнена в виде гидролыжи 2, движитель 3, размещенный в передней части корпуса 1, не выходящий по своей ширине за пределы габаритов корпуса судна и приводимый во вращение двигателем 4. Лопасти движителя 3 воздействуют на поверхность воды 5. В кормовой части судна смонтированы рули 6.

При работе движителя 3 создается плоская широкая струя воды, которая, ударяя в переднюю часть обтекаемой гидролыжи 2, обеспечивает подъемную силу. Подъемную силу создают также лопасти движителя 3 при их движении сверху вниз. За счет этого облегчается выход судна в глиссирующий режим. Пена, вырабатываемая движителем, способствует уменьшению трения корпуса о поверхность воды. В режиме глиссирования движитель 3 частично выходит из воды и водяная струя направляется в гидролыжу 2 в ее заднюю, более пологую часть, что уменьшает потерю мощности для подъема носовой части и увеличивает мощность, затрачиваемую на переднее горизонтальное перемещение. Встречающиеся на пути движения судна волны выравниваются движителем, обеспечивая более плавный ход, а рули, расположенные на корме, обладая большим вращающим моментом, улучшают маневренность судна.

Если высокая маневренность не требуется, а нужна устойчивость судна по курсу, допустимо оснащать его скегами в виде длинных узких и тонких ножей, врезающихся в воду по бокам судна. Судно обладает устойчивостью к дифференту на корму или нос, так как при зарывании движителя в воду увеличивается его подъемная сила, а при выходе его из воды сначала теряется подъемная сила, а затем и тяговая сила, что приводит к самопроизвольному падению носовой части в воду, т.е. к автоматической стабилизации корпуса.

В результате использования вышеописанного судна обеспечивается более высокая грузоподъемность, малая осадка и высокая поперечная устойчивость. В результате расположения движителя в носовой части судна увеличивается его скорость и уменьшается расход топлива.

Формула изобретения

Самоходное судно, включающее платформу с плоским днищем, расположенный на платформе двигатель, кинематически соединенный с движителем, не выступающим за пределы габаритов корпуса судна по своей ширине, и рули на корме, отличающееся тем, что носовая часть платформы выполнена в виде гидролыжи, движитель размещен в носовой части судна и выполнен с возможностью создания плоской струи, ударяющей в переднюю часть гидролыжи и создающей подъемную силу, и с возможностью частичного выхода из воды при глиссировании судна, которое выполнено с боковыми скегами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2220000-2220999