Патент на изобретение №2150132

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2150132 (13) C1
(51) МПК 7
G01V7/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 98119658/28, 30.10.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.10.1998

(45) Опубликовано: 27.05.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2090911 C1, 20.09.1997. US 4435981 A, 10.03.1984. US 4060718 A, 29.11.1977. WO 96/07113 A1, 07.03.1996. RU 2073210 C1, 10.02.1997.

Адрес для переписки:

121165, Москва, Г-165, а/я 15, ООО “Юстис”, Груниной А.Е.

(71) Заявитель(и):

Караваев Сергей Юрьевич,
Зайцев Павел Аркадьевич,
Добролюбов Владимир Николаевич

(72) Автор(ы):

Меркулов В.П.,
Добролюбов Н.В.,
Водовозов Б.Р.,
Бабушкин Л.Н.,
Караваев С.Ю.,
Добролюбов В.Н.,
Никаноров Д.Е.,
Зайцев П.А.,
Шахрай В.И.

(73) Патентообладатель(и):

Меркулов Виктор Петрович,
Добролюбов Николай Владимирович,
Водовозов Борис Романович,
Бабушкин Леонид Натанович,
Караваев Сергей Юрьевич,
Добролюбов Владимир Николаевич,
Никаноров Дмитрий Евгеньевич,
Зайцев Павел Аркадьевич,
Шахрай Василий Иванович

(54) ГРАВИИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС


(57) Реферат:

Использование: приборы для гравиизмерений. Сущность: две инерциальные навигационные системы (ИНС) выходами соединены с входами вычислителя, который другими входами соединен с системой спутниковой навигации и высотомером. В вычислителе функционируют фильтр Калмана и бинарный фильтр. С выхода фильтра оценки ошибок по скорости и вертикали поступают на ИНС для компенсации ошибок. Технический результат: повышение точности гравиинерциальных измерений на подвижном основании. 7 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.


Изобретение относится к приборам для гравиинерциальных измерений.

Известно устройство для измерения на подвижном основании ускорения силы тяжести гравиметром, установленным на гидростабилизированной платформе (1).

Недостатком этого устройства является низкая точность гравиметра из-за влияния ускорения движения объекта (9,81 мГл при j – 20 см/с2).

Наиболее близким к изобретению является аэрогравиметрический комплекс (2). Недостатком такого устройства является необходимость включения в комплекс, помимо гравиметра, инерциальной навигационной системы и спутниковой системы навигации, несколько измерителей высоты и вертикальной скорости полета высокой точности. При этом, однако, точность гравиинерциальных измерений не превышает 0,5 – 1мГл на подвижном основании, т.к. содержит достаточно большую методическую ошибку измерения.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении точности гравиинерциальных измерений на подвижном основании.

Указанная задача решается за счет того, что в известное устройство, содержащее гравиметр, инерциальную навигационную систему (ИНС) или только ИНС, спутниковую систему навигации, высотомер и вычислитель, работающих в диалоговом режиме, дополнительно введены вторая инерциальная навигационная система, удаленная от первой инерциальной системы вдоль продольной оси вертолета, ИНС могут содержать гравиметры, а вычислитель может содержать бинарный фильтр для оценки гравиинерциальных измерений и может быть подсоединен к блоку точного висения вертолета, радиомодемному блоку и иметь накопитель информации. Радиомодемный блок служит для передачи гравиинерциальных измерений в наземный комплекс создания гравиметрических карт.

Кроме того, вычислитель может содержать фильтр Калмана для оценки ошибок первой и второй инерциальных систем с использованием спутниковой системы навигации и одновременно бинарный фильтр оценки гравиинерциальных измерений.

На чертеже схематически показан предлагаемый гравиметрический комплекс.

Комплекс содержит две разобщенные инерциальные навигационные системы 1 и 2, каждая из которых может иметь гравиметры 3 и 4 и следящие системы 5 и 6 для обработки гравиметров в направлении вертикали.

На первый 7 и второй 8 входы вычислителя 9 подаются с выходов гравиметров 3 и 4 или ИНС. Одновременно, соответственно, выходы с первой и второй инерциальных систем по скорости 10 и 11, а также по вертикали 12 и 13 подаются на входы сумматоров 14 и 15, с выхода которых разностные сигналы по скорости 16 и по вертикали 17 поступают на входы 18 и 19 вычислителя 9, на 20 и 21 входы которого поступают сигналы с выхода системы спутниковой навигации 23 и высотомера 24. В вычислителе 9 функционируют фильтры 25 Калмана и бинарный фильтр 26. С выхода фильтра 25 Калмана, соответственно, оценки ошибок по скорости 27 и 28 и вертикали 29 и 30 поступают на первую ИНС 1 и вторую ИНС 2 для компенсации ошибок. С выходов бинарного фильтра 26 в блоке 9 оценки гравиинерциальных измерений 31 и 32 подаются на входы блока системы стабилизации висения вертолета 33, а также на радиомодемный блок 34 для передачи их на наземный комплекс создания гравиметрических карт 35.

Гравиизмерительный комплекс работает следующим образом.

После включения обычного режима выставки инерциальных навигационных систем 1 и 2, с помощью следящих систем 5 и 6, гравиметры 3 и 4 устанавливаются по вертикали в направлении ускорения силы тяжести, при этом физически гравиметры 3 и 4 находятся на удалении L друг от друга. Подключение гравиметров 3 и 4 к входам 7 и 8 вычислителя 9 вызывает гравитационный режим работы фильтров Калмана 25, обеспечивающий, соответственно, демпфирование ошибок первой 1 и второй 2 ИНС по скорости и вертикали. Одновременно подключаются спутниковая система навигации 23 и высотомер 24 к входам 20 и 21 вычислителя 9, которые вызывают координатный режим работы фильтра Калмана 25 для прецизиционной оценки и коррекции ошибки инерциальных навигационных систем 1 и 2 по скорости, вертикали и высоте полета, а также оценивания и компенсаций их инструментальных погрешностей (акселерометров и гироскопов). На этом режим прецизионной (точной) коррекции инерциальных навигационных систем 1 и 2 заканчивается, вступает в работу бинарный фильтр 26, имеющий следующие два режимы работы: гравитационный и гравиинерциальный. В результате достигается поставленная цель – повышение точности гравиинерциальных измерений на подвижном основании.

В самом деле, для гравитационного режима бинарного фильтра 26 уравнения гравиметров 3 и 4 можем записать в виде

где W – горизонтальное ускорение вертолета;
V – скорость вертолета относительно Земли;
– условная скорость вращения Земли;
H – вертикальное ускорение вертолета;
– широта места;
R – модуль радиуса вектора центра масс вертолета;
X, X+L – ошибки вертикали, соответственно в точках X и X+L;
L – расстояние между гравиметрами 3 и 4;
X – место расположения гравиметра 3 относительно центра масс вертолета (x=0);
nZ(X, nZ(X+L) – показания гравиметров, соответственно, в точках X и X+L;
GX(H), GX+L(H) – аномальная часть производной гравитационного потенциала, соответственно, для центра масс вертолета и на удалении L от центра масс вертолета;
Gx(H) – нормальная первой часть производной гравитационного потенциала – ускорение силы тяжести для центра масс вертолета на поверхности эллипсоида;
GX+L(H) – нормальная часть первой производной гравитационного потенциала – ускорение силы тяжести удаленной на L от центра масс вертолета;
Анализ уравнений 1 и 2 показывает, что погрешность гравитационных измерений в значительной степени определяется ошибками траекторных измерений центров масс вертолета, т.е. вертикального ускорения (H), широты места (), горизонтальной скорости полета (V) и вертикали (). Положив V = = 0,05 м/с, V = 100-150 км/ч, = 1 угл.сек из (1), суммарная ошибка гравиинерциальных измерений, только для погрешностей V и , составит не менее 0,4-0,5 мГл.

Таким образом, в одинарном гравитационном комплексе, если широта известна с точностью до 30 м, а линейная скорость до 5 см/с, ошибка гравиметра составит не менее 0,4-0,5 мГл.

В предлагаемом бинарном гравитационном комплексе уравнение фильтра, на основании разности уравнений (1) и (2), примет вид

где G(H) = GX+L(H)-GX(H);
n = nX+L-nX;
G(H) = GX+L(H)-GX(H).
После преобразований в (3), в первом приближении, уравнение бинарного гравитационного комплекса можем получить

Сравнительный анализ уравнений (1) и (4) показывает, что погрешность гравитационных измерений в бинарном гравитационном комплексе из-за ошибки траекторного измерения существенно снижена и, главное, нет составляющей вертикального ускорения, которая приводила к необходимости иметь в комплексе высотомер и измеритель вертикальной скорости весьма высокой точности.

В таблице приведена сравнительная оценка ошибок из-за погрешности траекторных измерений для V = 30 м/с;
V = 510-2; = 510-6; L = 10 м.

На основании данных, приведенных в таблице, ошибками в траекторных измерении в бинарном гравитационном комплексе можно пренебречь, при этом соотношение (4) примет вид

Аппроксимируя выражение G(H) в (5) для x = Vt, запишем

На основании (5) и (6) имеем
, (7)
где n – разность показаний гравиметров, расположенных в точках X + L и X;
градиент аномальной части G(H).
Из (7) следует, что чем больше L/V, тем чувствительность к выше.

Уравнения ошибок для бинарного гравитационного комплекса составим на основании разностных сигналов по скорости и вертикали от инерциальных систем 1 и 2, расположенных на расстоянии L друг от друга.

Уравнения ошибок для одноконтурных идеальных (прецизионных) инерциальных навигационных систем 1 и 2 имеют вид




где V1,2 – погрешность определения скорости первой и второй ИНС;
1,2/– погрешность определения вертикали первой и второй ИНС
На основании (8) уравнение для бинарного гравитационного фильтра 26 будет иметь вид


где V = V2V1;
= 21.
Аппроксимируя в (9) G(x+L)-G(x) для x = Vt, получим

При этом выражение (9) примет вид


Решая соотношение (10) в бинарном фильтре 26, получим для относительных переменных V и :


Из (11) следует, поскольку V(t) и (t) не входят показатели интегралов свертки, и то чем больше величина L/V, тем точнее могут быть определены интегралы свертки и, следовательно, выше точность гравиинерционных измерений на подвижном основании.

Из (11), в первом приближении, имеем

где L/V – коэффициент, представляющий собой период задержки времени, необходимый для перемещения второй ИНС на точку на земной поверхности, в которой в настоящее время находится первая ИНС;
G(t) – аномальная часть под действием силы тяжести.

Из (12) следует, что степень положительного влияния гравитационных измерений G(t) бинарном фильтре 26 пропорциональна периоду времени задержки L/V, поэтому наиболее предпочтительным для гравиинерциального режима бинарного фильтра является использование медленно движущегося вертолета, т.е. режим висения вертолета, когда скорость перемещения центра масс вертолета V не превышает 0,1-0,2 м/с.

Поскольку из конструктивных соображений, на вертолете инерциальные навигационные системы 1 и 2 не могут быть разнесены на расстояние L более чем на 5-10 м, тогда для V = 0,1 м/с, коэффициент L/V будет равен 50 и 100 секундам. Это эквивалентно увеличению чувствительности слабых гравитационных сигналов в 50-100 раз.

Заметим, что согласно (12) при L=0 эффект гравиинерциальных измерений пропадает, что отражает сущность функционирования бинарных гравиинерциальных комплексов.

Заметим, что гравиинерциальный комплекс может работать без гравиметров, их роль выполняют инерциальные системы 1 и 2.

Следует также отметить, что с экономических позиций, на первый взгляд, предлагаемый бинарный гравиинерциальный комплекс примерно в два раза дороже обычного гравитационного комплекса.

Однако он быстро окупается за счет реализации гравитационных карт. Так, 1 км2 гравитационной карты с 1 мГл (обычный гравитационный комплекс) стоит 100 долларов США, а 1 км2 гравитационной карты с 0,1 мГл (предлагаемый бинарный гравиинерциальный комплекс) стоит не менее 1,5 тысячи долларов США.

Источники информации
1. Приборы для гравиинерционных измерений, изд. “НАУКА”, М., 1978 г.

2. Патент РФ N 2090911, от 10.09.97 г.

Формула изобретения


1. Гравиметрический комплекс, содержащий инерциальную навигационную систему, спутниковую систему навигации и высотометр, соединенные с соответствующими входами вычислителя, отличающийся тем, что снабжен второй инерциальной навигационной системой, удаленной от первой инерциальной системы вдоль оси измерения летательного аппарата, при этом вычислитель своими четырьмя выходами непосредственно, а двумя входами через соответствующие сумматоры связан с входами и соответствующими выходами инерциальных навигационных систем.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в качестве летательного аппарата использован вертолет.

3. Комплекс по п.1 или 2, отличающийся тем, что каждая инерциальная навигационная система включает гравиметр, каждый из которых соединен с соответствующим входом вычислителя.

4. Комплекс по п.2 или 3, отличающийся тем, что снабжен блоком стабилизации висения вертолета, вход которого связан с выходом вычислителя.

5. Комплекс по любому из пп.2 – 4, отличающийся тем, что снабжен радиомодемным блоком, вход которого связан с выходом вычислителя.

6. Комплекс по любому из пп.1 – 3, отличающийся тем, что вычислитель включает в себя фильтр Калмана.

7. Комплекс по любому из пп.4 – 6, отличающийся тем, что вычислитель включает в себя бинарный фильтр для оценки гравитационных измерений.

8. Комплекс по любому из пп.1 – 7, отличающийся тем, что вычислитель снабжен накопителем информации.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2150000-2150999