Патент на изобретение №2220075
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) САМОЛЕТ
(57) Реферат: Самолет содержит основную силовую установку и вспомогательную силовую установку, обеспечивающую запуск двигателей основной силовой установки, электропитание бортового оборудования на Земле и в полете и подачу сжатого воздуха в системы самолета. Вспомогательная силовая установка размещена в хвостовой части фюзеляжа, например, поперек его продольной оси. Выхлоп вспомогательной силовой установки может быть обращен в боковую сторону фюзеляжа, а ее двигатель, например газотурбинный, может быть расположен между шпангоутами фюзеляжа. Изобретение обеспечивает оптимальные массогабаритные характеристики самолета. 6 з.п.ф-лы, 3 ил. Изобретение относится к области авиационной техники. Известны самолеты, в которых дополнительно к основным силовым установкам используются вспомогательные силовые установки (ВСУ) (см. патенты США 4684081 от 04.08.1987, 5309029 от 03,05.1994, 5235801 от 17.08.1993 и 3472029 от 12.02.1968). Наиболее близким к предлагаемому решению является устройство по патенту 5235801. Недостатком ближайшего аналога является продольное расположение вспомогательной силовой установки и невозможность по компоновочным соображениям расположить вспомогательную силовую установку в небольших самолетах в хвостовой части фюзеляжа. Известная конструкция имеет также сложный (электрический) запуск двигателя основной силовой установки, обеспечивающей запуск двигателей основной силовой установки, электропитание бортового оборудования на земле и в полете, и подачу сжатого воздуха в системы самолета. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в создании компактной конструкции самолета с использованием в нем вспомогательной силовой установки. Указанный результат достигается тем, что в самолете, содержащем основную и вспомогательную силовую установки, последняя размещена в хвостовой части фюзеляжа и может быть расположена поперек продольной оси фюзеляжа с обращением выхлопа в боковую сторону фюзеляжа. Двигатель вспомогательной силовой установки или она вся может быть расположена между соответствующими шпангоутами фюзеляжа. Для запуска двигателей основных силовых установок может быть использована система воздушного запуска, состоящая из трубопроводов отбора воздуха и трубопроводов подвода воздуха к воздушным стартерам. Трубопроводы отбора воздуха могут быть интегрированы с системой кондиционирования воздуха. Вспомогательная силовая установка включает газотурбинный двигатель и редуктор для привода вспомогательного оборудования. На фиг.1 схематично показан самолет, вид в плане; на фиг.2 – размещение вспомогательной силовой установки; на фиг.3 – схематично конструктивное выполнение вспомогательной силовой установки. Самолет содержит двухдвигательную основную силовую установку 1, вспомогательную силовую установку 2, размещенную в хвостовой части фюзеляжа 3 поперек его продольной оси. Вспомогательная силовая установка состоит из газотурбинного двигателя 4 с турбиной 5 и выходом 6. На валу 7 турбины 5 установлено колесо 8 центробежного компрессора. Вал 7 соединен с редуктором 9 для привода вспомогательного оборудования. Турбина 5 и колесо 8 образуют турбокомпрессор. Корпус компрессора образует радиально-круговой входной канал 10, а наружная и внутренняя оболочки корпуса в сборе с радиальным диффузором образуют плавно расширяющийся улиткообразный ресивер 11. На наружной оболочке корпуса предусмотрены площадки для крепления трубопроводов отбора воздуха, топливных форсунок и трубопроводов масляной системы. Эксплуатация самолета происходит следующим образом. Перед полетом осуществляется запуск двигателя 4 вспомогательной силовой установки. Во время работы вспомогательной силовой установки осуществляется проверка систем самолета за счет вырабатываемой ею энергии. После или во время проверки систем самолета происходит запуск двигателей основной силовой установки самолета. Для запуска двигателей основной установки из ресивера через выход 12 сжатый воздух подается на воздушные стартеры двигателей основной силовой установки. Использование воздушных стартеров снижает энергозатраты на эксплуатацию самолета. В случае необходимости вспомогательная силовая установка может быть запущена в полете, при возникновении какой-либо аварийной ситуации, для обеспечения аварийного электропитания и подачи сжатого воздуха в системы самолета. Формула изобретения 1. Самолет, содержащий по крайней мере одну основную силовую установку и вспомогательную силовую установку, обеспечивающую запуск двигателей основной силовой установки, электропитание боротового оборудования на земле и в полете и подачу сжатого воздуха в системы самолета, отличающийся тем, что вспомогательная силовая установка размещена в хвостовой части фюзеляжа. 2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что вспомогательная установка размещена поперек продольной оси фюзеляжа. 3. Самолет по п.1 или 2, отличающийся тем, что выхлоп вспомогательной силовой установки обращен в боковую сторону фюзеляжа. 4. Самолет по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что двигатель вспомогательной силовой установки расположен между шпангоутами фюзеляжа. 5. Самолет по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что включает систему воздушного запуска двигателей основных силовых установок, состоящую из трубопроводов отбора воздуха и трубопроводов подвода воздуха к воздушным стартерам двигателей. 6. Самолет по п.5, отличающийся тем, что трубопроводы отбора воздуха интегрированы с системой кондиционирования воздуха. 7. Самолет по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что вспомогательная силовая установка включает газотурбинный двигатель и редуктор. РИСУНКИ
MF4A – Аннулирование патента Российской Федерации на изобретение в связи с признанием его недействительным полностью
Орган, принявший решение: Палата по патентным спорам
Дата принятия решения: 28.06.2006
Извещение опубликовано: 10.08.2006 БИ: 22/2006
|
||||||||||||||||||||||||||