Патент на изобретение №2150114

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2150114 (13) C1
(51) МПК 7
G01P3/48
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 98112718/28, 30.06.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.06.1998

(45) Опубликовано: 27.05.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
EP 0327434 A1, 09.08.1989. RU 3489, 16.01.1997. RU 1543, 16.01.1996. GB 2176608 A, 31.12.1986. RU 2010230 C1, 30.03.1994. DE 2340585 B2, 06.05.1976. DE 2228863 A, 14.11.1974. GB 1548627 A, 18.07.1979.

Адрес для переписки:

305901, г.Курск, ул. Республиканская 6, ОАО “Счетмаш”, ОПЛИРР

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Счетмаш”

(72) Автор(ы):

Дремов М.В.,
Каплунов Г.Ф.,
Кондратьев С.Г.,
Шустерман Е.В.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Счетмаш”

(54) ДАТЧИК ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ


(57) Реферат:

Датчик может быть использован для измерения скорости движения автомобилей, в том числе снабженных различными информационными системами. Датчик содержит корпус, установленные в нем ротор в виде многополюсного магнитного кольца, закрепленного на валу, и датчик магнитного поля, укрепленный в корпусе неподвижно с зазором относительно многополюсного магнитного кольца и отделенный от него герметичной перегородкой. Один конец вала ротора укреплен в корпусе на упорном подшипнике, функции опоры второго конца вала ротора выполняет привод спидометра коробки передач. Между приводом и многополюсным магнитным кольцом установлена пружина сжатия. Вышеперечисленное повышает надежность в работе устройства за счет исключения попадания загрязнений из коробки передач на датчик магнитного поля, а также снижает радиальные нагрузки на плавающий вал ротора за счет упорного подшипника и пружины сжатия. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.


Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения, в том числе измерения скорости вращения привода спидометра коробки передач автомобиля, для измерения скорости его движения, а также может быть использовано с различными информационными системами, в частности с маршрутными компьютерами.

Известно опорное устройство, содержащее неподвижный элемент с сенсорным датчиком магнитного поля, вращающийся элемент, многополюсное магнитное кольцо, размещенное на вращающемся элементе, причем величина радиального или осевого воздушного зазора между вращающимся магнитным кольцом и неподвижным датчиком магнитного поля от 0,1 до 1,5 мм [1].

Недостатком данной конструкции является то, что между вращающимся магнитным кольцом и неподвижным датчиком магнитного поля существует воздушный зазор, в который могут попадать загрязнения, снижающие надежность работы устройства.

Известен датчик скорости автомобиля, содержащий вал, формирователь импульсов, в корпусе которого установлены печатная плата с элементами электронной схемы, кольцевой многополюсный постоянный магнит, жестко закрепленный на валу, один конец которого установлен в корпусе датчика скорости, а другой – в корпусе формирователя импульсов. Корпус формирователя импульсов имеет кольцевую расточку для фиксирования платы, например, датчик скорости автомобиля по свидетельству на полезную модель [2].

Датчик скорости автомобиля данной конструкции предназначен для установки на автомобили, имеющие магнитомеханический спидометр, что обусловило его выполнение с проходным валом для подключения к приводу спидометра коробки передач. Эта конструкция не обеспечивает требуемую степень герметизации датчика.

Известен датчик измерения скорости, содержащий ротор с многополюсным магнитным кольцом, датчик магнитного поля, закрепленный на неподвижной части с зазором относительно многополюсного магнитного кольца, экран, ограничивающий полость, в которой размещен датчик магнитного поля, и служащий перегородкой между многополюсным магнитным кольцом и датчиком магнитного поля [3].

В данной конструкции датчик магнитного поля встроен в кольцо подшипника, в его неподвижную часть, а кольцевой магнит, состоящий из отдельных секций, смонтирован на вращающейся части подшипника.

Секционный кольцевой магнит сложен в изготовлении. При изменении числа полюсов необходимо менять число секций кольцевого магнита.

Такой датчик невозможно установить на привод коробки передач автомобилей, имеющих выходной вал в виде внутреннего квадрата и наружную резьбу для соединения вала и корпуса датчика к приводу.

Также различные типы автомобилей требуют разной длины свободного конца вала датчика измерения скорости для присоединения к приводу спидометра коробки передач, что приводит к изготовлению различных вариантов исполнения датчика.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в создании конструкции, приемлемой для различных типов автомобилей и обеспечивающей снижение радиальных нагрузок на опоры со стороны привода спидометра коробки передач.

Поставленная техническая задача решается тем, что в заявляемом датчике измерения скорости, содержащем ротор в виде многополюсного магнитного кольца и датчик магнитного поля, закрепленный неподвижно в корпусе с зазором относительно многополюсного магнитного кольца и отделенный от него герметичной перегородкой, многополюсное магнитное кольцо закреплено на валу, один конец которого укреплен на опорном подшипнике, а функцию опоры второго конца вала выполняет привод спидометра коробки передач, при этом между приводом и многополюсным магнитным кольцом размещена пружина сжатия.

Датчик снабжен подвижной втулкой, установленной с возможностью перемещения вдоль оси вала, и ограничителем перемещения подвижной втулки, закрепленным в корпусе. Диаметр части внутренней полости корпуса, в которой в рабочем положении находится подвижная втулка, больше наружного диаметра подвижной втулки. Ограничитель перемещения подвижной втулки выполнен в виде втулки. Пружина сжатия выполнена конической.

Закрепление многополюсного магнитного кольца на валу, один конец которого укреплен на упорном подшипнике-шарике, и использование привода спидометра коробки передач в качестве опоры для второго конца вала допускает смещение второго конца вала в радиальных направлениях, снимая тем самым радиальные нагрузки на конец вала, вызванные конструктивными особенностями сочленяемых элементов. А размещение между приводом спидометра коробки передач и многополюсным магнитным кольцом пружины обеспечивает постоянный контакт опорных поверхностей упорного подшипника и не допускает смещение многополюсного магнитного кольца из зоны чувствительности датчика магнитного поля.

Использование подвижной втулки и ограничителя ее хода в качестве опоры для второго конца вала ротора при положении датчика измерения скорости вне установки его на привод спидометра коробки передач позволяет использовать один и тот же датчик измерения скорости в автомобилях, имеющих конструктивные отличия соответствующих сочленяемых деталей.

Выполнение диаметра части внутренней полости корпуса, в которой в рабочем положении находится подвижная втулка, больше ее наружного диаметра обеспечивает реализацию возможности смещения конца вала в радиальных направлениях. Выполнение пружины сжатия конической сокращает габариты устройства. Все это повышает надежность работы устройства.

Датчик измерения скорости иллюстрируется чертежами, где:
фиг. 1 – общий вид устройства,
фиг. 2 – общий вид в сборе, второй конец вала ротора опирается на привод спидометра коробки передач.

Устройство выполнено следующим образом.

Датчик измерения скорости включает в себя корпус 1, в котором установлен ротор 2 в виде многополюсного магнитного кольца 3, закрепленного на валу 4. Датчик 5 магнитного поля входит в состав формирователя импульсов 6, укреплен в корпусе 1 неподвижно и отделен от многополюсного магнитного кольца 3 герметичной перегородкой 7. Один конец 8 вала 4 ротора 2 укреплен в корпусе 1 на упорном подшипнике 9, роль которого выполняет шарик. Функции опоры другого конца 10 вала 4 ротора 2 выполняет привод 11 спидометра коробки передач (фиг. 2) (показан пунктиром). Между приводом 11 и многополюсным магнитным кольцом 3 размещена пружина сжатия 12. Вне установки датчика измерения скорости привод 11 спидометра коробки передач (фиг. 1) опорой конца 10 вала 4 ротора 2 является втулка 13, установленная подвижно с возможностью перемещения вдоль оси вала 4, а в корпусе 1 закреплен ограничитель ее хода, например, в виде втулки 14. Причем диаметр части внутренней полости 15 корпуса 1, в которой в рабочем положении находится подвижная втулка 13, больше ее наружного диаметра.

Работает датчик измерения скорости следующим образом.

При присоединении датчика измерения скорости к приводу спидометра 11 коробки передач (фиг. 2) втулка 13 сдвигается во внутреннюю полость 15 корпуса 1, выходя из контакта с ограничителем хода – втулкой 14. Пружина сжатия 12 обеспечивает прижатие конца 8 вала 4 ротора 2 к шарику-упорному подшипнику 9 как в рабочем (фиг. 2), так и в нерабочем (фиг. 1) положении датчика измерения скорости. При этом датчик 5 магнитного поля всегда находится в зоне действия многополюсного магнитного кольца 3.

При вращении ротора 2 конец 8 вала 4 опирается на шарик-упорный подшипник 9, а его конец 10 имеет некоторую свободу перемещения в радиальных направлениях, что снимает радиальные нагрузки на вал 4. Втулка 13, отжатая приводом 11 спидометра коробки передач во внутреннюю полость 15 корпуса 1, вращается вместе с валом 4.

Источники информации
1. EP, заявка N 0250275, G 01 P 3/48.

2. Заявка на полезную модель N 9611391/20 с положительным решением от 09.10.96 г.

3. EP, N 0327434 A1, G 01 P 3/48.

Формула изобретения


1. Датчик измерения скорости, содержащий ротор в виде многополюсного магнитного кольца и датчик магнитного поля, закрепленный неподвижно в корпусе с зазором относительно многополюсного магнитного кольца и отделенный от него герметичной перегородкой, отличающийся тем, что многополюсное магнитное кольцо закреплено на валу, один конец которого укреплен на упорном подшипнике, а функцию опоры второго конца вала выполняет привод спидометра коробки передач, при этом между приводом и многополюсным магнитным кольцом размещена пружина сжатия.

2. Датчик по п.1, отличающийся тем, что снабжен подвижной втулкой, установленной с возможностью перемещения вдоль оси вала, и ограничителем перемещения подвижной втулки, закрепленным в корпусе.

3. Датчик по п.2, отличающийся тем, что диаметр части внутренней полости корпуса, в которой в рабочем положении находится подвижная втулка, больше наружного диаметра подвижной втулки.

4. Датчик по п.2, отличающийся тем, что ограничитель перемещения подвижной втулки выполнен в виде втулки.

5. Датчик по п.1, отличающийся тем, что пружина сжатия выполнена конической.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 01.07.2008

Извещение опубликовано: 20.10.2009 БИ: 29/2009


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.04.2010

Извещение опубликовано: 10.04.2010 БИ: 10/2010


Categories: BD_2150000-2150999