Патент на изобретение №2150098
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОТЕРИ УСТОЙЧИВОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
(57) Реферат: Изобретение относится к области неразрушающего контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций и предназначено для контроля и прогнозирования моментов потери устойчивости несущих металлических строительных конструкций. Сущность способа: определяют критические прогибы и углы закручивания элементов конструкции и упругие характеристики металла, при этом дополнительно определяют критические нагрузки, вызывающие изгибно-крутильную форму потери устойчивости и изгибно-крутильные деформации из системы дифференциальных уравнений устойчивости и из условия Тд Тф, где Тд, Тф – работа действительных и фиктивных сил на перемещениях при потере устойчивости, вычисляют нагрузку Ркрд и сравнивают ее с предельно возможной нагрузкой Рпред, действующей на конструкцию, и при Ркрд Рпред делают вывод о потере устойчивости конструкции. Изобретение обеспечивает повышение надежности контроля потери устойчивости за счет создания адекватной теоретической модели напряженно-деформированного состояния. 4 ил., 2 табл. Изобретение относится к области неразрушающего контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций и предназначено для контроля и прогнозирования момента потери устойчивости несущих металлических строительных конструкций. Известен способ неразрушающего контроля момента потери устойчивости металлических строительных конструкций, изложенный в Строительных нормах и правилах (СНиП II-3-81) [1], опирающийся на труды: В.З. Власов “Тонкостенные упругие стержни”, Москва, 1959 г. Госиздат [2] и С.П. Тимошенко “Устойчивость упругих систем”, Гостехиздат, 1955 г. [3] Упомянутый способ, принятый в качестве ближайшего аналога, включает определение критических прогибов и углов закручивания элементов конструкции и упругих характеристик металла (E, G) с последующим расчетом критических нагрузок и сопоставлением их с предельными значениями нагрузок. Недостаток этого способа – недостаточная достоверность полученных результатов и прогнозов ввиду отсутствия адекватной теоретической модели потери устойчивости. Технический результат изобретения – упрощение и повышение надежности контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций за счет создания адекватной теоретической модели напряженно-деформированного состояния при потере устойчивости. Технический результат обеспечивается тем, что способ контроля потери устойчивости металлических строительных стержневых конструкций включает определение критических прогибов и углов закручивания элементов конструкции и упругих характеристик металла (E, G) с последующим расчетом критических нагрузок и сопоставлением их с предельными значениями нагрузок. Дополнительно определяют критические нагрузки Nyф, Nxф, , вызывающие изгибно-крутильную форму потери устойчивости и изгибно-крутильные деформации из системы дифференциальных уравнений устойчивости: (1) где Jx – момент инерции поперечного сечения элементов конструкции относительно оси OX; Jy – момент инерции площади поперечного сечения элементов конструкции относительно оси OY; крутильный момент инерции поперечного сечения элементов конструкции при раздельном включении; J* – раздельный секторальный момент инерции поперечного сечения элементов конструкции; F – площадь поперечного сечения элементов конструкции. И из условия Тд Тф, где Тд, Tф – работа действительных и фиктивных сил на перемещениях при потере устойчивости, вычисляют критическую нагрузку Pкрд и сравнивают ее с предельно возможной нагрузкой Pпред, действующей на конструкцию, и при Pкрд Pпред делают вывод о потере устойчивости конструкции. Способ может характеризоваться тем, что критическую нагрузку определяют из условия где l – длина элемента конструкции, z – продольная координата. Входящие в систему уравнений (1) критические нагрузки и изгибно-крутильные деформации представляют собой Nyф, Nxф – критические осевые фиктивные нагрузки, действующие в плоскостях ZOX и ZOY соответственно, определяемые из граничных условий. критическая фиктивная нагрузка поперечного обжатия, при чисто крутильной форме потери устойчивости, определяемая из граничных условий. то же, что и но при свободном кручении. E, G – модуль Юнга при сжатии и кручении соответственно. – продольные перемещения элемента конструкции вдоль оси Z. – прогиб элемента конструкции в плоскости ZOX. – прогиб элемента конструкции в плоскости ZOY. угол закручивания элемента конструкции при чисто крутильной форме потери устойчивости элементов конструкции. угол закручивания элемента конструкции при депланирующей форме потери устойчивости элементов конструкции. h – высота поперечного сечения элемента конструкции. В основе изобретения лежат следующие предпосылки и теоретические обоснования. При исследовании проблемы устойчивости большое внимание уделяется постановке задачи о центрально сжатом стержне. В дополнении к Эйлеровской концепции устойчивости (потеря устойчивости “в малом”) в патентуемом изобретении предлагается новая концепция закритических состояний элементов конструкции – потеря устойчивости “в большом”, предполагающая возможность варьирования классами нагрузок. Эта концепция, понятие “аналогия” в форме потери устойчивости и теорема об аналогии позволили обосновать метод аналогии в устойчивости (см. А.П. Лещенко. “Строительная механика тонкостенных конструкций”. М.: Стройиздат. 1989, с. 95 и далее) [4], которые лежат в основе патентуемого способа контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций. Вариационный метод и новые подходы позволили значительно уточнить физику явления и получить результаты, хорошо согласующиеся с научным экспериментом и основными законами механики. Сущность изобретения поясняется на примерах расчета критических нагрузок тонкостенных стержневых конструкций, примеры которых представлены на чертежах: на фиг. 1 показана схема нагружения упругого элемента действительными нагрузками I класса; на фиг. 2 – схема нагружения упругого элемента фиктивными нагрузками II класса; на фиг. 3 – поперечное сечение опытного образца (опыт 1); на фиг. 4 – поперечное сечение опытного образца (опыт 2). Контроль потери устойчивости металлических строительных конструкций по заявляемому способу осуществляют следующим образом. Для стержня (на фиг. 1 и 2) с нагрузкой внецентренного сжатия Nд выделяют наиболее опасную изгибную форму потери устойчивости в плоскости ZOX и вычисляют критическую нагрузку по условию (2), которая в данном случае имеет вид ([4], стр. 131): где * – деформации изгиба в плоскости ZOY, определяемые деформационным расчетом * – суммарная продольная деформация внецентренно сжатого стержня; (z-l) – дельта-функция Дирака. Расчет внецентренно сжатого стержня (см. фиг. 3) по формуле (3) дает следующий результат: 2430 дан. Соответственно, для стержня с другими размерами поперечного сечения (см. фиг. 4) имеем 1147 дан. Отметим, что проведенный расчет хорошо согласуется с экспериментом, уточняет физику явления, а при сопоставлении результата с данными, полученными для аналогичной расчетной схемы по ближайшему аналогу [1], выявлена погрешность 42% и 58,7%, идущая не в запас прочности на устойчивость (см. табл. 1). Далее рассмотрим случай определения потери устойчивости для другого вида нагрузок – поперечной нагрузки, воздействующей на стержень (фиг. 1, 2). Критические нагрузки для Pд, qд и Мд вычисляют по формулам Полученные результаты по определению критических нагрузок сведены в таблицу 2. В этой же таблице для сравнения приведены данные, рассчитанные по известным формулам (1) с привлечением конкретных формул из книги: “Прочность, устойчивость и колебания”, Справочник в 3-х томах под редакцией И.А. Биргера, 1968 г. [5]. Приведенные в табл. 2 расчеты показывают, что патентуемый способ контроля потери устойчивости металлических строительных конструкций значительно уточняет физическую модель потери устойчивости строительной конструкции и позволяет тем самым повысить надежность конструкции в эксплуатации. Формула изобретения
где Jx – момент инерции поперечного сечения элементов конструкции относительно оси OX; Jy – момент инерции площади поперечного сечения элементов конструкции при раздельном кручении относительно оси OY; крутильный момент инерции поперечного сечения элементов конструкции при раздельном кручении; J* – раздельный секторальный момент инерции поперечного сечения элементов конструкции; F – площадь поперечного сечения элементов конструкции; – продольные перемещения элемента конструкции вдоль оси OZ; – прогиб элемента конструкции в плоскости ZOX; – прогиб элемента конструкции в плоскости ZOY; угол закручивания элемента конструкции при чисто крутильной форме потери устойчивости элементов конструкции; угол закручивания элемента конструкции при депланирующей форме потери устойчивости элементов конструкции; h – высота поперечного сечения элемента конструкции; из условия Tд Tф, где Tд, Tф – работа действительных и фиктивных сил на перемещениях при потере устойчивости, вычисляют критическую нагрузку где l – длина стержня; z – продольная координата, сравнивают ее с предельно возможной нагрузкой Pпред, действующей на конструкцию, и при Pкрд Pпред делают вывод о потере устойчивости конструкции. РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 05.02.2007
Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008
|
||||||||||||||||||||||||||