Патент на изобретение №2150072
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ДВУХПЛОСКОСТНАЯ СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ И НАВЕДЕНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к системам автоматического регулирования объектов, расположенных на подвижном основании, а конкретно к системам стабилизации и наведения в двух плоскостях артиллерийского вооружения, например блока оружия боевой машины пехоты (БМП). Технический результат – упрощение юстировки перпендикулярности измерительных плоскостей датчиков скорости. Сущность технического решения заключается в том, что в двухплоскостную систему стабилизации и наведения, содержащую установленные на объекте управления во взаимоперпендикулярных плоскостях первый и второй одноплоскостные датчики угловой скорости, а также первый и второй исполнительные приводы, связанные с объектом управления, введены первый и второй сумматоры. Сумматоры установлены между соответствующими датчиками угловой скорости и исполнительными приводами. Также введены четыре масштабных делителя, причем инвертирующий и неинвертирующий входы первого сумматора соединены через первый и второй масштабные делители с выходом второго одноплоскостного датчика угловой скорости, а аналогичные входы второго сумматора соединены через третий и четвертый масштабные делители с выходом первого одноплоскостного датчика угловой скорости. 2 ил. Изобретение относится к области систем автоматического регулирования объектов, расположенных на подвижном основании, а конкретно к системам стабилизации и наведения в двух плоскостях артиллерийского вооружения, например блока оружия боевой машины пехоты (БМП). Известна система стабилизации и наведения блока оружия БМП-3 (изделие 2Э52) [1], блочная схема которой представлена на фиг. 1. Система состоит из установленных на объекте управления 1 (блоке оружия) в двух взаимоперпендикулярных плоскостях датчиков абсолютной угловой скорости 2 и 3. Датчик 2 измеряет абсолютную скорость объекта 1 в вертикальной плоскости, а датчик 3 – в горизонтальной. Выходы датчиков 2 и 3 соединены соответственно с входами исполнительных приводов 4 и 5, которые связаны с объектом 1 и осуществляют его стабилизацию в двух плоскостях. К недостаткам описанной системы относится появление взаимовлияния приводов вследствие наличия погрешности в механической установке перпендикулярности измерительных плоскостей датчиков скорости. Из-за этого при движении объекта управления 1, например, в вертикальной плоскости появляется некоторый сигнал на выходе датчика скорости, установленного в горизонтальной плоскости. Этот сигнал вызывает несанкционированное перемещение объекта управления 1 в горизонтальной плоскости. Выставка (юстировка) перпендикулярности измерительных плоскостей датчиков скорости для устранения этого дефекта осуществляется механическим способом, путем подбора прокладок под места крепления датчиков скорости. Эта операция является трудоемкой и занимает значительное машинное время. Предлагаемое изобретение направлено на упрощение операции юстировки перпендикулярности измерительных плоскостей датчиков скорости. Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что в двухплоскостную систему стабилизации и наведения, содержащую установленные на объекте управления во взаимоперпендикулярных плоскостях первый и второй одноплоскостные датчики угловой скорости, а также первый и второй исполнительные приводы, связанные с объектом управления, введены первый и второй сумматоры, установленные между соответствующими датчиками угловой скорости и исполнительными приводами, а также четыре масштабных делителя, причем инвертирующий и неинвертирующий входы первого сумматора соединены через первый и второй масштабные делители с выходом второго одноплоскостного датчика угловой скорости, а аналогичные входы второго сумматора соединены через третий и четвертый масштабные делители с выходом первого одноплоскостного датчика угловой скорости. На фиг. 1 представлена блочная схема системы стабилизации и наведения изделия 2Э52, принятой за прототип; на фиг. 2 – блочная схема предлагаемой системы стабилизации и наведения. Сведения, подтверждающие возможность осуществления предлагаемого технического решения с получением вышеуказанного технического результата, заключается в следующем. Предлагаемая система стабилизации и наведения (фиг. 2) состоит из установленных на объекте управления 1 в двух взаимоперпендикулярных плоскостях датчиков абсолютной угловой скорости 2 и 3. Выход датчика 2 через последовательно соединенные сумматор 4 и исполнительный привод 5 связан с объектом управления 1. Аналогично выход датчика 3 через сумматор 6 и исполнительный привод 7 связан с объектом управления 1. Одновременно выход датчика 2 соединен через первый масштабный делитель 8 с неинвертирующим, а через второй масштабный делитель 9 – с инвертирующим входами сумматора 6. Аналогично выход датчика 3 соединен через третий масштабный делитель 10 с неинвертирующим входом, а через четвертый масштабный делитель 11 – с инвертирующим входами сумматора 4. Предлагаемая система работает следующим образом. Управление объектом 1 осуществляется в двух взаимоперпендикулярных плоскостях по сигналам одноплоскостных датчиков абсолютной скорости 2 и 3, измерительные плоскости которых совпадают с этими плоскостями. Например, датчик 2 установлен в вертикальной плоскости, а датчик 3 – в горизонтальной. При движении объекта 1, например, в вертикальной плоскости вследствие того, что имеется погрешность в механической установке (неперпендикулярность) измерительных плоскостей датчиков 2 и 3, появляется несанкционированный сигнал в датчике 3, установленном в горизонтальной плоскости. Этот сигнал вызывает несанкционированное перемещение объекта 1 в горизонтальной плоскости, причем направление перемещения зависит от направления отклонения измерительной плоскости датчика 3 от нормали к вертикальной плоскости. Исключение этого несанкционированного перемещения осуществляется путем подачи компенсирующего сигнала с выхода датчика 2 через масштабные делители 8 и 9 на сумматор 6. Масштабные делители 8 и 9 настраиваются таким образом, чтобы на выходе сумматора 6 несанкционированный сигнал датчика 3 полностью компенсировался масштабированным сигналом датчика 2. Аналогичным образом с помощью масштабных делителей 10 и 11 компенсируется влияние горизонтального канала управления на вертикальный канал. Таким образом, осуществляется электрическая юстировка каналов управления. При этом отпадает необходимость в механической установке измерительных плоскостей одноплоскостных датчиков абсолютной скорости, что значительно упрощает и сокращает настроечные работы при отработке систем стабилизации и наведения объектов. Предлагаемое техническое решение проверено электронным моделированием, а также экспериментальной проверкой макета системы стабилизации блока оружия БМП. Результаты проверок показали возможность полной компенсации взаимовлияния каналов управления, а также подтвердили удобство и оперативность проведения электрической юстировки данных каналов. По результатам экспериментальной проверки предлагаемое техническое решение использовано в документации модернизированного стабилизатора блока оружия перспективной БМП. Литература 1. Стабилизатор 2Э52. Техническое описание ПБ1 331 092ТО. Архив ВНИИ “Сигнал”. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 15.07.2004
Извещение опубликовано: 20.04.2005 БИ: 11/2005
|
||||||||||||||||||||||||||