Патент на изобретение №2219378

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2219378 (13) C1
(51) МПК 7
F04D29/56
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2002125947/06, 01.10.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.10.2002

(45) Опубликовано: 20.12.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 5593275 A, 14.01.1997. SU 1746078 A1, 07.07.1992. SU 1375863 A1, 23.02.1988. DE 3230511 A1, 09.02.1984. FR 2323042 A, 04.04.1995.

Адрес для переписки:

129301, Москва, ул. Касаткина, 13, НТЦ им. А. Люльки ОАО “НПО Сатурн”

(72) Автор(ы):

Иванов А.П.,
Критский В.Ю.

(73) Патентообладатель(и):

Иванов Адольф Павлович,
Критский Василий Юрьевич

(54) СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

(57) Реферат:

Статор содержит корпус с поворотными лопатками, установленными в корпусе. Поворотные лопатки связаны рычагами с кольцом привода через штыри и антифрикционные втулки. Штыри закреплены на рычагах и через антифрикционные втулки с заплечиками закреплены на кольце привода. Кольцо привода на наружной поверхности имеет открытые прямоугольные пазы с аварийным зазором. В пазах установлены рычаги лопаток. Заплечики втулок находятся с внутренней поверхности кольца привода. На внутренней поверхности кольца привода имеются два кольцевых буртика с отверстиями, в них установлены Z-образные стопоры втулок, которые расположены напротив заплечиков. Благодаря предложенной конструкции становится возможным ремонт узла в процессе эксплуатации, не отправляя на завод, а также можно осуществлять ремонт выборочно для каждого вышедшего из строя узла. 4 ил.

Изобретение относится к регулируемым узлам и вспомогательным устройствам компрессоров.

Известен статор компрессора газотурбинного двигателя (далее ГТД), содержащий корпус, поворотные лопатки, установленные в корпусе и связанные рычагами с кольцом привода при помощи пустотелого штифта с развальцовкой его в кольце привода и шарнирного подшипника, развальцованного в рычаге [1].

Недостатком данной конструкции является то, что при износе штифта или сферы рычага нужно высверливать штифт кольца привода и срезать шарнирный подшипник рычага.

Наиболее близким к заявляемому является решение, где статор компрессора ГТД содержит корпус, поворотные лопатки, установленные в корпусе и связанные рычагами с кольцом привода через штыри, закрепленные на рычагах, и антифрикционные втулки с заплечиками, закрепленные на кольце привода [2].

Недостатком данной конструкции является крепление антифрикционной втулки с заплечиками на наружной поверхности кольца привода с ограничением ее положения сверху рычагом поворотной лопатки, что не позволяет достаточно надежно закрепить антифрикционную втулку на кольце привода, т.е. возможно ее “выползание” вверх на величину зазора между втулкой и рычагом и выработка заплечика втулки при трении ее об рычаг. (Зазор между втулкой и рычагом складывается из суммы допусков на положение кольца привода и рычага.)
Задача изобретения – надежно закрепить антифрикционную втулку в кольце привода, а также выполнение соединения рычага с кольцом привода в виде разборного узла, что позволит осуществить индивидуальный ремонт каждого узла крепления лопатки в процессе эксплуатации на станции, если происходит износ штыря или втулки. Также конструкция предусматривает аварийный привод рычага в случае износа штыря или втулки.

Указанная задача достигается тем, что в статоре компрессора ГТД, содержащем корпус, поворотные лопатки, установленные в корпусе и связанные рычагами с кольцом привода через штыри, закрепленные на рычагах, и антифрикционные втулки с заплечиками, закрепленными на кольце привода, кольцо привода на наружной поверхности снабжено открытыми прямоугольными пазами с аварийным зазором, где установлены рычаги лопаток, а заплечики втулок размещены с внутренней поверхности кольца привода, при этом кольцо привода на внутренней поверхности снабжено двумя кольцевыми буртиками, в отверстиях которых установлены Z-образные стопоры втулок, расположенные напротив заплечиков.

Новым здесь является то, что кольцо привода на наружной поверхности снабжено открытыми прямоугольными пазами с аварийным зазором, где установлены рычаги лопаток, и заплечики втулок размещены с внутренней поверхности кольца привода, при этом кольцо привода на внутренней поверхности снабжено двумя кольцевыми буртиками, в отверстиях которых установлены Z-образные стопоры втулок, расположенные напротив заплечиков.

Снабдив кольцо привода на наружной поверхности открытыми прямоугольными пазами с аварийным зазором, где установлены рычаги лопаток, мы осуществляем привод каждой лопатки при помощи боковых стенок паза при выборе аварийного зазора в случае поломки или выработки штифта или антифрикционной втулки. Это позволяет при поломках в узле некоторое время работать в аварийном режиме.

Разместив заплечики втулок между внутренней поверхностью кольца привода и Z-образным стопором, фиксируем ее положение в кольце привода. Снабдив кольцо привода двумя кольцевыми буртиками и помещая в их отверстиях Z-образные стопоры втулок напротив их заплечиков, этим добиваемся надежного крепления втулки в кольце привода.

Т. о. мы получаем разборный узел крепления рычага к кольцу привода, который позволяет передавать движение от кольца привода к поворотным лопаткам.

Благодаря предложенной конструкции становится возможным ремонт узла в процессе эксплуатации, не отправляя на завод, при этом ремонт можно осуществлять выборочно для вышедшего из строя привода каждой отдельной лопатки.

На фиг. 1 изображен продольный разрез статора компрессора ГТД,
на фиг. 2 изображен вид сверху на статор компрессора ГТД,
на фиг. 3 изображен вид снизу на кольцо привода,
на фиг. 4 изображен узел крепления рычага к кольцу привода.

Статор компрессора ГТД содержит корпус 1, поворотные лопатки 2, установленные в корпусе 1 и связанные рычагами 3 с кольцом привода 4 посредством штыря 5, закрепленного на рычаге 3, антифрикционной втулки 6 с заплечиками 7, которые закреплены на кольце привода 4.

Кольцо привода 4 на наружной поверхности 8 имеет открытые прямоугольные пазы 9 с аварийным зазором 10, в которые устанавливаются рычаги 3 лопаток 2. Заплечики 7 втулок 6 расположены с внутренней поверхности 11 кольца привода. На внутренней поверхности 11 кольцо привода 4 имеет два кольцевых буртика 12, 13, в отверстиях 14, 15 которых установлены Z-образные стопоры 16 втулок 6, расположенные напротив заплечиков 7.

Ремонт статора можно проводить для каждой лопатки индивидуально независимо от других лопаток. При этом замена поврежденных деталей узла штыря 5 и втулки 6 осуществляется следующим образом: вынимается Z-образный стопор из отверстий 14, 15, находящихся в буртиках 12, 13. Втулка 6 вынимается из кольца привода 4 и в случае повреждения заменяется на новую. Рычаг 3 со штырем 5 при износе штыря 5 заменяется на новый.

При этом поврежденный узел некоторое время может работать в режиме аварийного привода, когда движение лопатки 2 передается посредством боковых стенок 17 пазов 9 на наружной поверхности 8 кольца привода 4.

Из описания видно, что для реализации устройства используются элементы, применяемые в промышленности, что позволяет сделать вывод о промышленной применимости изобретения.

Источники информации
1. Патент США 3788763, кл 415-147, опубл. 19 янв. 1971 г.

2. Патент США 5393275, кл. 415-160, опубл. 14 июня 1997 г.

Формула изобретения

Статор компрессора газотурбинного двигателя, содержащий корпус, поворотные лопатки, установленные в корпусе и связанные рычагами с кольцом привода через штыри, закрепленные на рычагах, и антифрикционные втулки с заплечиками, закрепленными на кольце привода, отличающийся тем, что кольцо привода на наружной поверхности снабжено открытыми прямоугольными пазами с аварийным зазором, где установлены рычаги лопаток, а заплечики втулок размещены с внутренней поверхности кольца привода, при этом кольцо привода на внутренней поверхности снабжено двумя кольцевыми буртиками, в отверстиях которых установлены Z-образные стопоры втулок, расположенные напротив их заплечиков.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

(73) Патентообладатель(и):

Иванов Адольф Павлович,
Критский Василий Юрьевич

(73) Патентообладатель:

Общество с ограниченной ответственностью “Программные продукты”

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 14.08.2007 № РД0025405

Извещение опубликовано: 27.09.2007 БИ: 27/2007


Categories: BD_2219000-2219999