Патент на изобретение №2219073
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) БОРТ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ С ОКРУЖНЫМИ ПОДКРЕПЛЯЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
(57) Реферат: Изобретение относится к автомобильному транспорту, предпочтительно большой грузоподъемности. Пневматическая шина содержит радиальную арматуру каркаса, закрепленную в каждом борту на двух бортовых кольцах с формированием оборота. В меридиональном сечении дополнительная арматура подкрепления образована по меньшей мере одним слоем окружных подкрепляющих элементов, расположенных по меньшей мере в осевом направлении изнутри и вдоль упомянутой арматуры каркаса в области борта. В результате повышается прочность и надежность шин. 10 з.п.ф-лы, 4 ил. Изобретение касается пневматической шины с радиальной арматурой каркаса, предназначенной для перевозки тяжелых грузов, а более точно, данное изобретение касается пневматической шины типа “Poids-Lourds”, предназначенной для оснащения тяжелых автодорожных транспортных средств типа грузовиков большой грузоподъемности, автодорожных тягачей, автобусов, прицепов и других транспортных средств, конкретнее – новой конструкции подкрепления бортов таких пневматических шин. Пневматическая шина рассматриваемого здесь типа содержит арматуру каркаса, образованную по меньшей мере одним слоем металлических кордных нитей, закрепленных в каждом борту на одном бортовом кольце, формируя оборот. Поверх арматуры каркаса в радиальном направлении располагается арматура гребня, которая содержит по меньшей мере два слоя металлических кордных нитей, перекрещивающихся от одного слоя к другому и образующих с окружным направлением углы, величина которых находится в диапазоне от 10o до 45o. Обороты арматуры каркаса обычно усилены по меньшей мере одним слоем подкрепления борта, сформированным из металлических кордных нитей, ориентированных под небольшим углом к окружному направлению, величина которого находится в диапазоне от 10o до 30o. Упомянутый слой подкрепления борта располагается обычно снаружи в осевом направлении вдоль оборота арматуры каркаса, и его верхний в радиальном направлении конец располагается выше или ниже верхнего в радиальном направлении конца оборота арматуры каркаса. Что касается нижнего в радиальном направлении конца слоя подкрепления, он располагается обычно ниже прямой, которая параллельна оси вращения, и проходит приблизительно через центр тяжести меридионального сечения бортового кольца закрепления арматуры каркаса. Известное техническое решение касается исключения отклонения от радиального направления кордных нитей оборота арматуры каркаса, а также минимизации радиальной и окружной деформации, которым подвергается конец оборота и наружный слой резины, покрывающий данный борт и обеспечивающий его связь с ободом. Продолжительность срока службы пневматических шин типа “Poids-Lourds” для тяжелых автодорожных транспортных средств вследствие достигнутого прогресса в данной области техники и вследствие того, что некоторые условия езды становятся менее запретительными для износа беговой дорожки протектора, стала недостаточной, поэтому необходимо в еще большей степени повысить стойкость или срок службы бортов пневматических шин. Усовершенствование касается предохранения от разрушения слоев резины на уровне концов оборота арматуры каркаса и наружных в радиальном направлении концов слоев подкрепления бортов. Более конкретно, для пневматических шин, подвергающихся продолжительному качению, длительная езда вызывает повышение температуры бортов вследствие нагрева монтажных ободов. При этом резиновые смеси, находящиеся в контакте с ободом, подвергаются более или менее медленному окислению, при этом уменьшается их жесткость. Вследствие этого возникает ярко выраженная тенденция к разматыванию арматуры каркаса вокруг бортового кольца под действием внутреннего давления накачивания несмотря на наличие одного или нескольких слоев подкрепления борта. В этом случае возникают движения бортового кольца и деформации сдвига на всех концах слоев, которые в конечном счете приводят к разрушению данного борта. Упомянутое усовершенствование должно также касаться второй возможности предохранения от разрушения борта пневматической шины. Для повышения стойкости зоны бортов пневматической шины, несущей большие нагрузки, в патенте US 3301303 предлагается арматура каркаса, которая наматывается вдоль определенной траектории вокруг двух бортовых колец, практически примыкающих друг к другу в осевом направлении. При этом арматура каркаса сначала закрепляется посредством выполнения оборота вокруг наиболее внутреннего в осевом направлении бортового кольца, проходя в радиальном направлении снаружи внутрь, а потом в осевом направлении изнутри наружу так, чтобы пройти затем ниже второго бортового кольца, располагающегося снаружи в осевом направлении, и после этого обертывается вокруг второго бортового кольца, проходя в радиальном направлении изнутри наружу, а потом в осевом направлении снаружи внутрь, чтобы сформировать оборот, возвращающийся в радиальном направлении под упомянутое первое бортовое кольцо, и оборачивающийся, в случае необходимости, вокруг этого первого бортового кольца, чтобы затем располагаться вдоль наружной в осевом направлении стороны данного слоя арматуры каркаса. Арматура каркаса радиальной пневматической шины, смонтированной на эксплуатационном ободе и накачанной до рекомендованного внутреннего давления, имеет в боковине равномерно выпуклый меридиональный профиль, располагающийся приблизительно между зонами соединения, с меридиональным профилем арматуры гребня, а с другой стороны – с соответствующим бортом. Начиная с радиуса, где арматура каркаса подвергается влиянию слоев подкрепления бортов, она имеет в борту меридиональный профиль либо по существу прямолинейный, либо искривленный в направлении, противоположном направлению его кривизны в упомянутых боковинах, то есть по существу параллельный кривизне круговых выступов обода, начиная от точки перегиба, располагающейся в радиальном направлении приблизительно на уровне верхнего в радиальном направлении конца слоя подкрепления борта, размещенного вдоль оборота арматуры каркаса. Такое техническое решение, объединяющее наличие двух бортовых колец в одном борту с меридиональным профилем, представляющим точку перегиба в области борта, существенным образом повышает стойкость бортов в случае движения пневматической шины на нагревающемся или горячем ободе. Однако оно становится недостаточным в тех случаях, когда движение осуществляется с превышением номинальных нагрузок или при пониженных внутренних давлениях накачивания по отношению к рекомендованным значениям, то есть при движении в таких условиях, когда величина отношения высоты на ободе Н к максимальной осевой ширине S для данной пневматической шины становится меньше 0,8. Исследования, проведенные заявителем, позволили прийти к выводу, что меридиональный профиль арматуры каркаса в области изменения его кривизны в борту должен быть усилен при помощи по меньшей мере одной арматуры подкрепления борта. Чтобы увеличить срок службы бортов пневматической шины, имеющей коэффициент формы H/S, величина которого составляет менее 0,8, и предназначенной для оснащения автодорожного транспортного средства большой грузоподъемности, пневматическая шина в соответствии с предлагаемым изобретением содержит по меньшей мере одну радиальную арматуру каркаса, образованную по меньшей мере одним слоем нерастяжимых подкрепляющих элементов и закрепленную в каждом борту В на по меньшей мере двух бортовых кольцах, располагающихся рядом друг с другом, обернутую вокруг первого бортового кольца и затем обмотанную вокруг второго бортового кольца для формирования оборота. Пневматическая шина характеризуется тем, что в меридиональном сечении дополнительная арматура подкрепления, образованная по меньшей мере одним слоем окружных подкрепляющих элементов, размещена вдоль арматуры каркаса по меньшей мере изнутри от нее в осевом направлении и в той области данного борта, где траектория меридионального профиля арматуры каркаса изменяет свою кривизну, чтобы стать прямолинейной или вогнутой вплоть до точки Т ее касания с квазикруглым защитным слоем первого бортового кольца закрепления, причем нижний в радиальном направлении конец арматуры подкрепления борта расположен в радиальном направлении ниже прямой D’, параллельной оси вращения и проходящей через точку защитного слоя покрытия первого бортового кольца закрепления, наиболее удаленную в радиальном направлении от оси вращения, но выше прямой D, параллельной оси вращения и проходящей через точку защитного слоя покрытия первого бортового кольца закрепления, наиболее близкую в радиальном направлении к оси вращения. Верхний в радиальном направлении конец дополнительной арматуры подкрепления в предпочтительном варианте реализации расположен на радиальном расстоянии от прямой D, находящемся в диапазоне между величиной, равной половине радиального расстояния между прямыми D и D”, увеличенной на половину радиального расстояния между прямыми D и D’, и величиной, равной половине радиального расстояния между прямыми D и D”, уменьшенной на половину радиального расстояния между прямыми D и D’, причем прямая D” представляет собой линию наибольшей осевой ширины. Прямая D” наибольшей осевой ширины параллельна оси вращения и проходит через точку меридионального профиля арматуры каркаса, соответствующую точке наибольшей осевой ширины в том случае, когда пневматическая шина смонтирована на эксплуатационном ободе, накачана до рекомендованного давления и не нагружена. Элементы дополнительной арматуры подкрепления представляют собой так называемые окружные подкрепляющие элементы в том случае, если угол, который они образуют с окружным направлением, находится в диапазоне от +5o до -5o. При любой траектории, которую может описывать арматура каркаса для ее закрепления на двух бортовых кольцах борта при траектории, предложенной в патенте US 3301303 и уже подробно описанной выше, или траектории, определяемой первым оборотом вокруг бортового кольца, наиболее внутреннего в осевом направлении, и проходящей здесь в направлении изнутри наружу, затем в осевом направлении между двумя бортовыми кольцами, затем в радиальном направлении выше наиболее наружного в осевом направлении бортового кольца, и затем вокруг второго бортового кольца, проходя в радиальном направлении сверху вниз и в осевом направлении снаружи внутрь, после чего в радиальном направлении ниже наиболее внутреннего бортового кольца. Предпочтительно, чтобы конец оборота арматуры каркаса был расположен в радиальном направлении под бортовым кольцом, наиболее внутренним в осевом направлении. Модификация полученного таким образом борта заключается в том, что прямая, соединяющая два центра тяжести поперечных сечений бортовых колец, не параллельна оси вращения, а образует с этой осью угол ![]() ![]() фиг.1 изображает разрез известной пневматической шины; фиг. 2 – борт пневматической шины в соответствии с первым вариантом выполнения предлагаемого изобретения; фиг. 3 – борт пневматической шины в соответствии со вторым вариантом реализации предлагаемого изобретения, где бортовые кольца представляют собой бортовые кольца плетеного типа и данный борт является утонченным; фиг. 4 – вариант реализации предлагаемого изобретения с использованием арматуры каркаса, состоящей из трех частей, согласно изобретению. Известная пневматическая шина Р, схематически показанная на фиг.1, представляет собой пневматическую шину типоразмера 205/75 R 17,5, которая предназначена для установки на монтажном ободе, содержащем посадочные места J обода, наклоненные на угол 15o. Пневматическая шина содержит беговую дорожку протектора 4, соединенную с двумя бортами В при помощи двух боковин 5. При этом каждый борт В усилен бортовым кольцом 1, образованным намоткой на соответствующую форму проволоки четырехугольного поперечного сечения для получения нескольких расположенных рядом друг с другом в радиальном направлении рядов этих проволок. Вокруг бортового кольца 1 закреплена арматура каркаса 2, состоящая из одного слоя кордных нитей, изготовленных из ароматического полиамида. Арматура каркаса 2 имеет в меридиональном сечении меридиональный профиль между точкой А наибольшей осевой ширины и точкой Т касания профиля с квазикруглым слоем защитного покрытия 10 бортового кольца закрепления 1 (здесь этот слой защитного покрытия назван квазикруглым, поскольку такой слой практически никогда не обладает совершенно круглой формой поперечного сечения), представляющим две области кривизны. Этот профиль является выпуклым от точки А и до точки J перегиба, располагающейся в радиальном направлении выше бортового кольца, и он является вогнутым от точки перегиба до точки Т касания. Закрепление арматуры каркаса 2 осуществляется при помощи оборота 20 вокруг защитного слоя покрытия 10 из каучуковой смеси, которая покрывает бортовое кольцо 1, причем величина радиального расстояния h, отделяющего верхний в радиальном направлении конец оборота 20 от прямой YY’, параллельной оси вращения и определяющей номинальный диаметр борта (который в описываемом здесь случае также представляет собой диаметр обода), в рассматриваемом примере пневматической шины типоразмера 205/75 R 17,5 составляет 25 мм. Между арматурой каркаса 2 и ее бортом 20 в радиальном направлении над бортовым кольцом 1 располагается утолщение бортового кольца 71, выполненное из каучуковой смеси с обычно высокой твердостью по Шору. Снаружи от оборота 20 в осевом направлении располагается слой 6 подкрепления, сформированный из металлических нерастяжимых кордных нитей, слабо отклоненных от окружного направления, верхний в радиальном направлении конец которого более удален от оси вращения, чем верхний конец оборота 20 арматуры каркаса 2. Слой 6 отделен от арматуры каркаса 2 и от утолщения бортового кольца 71 вторым утолщением 72 заполнения и от защитной каучуковой смеси 8, которая охватывает борт, третьим утолщением 73 из каучуковой смеси. Борт В пневматической шины типоразмера 205/75 R 17,5 в соответствии с предлагаемым изобретением (фиг.2) усилен двумя бортовыми кольцами 11 и 12, причем каждое из бортовых колец, содержащих проволоки прямоугольного поперечного сечения, то есть сформированных намоткой на соответствующую форму проволоки с прямоугольным поперечным сечением вплоть до получения нескольких примыкающих друг к другу в радиальном направлении рядов этих проволок, покрыто каучуковой смесью 110, 120 с высоким модулем удлинения. Прямая, соединяющая два центра тяжести поперечных сечений бортовых колец 11 и 12, образует с осью вращения угол ![]() ![]() ![]() с известными пневматическими шинами РT, то есть с пневматическими шинами, содержащими борта обычной толщины, содержащие только одно бортовое кольцо из проволок прямоугольного поперечного сечения, где слой подкрепления борта представляет собой слой сплошных металлических кордных нитей, ориентированных под углом 22o по отношению к окружному направлению, располагающийся в осевом направлении снаружи от оборота арматуры каркаса (фиг.1); с пневматическими шинами РА, идентичными упомянутым выше пневматическим шинам РТ, но с бортами, содержащими два бортовых кольца закрепления; с пневматическими шинами РВ, идентичными пневматическим шинам РT, но содержащими борта уменьшенной толщины, бортовое кольцо плетеного типа и дополнительную арматуру подкрепления борта с окружными элементами, располагающуюся в основном направлении изнутри от арматуры каркаса. Сопоставление осуществлялось по двум критериям качества, являющимся основополагающими для стойкости или продолжительности срока службы бортов пневматических шин – стойкости под воздействием перегрузки и стойкости на нагревающемся или горячем ободе. В одних и тех же условиях движения для всех протестированных покрышек обычные пневматические шины РТ совершили пробег в среднем (по две протестированных пневматические шины в каждой категории) 36 000 км при движении с перегрузкой и 5100 км при движении с нагревающим или горячим ободом. Пневматические шины РА с бортами, содержащими два бортовых кольца, совершили пробег в тех же двух условиях движения соответственно в 27 000 км и 21 000 км, что характеризует существенный выигрыш в стойкости при движении на нагревающемся или горячем ободе. Пневматические шины РB совершили в тех же самых условиях движения и в двух тестах пробег в 72 000 км и 5900 км соответственно, тогда как пневматические шины РАВ совершили пробег соответственно в 93 000 км и 31 000 км, что характеризует значительный прогресс. Пневматические шины РС, содержащие борта нормальной толщины, два бортовых кольца закрепления в каждом борту и дополнительную арматуру подкрепления бортов с окружными подкрепляющими элементами, располагающуюся в осевом направлении изнутри от арматуры каркаса, достигли величины пробега в 61 000 км при движении с перегрузкой и 29 000 км при движении на нагревающемся или горячем ободе. Приведенные выше результаты демонстрируют эффект от наличия двух бортовых колец закрепления в одном борту, благоприятным образом влияющий на поведение стойкости борта при движении на горячем ободе. Зато в случае движения с перегрузкой это наличие двух бортовых колец в одном борту оказывается далеким от того, чтобы быть благоприятным. Оно скорее является вредным для пневматической шины обычной конструкции с обычными значениями толщины и с обычной арматурой подкрепления бортов. Вредное влияние устраняется для пневматической шины, где обычная арматура подкрепления борта на обороте арматуры каркаса заменена на арматуру подкрепления с окружными подкрепляющими элементами, располагающуюся в осевом направлении изнутри от арматуры каркаса, и дает положительный эффект для пневматической шины, содержащей борта уменьшенной толщины в сочетании с наличием дополнительной арматуры подкрепления с окружными подкрепляющими элементами, располагающейся изнутри от арматуры каркаса. В этом случае продолжительность движения на нагревающемся или горячем ободе еще более повышается, что делает комбинацию РАВ особенно эффективной. Формула изобретения 1. Пневматическая шина с коэффициентом формы H/S менее 0,8 для оснащения транспортного средства большой грузоподъемности, содержащая радиальную арматуру каркаса, образованную по меньшей мере одним слоем нерастяжимых подкрепляющих элементов, закрепленную в каждом борту В на по меньшей мере двух бортовых кольцах, располагающихся рядом друг с другом, обернутую вокруг первого бортового кольца и затем обмотанную вокруг второго бортового кольца для формирования оборота, а также в меридиональном сечении дополнительную арматуру подкрепления, отличающаяся тем, что дополнительная арматура подкрепления образована по меньшей мере одним слоем окружных подкрепляющих элементов, размещена вдоль арматуры каркаса по меньшей мере изнутри от нее в осевом направлении, причем арматура подкрепления имеет нижний в радиальном направлении конец, расположенный ниже прямой D’, параллельной оси вращения и проходящей через точку слоя защитного покрытия первого бортового кольца закрепления, наиболее удаленную от оси вращения, но выше прямой D, параллельной оси вращения и проходящей через точку слоя защитного покрытия первого бортового кольца закрепления, наиболее близкую в радиальном направлении к оси вращения, и верхний в радиальном направлении конец дополнительной арматуры подкрепления, расположенный на радиальном расстоянии от прямой D, находящемся в диапазоне между величиной, равной половине радиального расстояния между прямыми D и D’’, увеличенной на половину радиального расстояния между прямыми D и D’, и величиной, равной половине радиального расстояния между прямыми D и D’’, уменьшенной на половину радиального расстояния между прямыми D и D’, причем прямая D’’ представляет собой прямую, параллельную оси вращения и проходящую через точку А наибольшей осевой ширины меридионального профиля арматуры каркаса в случае, когда пневматическая шина смонтирована на эксплуатационном ободе, накачана до номинального давления и не нагружена. 2. Пневматическая шина по п.1, отличающаяся тем, что в области борта В траектории меридионального профиля арматуры каркаса (2) изменяет свою кривизну на прямолинейную или вогнутую до точки Т касания с квазикруглым слоем защитного покрытия первого бортового кольца (11) закрепления. 3. Пневматическая шина по п.1, отличающаяся тем, что меридиональный профиль арматуры каркаса (2) имеет в меридиональном сечении траекторию, заключенную между точкой А наибольшей осевой ширины и точкой Т касания с квазикруглым слоем защитного покрытия (110) первого бортового кольца (11), выпуклую и круглую по всей длине, причем центр ее кривизны расположен на прямой D’’ так, что толщина ![]() ![]() ![]() РИСУНКИ
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Сосьете де Текноложи Мишлен (“СТМ”) (FR)
Лицензиат(ы): ООО “МИШЛЕН Русская компания по производству шин”
Договор № РД0005215 зарегистрирован 22.12.2005
Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Компани Женераль Дез Этаблиссман Мишлен-Мишлен Э Ко. (FR)
Лицензиат(ы): Сосьете де Текнолоджи Мишлен (“СТМ”) (FR)
Договор № РД0005214 зарегистрирован 22.12.2005
Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 17.12.2007
Извещение опубликовано: 27.07.2010 БИ: 21/2010
|
||||||||||||||||||||||||||