Патент на изобретение №2150009

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2150009 (13) C1
(51) МПК 7
F01N1/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98120313/06, 12.11.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.11.1998

(45) Опубликовано: 27.05.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1178912 A, 15.09.85. SU 1337538 A1, 15.09.87. US 5739483 A, 14.04.98. FR 2420031 A1, 12.10.79. DE 3241887 C1, 17.07.84. CH 576581 A5, 15.06.76. DE 2811087 A1, 27.09.79. US 3064336 A, 20.11.62.

Адрес для переписки:

125438, Москва, Автомоторная ул.2, НАМИ, ОИПС, Выборнову В.Г.

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество открытого типа Баксанский завод “Автозапчасть”

(72) Автор(ы):

Осипов Б.И.,
Шурдумов М.Р.,
Тольский В.Е.,
Борисов В.А.,
Москаленко В.А.,
Рамазанов Гаджихан Таги оглы

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество открытого типа Баксанский завод “Автозапчасть”

(54) ГЛУШИТЕЛЬ ВЫХЛОПА


(57) Реферат:

Предложение относится к глушителям выхлопа, в которых используются резонанс, эффект интерференции и дросселирование потока газов. Глушитель содержит корпус овальной формы с трубами и перегородкой, разделяющей его камеры, в одной из которых размещены два изогнутых экрана. Камеры, занимающие весь объем корпуса, и соединяющая их труба выполнены акустически эквивалентно. В каждой из камер установлена перегородка с отверстиями, расположенными преимущественно в зоне пересечения осей овала. Впускная и выпускная трубы смещены по разным осям овала. Выпускная труба выполнена с щелями и в их зоне оснащена высокочастотным резонатором. Повышены эксплуатационные свойства глушителя при упрощении его конструкции и снижении затрат на его производство путем рациональной организации газового потока, а также оптимального выполнения основных его элементов. 6 з.п.ф-лы, 6 ил.


Предложение относится к тепловым двигателям, их выхлопным устройствам, в частности, к выхлопным устройствам двигателей внутреннего сгорания и прежде к глушителям выхлопа, в которых используются резонанс, эффект интерференции и дросселирование потока газов. Наиболее предпочтительно его использование на легковых автомобилях.

Широко известны глушители для автотранспорта, которые служат для уменьшения шума при выходе отработавших газов из газовыпускной системы двигателя внутреннего сгорания в атмосферу (см., например, книгу “Автомобиль “Москвич 2110”, М. Изд-во Машиностроение, 1982, стр.86).

Отработавшие газы, проходя в упомянутом глушителе через многочисленные отверстия и попадая в камеры, постепенно расширяются и меняют, вплоть до противоположного, направление движения. Вследствие этого давление и скорость газов уменьшаются, колебания потоков газов выравниваются и шум на выпуске уменьшается.

Конструкции глушителей в зависимости от типа транспортного средства и его двигателя чрезвычайно разнообразны. Для транспортных средств и их двигателей весьма важно создать такие глушители, которые, обеспечивая эффективное заглушение шума, были бы просты в изготовлении. При создании таких устройств было предложено очень большое количество технологических решений.

Так, глушитель по выданному в США патенту N 2104376 выполнен овальной формы со смещенными входным и выходным патрубками и последовательно расположенной по ходу движения отработавших газов перепускной трубой, в которых размещена перфорированная, с выступами, свернутая в рулон лента; по патенту N 2834426 в глушитель введен перфорированный экран, по патенту N 2800973 – резонатор, а по патенту N 2881852 – акустические муфты. Более сложные, хотя и эффективные устройства, приведены во французском патенте N 1359738, английском патенте N 1255813, в выданных в США патентах N 3315761 и N 3388768, патенте Германии N 1294392. Глушители выхлопа, представленные в выданных в США патентах N 3447629, 3469653, 3557904, 3613830, 3648803, 3703938, отличаются использованием в них разнообразных физических процессов, происходящих с отработавшими газами. В равной мере это относится и к французским заявкам N 2426153 и 2466613, к японской заявке N 61-278444, а также к международной заявке N 97107325. Из итальянской заявки N 89-52895 известен глушитель, в котором между соосно расположенными относительно друг друга элементами размещен спиралеобразный тракт, что заметно усложняет конструкцию при любом из вариантов его выполнения. Более перспективны в этом плане глушители по выданным в США патентам N 2850111 и 4102430, по немецкому патенту N 3526609, японским заявкам N 8-121703 и 8-3400043, которые к тому же имеют большую степень конструкторской проработки с целью их практического использования для двигателей транспортных средств.

В свою очередь, некоторые авторы предполагают возможность создания по существу идеального глушителя шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания. Так в авт.св. N 641140, N 850874, N 1092290, N 1254181, N 1420193, N 1548479 и N 1625991 изображены схемы глушителя выхлопа, каждая из которых, по мнению заявителей, значительно повышает эффективность шумоглушения.

Теоретические основы работы глушителей шума выпуска отработавших газов автомобильных двигателей и основные конструктивные решения в разное время были изложены в известных справочниках: М.А.Ошеров “Глушители шума выхлопа автомобильных двигателей (конструкция, расчет, испытание)”, ОНТИ НКТП СССР 1955г. , “Борьба с шумом”. (Справочник) /Под ред. К.Я.Юдина, Изд. лит. по строительству, М. 1964г., “Борьба с шумом на производстве”. (Справочник), М. Машиностроение 1985 г.

Оптимизации основных конструктивных параметров для некоторых схем глушителей посвящены патенты N 2936041 и N 4109751, выданные в США, и немецкая заявка N 2930668.

В 1983 г. было выдано авторское свидетельство N 1064022 на глушитель с торцовыми и промежуточной камерами шумоглушения, которые отработавшие газы проходят последовательно, резонируя и расширяясь. Для расширения диапазона шумоглушения впускная труба на перфорированном участке выполнена с выступами и снабжена кожухом, при этом стенка кожуха выполняет роль экрана. Если в этом глушителе выступ размещен на впускной трубе, то по английским патентам N 2109855 и N 2198475 аналогичные по назначению элементы размещены на днищах глушителя, при этом поток газов попадает на них после впускного и перед выпускным патрубком. По выданному в Германии патенту N 3506150 роль разделительного экрана выполняет кожух, размещенный в промежуточной камере. Различные конструкции экранов представлены в патентах, выданных в США, например, в патентах N 2017744, 2739661, 3243011, 3994364 и других.

Компактным и эффективным выглядит глушитель по авт. свид. N 1178912, опубликованному в 1985 г. по кл. F 01 N 1/06. Он содержит корпус овальной формы с трубами и разделяющими его на камеры перегородками, в одной из которых размещены пластины, а в другой – экран. Корпус глушителя разделен на три камеры – первую и вторую расширительные и выпускную, из которых две первые соединены через две трубы, размещенные в перегородке смещенно от оси глушителя. Таким образом, известный глушитель, как и заявляемые, содержит корпус овальной формы с трубами и разделяющей его на камеры перегородкой, в одной из которых размещен экран.

Отработавшие газы поступают в глушитель через перфорированную впускную трубу и, пройдя через перфорацию и соединительные трубы, входит в выпускную трубу и покидает глушитель. При прохождении газов через соединительные трубы создается акустическое сопротивление, которое способствует устранению первой формы продольных собственных колебании газа. В поперечном направлении вдоль малой оси овала первая форма колебаний не передается, а вторая форма колебаний заглушается благодаря установке пластин и их расположению. Передача звука в выпускную трубу из второй расширительной камеры отсутствует благодаря экрану. Выпускная камера, являющаяся камерой-резонатором, подстраивает характеристики глушителя.

Известный глушитель недостаточно эффективен в диапазоне средних частот, так как наибольшее заглушение, вносимое расширительными камерами, обусловлено длинами этих камер, а сами эти камеры (вместе взятые) занимают лишь половину длины корпуса глушителя. Заглушение шума на средних частотах здесь обеспечивается только в выпускной камере, которая соединяется с выпускной трубой через перфорацию. Эффективность таких камер понижается при возрастании скорости потока газа. Упомянутые пластины, размещенные в первой расширительной камере и предотвращающие возникновение нечетных форм собственных колебаний в направлении малой оси овала, оказываются неэффективными при смещении впускной или выпускной трубы вдоль упомянутой оси. Кроме того, в известном глушителе ограничена возможность влиять на создаваемое им противодавление в процессе доводочных работ.

Задача настоящего предложения – повышение эксплуатационных свойств глушителя выхлопа при упрощении его конструкции и снижении затрат на его производство.

Повышение эксплуатационных свойств глушителя выхлопа при упрощении его конструкции и снижении затрат на его производство обеспечено путем рациональной организации газового потока, а также оптимального выполнения основных его элементов.

Для этого в глушителе выхлопа, содержащем корпус овальной формы с трубами и перегородкой, разделяющей его на камеры, в одной из которых размещен экран, занимающие весь объем корпуса камеры и соединяющая их труба выполнены акустически эквивалентно.

Выполнение занимающих весь объем корпуса камер и соединяющей их трубы акустически эквивалентными в глушителе выхлопа, содержащей корпус с трубами и разделяющей его на камеры перегородкой, в одной из которых размещен экран, позволит повысить эксплуатационные свойства глушителя при упрощении его конструкции и снижении затрат на его изготовление, поскольку отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания поступают в большую по объему расширительную камеру, где осуществляется безрезонансное заглушение, и эффект шумоглушения дублируется далее как при перетекании газового потока по перепускной трубе, так и в другой расширительной камере, чему способствуют к тому же их одинаковые акустические характеристики, а также то, что газовому потоку в них предоставлен весь образованный простыми по форме элементами объем корпуса.

Повышению эффективности шумоглушения способствует установка в каждой из камер перегородки с отверстиями, расположенными преимущественно в зоне пересечения осей овала. Помимо этого, отверстия в перегородках используются и для регулировки противодавления в системе выпуска.

Расширению эксплуатационных возможностей, особенно на переходных режимах работы двигателя, способствует смещенное по разным осям овала расположение впускной и выпускной труб.

На повышение эксплуатационных свойств глушителя направлено также размещение в одной из камер на впускной трубе двух изогнутых экранов, ибо это обеспечивает симметрию поперечному сечению камеры глушителя и предотвращает возникновение нечетных форм собственных колебаний в направлении его малой оси. При этом отсутствует необходимость установки пластин используемых в прототипе.

Повышение эксплуатационных свойств глушителя достигается и в том случае, если впускная труба оснащена пробкой, размещенной в зоне перегородки с отверстиями. Обеспечивая выход газа в боковых поверхностях впускной трубы, это предотвращает поломку упомянутой перегородки при “хлопках” в глушителе и повышает надежность его работы.

Возникновение вторичного шума предотвращается выполнением выпускной трубы со щелями и оснащение ее в их зоне высокочастотным резонатором.

Упомянутые щели и высокочастотный резонатор могут быть расположены вне корпуса глушителя, что обеспечивает большую степень расширения газов, поступающих из впускной трубы в расширительную камеру, и их шумоглушение, а при использовании для некоторых моделей легковых автомобилей обеспечивает и снижение затрат на изготовление.

Конструкция трехтрубного глушителя выхлопа достаточно проста и технологична как при сборке путем сварки, так и завальцовки труб в перегородках.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено:
фиг. 1 – продольный разрез глушителя;
фиг. 2 – поперечный разрез глушителя (разрез A-B-C-D фиг. 1);
фиг. 3 а,б,в – вид на перегородки;
фиг. 4 – акустическая схема глушителя;
фиг. 5 – продольный разрез глушителя, у которого выпускная труба оснащена пробкой;
фиг. 6 – продольный разрез глушителя с размещением высокочастотного резонатора вне корпуса глушителя.

Глушитель выхлопа, установленный в системе выпуска отработавших газов транспортного средства, закрепленной в основании кузова. Он содержит корпус 1 овальной формы с передним 2 и задним 3 донышками, через которые входит впускная 4 и выпускная 5 трубы (фиг. 1, 2). В корпусе 1 установлена глухая центральная перегородка 6 (фиг. 3а), расположенная в середине длины корпуса 1 и разделяющая его объем на две изолированные расширительные камеры 7 и 8 одинаковой длины 2, одна из которых 7 ограничена перегородкой 6 и донышком 2, а другая 8 ограничена той же перегородкой и донышком 3. Камеры 7 и 8 соединены перепускной трубой 9, эквивалентная акустическая длина которой определяется величиной поправок Релея (см. упомянутую книгу М.Ошерова, стр. 19) и равна длине каждой из расширительных камер 7 и 8. Впускная труба 4 проникает в камеру 8, не достигая 1/4 ее длины на величину (поправка Релея), где r – радиус трубы (фиг. 4). На ту же величину перепускная труба 9 не достигает середин каждой из камер 7 и 8, занимающих вместе весь объем корпуса 1. Газовый поток имеет высокую степень внезапного расширения при входе в каждую из граничащих друг с другом камер 7 и 8, образующих с перепускной трубой 9 колебательную систему, в которой заглушение, обеспечиваемое камерами 7 и 8 благодаря одинаковым безрезонансным акустическим характеристикам камер, суммируется. При этом устраняются первая, вторая и третья формы собственных колебаний газа в продольном направлении.

В каждой из камер 7 и 8 установлены перегородки овальной формы соответственно 10 и 11, образуя в камере 7 пространства 12 и 13, а в камере 8 – пространства 14 и 15. В каждой из перегородок 10 и 11 выполнены отверстия 16 и 17 для прохода газа, расположенные преимущественно в средней части площадей перегородок в зоне пересечения большой 18 и малой 19 осей овала (фиг. 3б, 3в).

Такое выполнение перегородок 10 и 11 повышает эффективность шумоглушения, способствуя устранению четвертой формы собственных колебаний газового потока в продольном направлении, при этом перфорационные отверстия 16 и 17 могут быть использованы для регулирования противодавления в системе выпуска при ее доводке.

Впускная труба 4 смещена от центра корпуса 1 в направлении малой оси 19 овала, а выпускная 5 – в направлении большой его оси 18 (фиг. 2). На выпускной трубе 5 выполнена группа отверстий 20 (фиг. 1) с суммарной площадью, равной или большей площади проходного сечения трубы, отстоящих от перегородки 6 на расстояние l/4.

Принятое расположение труб в корпусе глушителя обеспечивает эффективное заглушение шума не только на установившихся, но и при переменных режимах работы двигателя, при этом основные формы собственных колебаний устраняются не только в продольном направлении, но и в направлении большой оси 18 овала, а также создается возможность для более рациональной компоновки глушителя на транспортном средстве.

В камере 7 на впускной трубе 4 закреплены два изогнутых экрана 21 и 22 овальной формы (экран 22 является дополнительным по отношению к экрану 21). Их установка практически не изменяет площади поперечного сечения камеры 7 в продольном направлении. В поперечном же направлении для звуковой волны, распространяющейся в направлении большей оси овала 18, экраны 21 и 22 придают камере 7 симметричную форму, нарушенную смещением впускной трубы 4 вдоль малой оси овала 19 и предотвращающую возникновение нечетных форм собственных колебаний в направлении этой оси. Таким образом, благодаря установке экранов 21 и 22 в камере 7 не возбуждается первая форма собственных колебаний, а шум, прошедший на этой частоте из камеры 8, полностью заглушается.

На выпускной трубе 5 выполнена группа щелевидных отверстий 23 и в их зоне на выпускной трубе закреплен высокочастотный резонатор 24 круглой форма. Принятая конструкция отличается простотой и высокой технологичностью в изготовлении и препятствует возникновению вторичного шума, связанного с собственными колебаниями газа на частотах, при которых длины их волн становятся соизмеримыми диаметру выпускной трубы 5.

Глушитель выхлопа функционирует следующим образом (фиг. 4).

Выхлопные газы по впускной трубе 4 поступают в расширительную камеру 9 в начале в ее пространство 14, затем через отверстия 17 перетекают в пространство 15 и по перепускной трубе 9 попадают в пространство 12 расширительной камеры 7. Далее через отверстия 16 и 20 газы поступают в выпускную трубу 5 и, пройдя высокочастотный резонатор 24, покидают глушитель, на всем пути движения газового потока через глушитель обеспечивается максимальное заглушение шума за счет его эффективного безрезонансного заглушения, устранения различных форм продольных и поперечных колебаний потока газа и вторичных источников шума.

Впускная труба 4 может быть оснащена пробкой 25, размещенной в зоне перегородки 11 (фиг. 5). В этом случае для выхода газа в камеру 8 на трубе 4 выполнены отверстия 26, расположенные перед пробкой 25 на расстоянии l/4 от перегородки 6. Наличие групп отверстий 20 и 26 на боковых поверхностях труб 4 и 5 способствует демпфированию колебательных процессов в них и снижению шума выпуска, а выпуск газов из трубы 4 в камеру 8 не через срез трубы 4, закрытый пробкой 25, а через отверстия 22 устраняет возможные поломки перегородки 11 при “хлопках” в глушителе, обеспечивая повышение надежности его работы и, как следствие, повышение в целом эксплуатационных качеств глушителя. В остальном работа глушителя по существу не отличается от описанного выше.

Щели 27 и резонатор 28 в варианте глушителя могут быть расположены вне его корпуса 1 (фиг. 6). Это обеспечивает большую степень расширения газового потока, поступающего из впускной трубы 4 в камеру 8, и повышает заглушение на средних частотах за счет освобождения камеры 8 от высокочастотного резонатора. Помимо этого, для некоторых моделей легковых автомобилей внешняя установка резонатора может придавать выхлопной трубе вид, который в других случаях достигается установкой декоративных деталей, и следовательно, обеспечивает снижение затрат на изготовление. Функционирование же в целом упомянутого варианта глушителя по существу не отличается от описанного выше.

Таким образом, повышение эксплуатационных свойств заявляемого глушителя выхлопа при упрощении его конструкции и снижении затрат на его изготовление обеспечено путем рациональной организации газового потока, а также оптимального выполнения основных его элементов.

При установке заявляемого глушителя на автомобиль АЗЛК2142 с двигателем рабочим объемом 2 л при том же противодавлении в системе выпуска было зафиксировано снижение шума выхлопа на 3 дБ в сравнении с прототипом.

Формула изобретения


1. Глушитель выхлопа, содержащий корпус овальной формы с трубами и разделяющей его на камеры перегородкой, в одной из которых размещен экран, отличающийся тем, что занимающие весь объем корпуса камеры и соединяющая их труба выполнены акустически эквивалентно.

2. Глушитель по п.1, отличающийся тем, что в каждой из камер установлена перегородка с отверстиями, расположенными преимущественно в зоне пересечения осей овала.

3. Глушитель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что впускная и выпускная трубы смещены по разным осям овала.

4. Глушитель по пп.1 – 3, отличающийся тем, что в одной из камер размещен дополнительный экран, при этом оба упомянутых изогнутых экрана размещены в этой камере на впускной трубе.

5. Глушитель по пп.1 – 4, отличающийся тем, что выпускная труба выполнена с щелями и в их зоне оснащена высокочастотным резонатором.

6. Глушитель по пп.1 – 5, отличающийся тем, что впускная труба оснащена пробкой, размещенной в зоне перегородки с отверстиями.

7. Глушитель по пп.1 – 6, отличающийся тем, что упомянутые щели на выпускной трубе и закрепленный на ней высокочастотный резонатор расположены вне корпуса глушителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.11.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 13-2004

Извещение опубликовано: 10.05.2004


Categories: BD_2150000-2150999