Патент на изобретение №2149976

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2149976 (13) C1
(51) МПК 7
E21B17/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 96100719/03, 04.01.1996

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

04.01.1996

(45) Опубликовано: 27.05.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1758202 A1, 30.08.1992. SU 295860 A, 07.04.1971. SU 355334 A, 19.12.1972. SU 636367 A, 15.12.1978. SU 649817 A, 28.02.1979. SU 991107 A, 23.01.1983. SU 1008404 A, 30.03.1983. SU 1504326 A1, 30.08.1989. SU 1819973 a1, 07.06.1993.

Адрес для переписки:

300904, г.Тула, пос. Менделеевский, ул. Менделеева 16, ТулНИГП

(71) Заявитель(и):

Тульское государственное научно-исследовательское геологическое предприятие

(72) Автор(ы):

Пестов В.А.,
Егоров Н.Г.,
Красновский Ф.З.,
Полетаева В.И.

(73) Патентообладатель(и):

Тульское государственное научно-исследовательское геологическое предприятие

(54) СОЕДИНЕНИЕ ОБСАДНЫХ И БУРИЛЬНЫХ ТРУБ


(57) Реферат:

Изобретение относится к технике бурения разведочных и эксплуатационных скважин. Соединение содержит две кулачковые полумуфты, выполненные на концах труб. К концу одной из труб приварена обечайка. В трубе и обечайке выполнены прорези для установки соединительного элемента, представляющего собой параллелепипед с головкой и поперечным отверстием для установки крепежной детали. Крепежная деталь выполнена в виде клина и имеет продольную прорезь и выступы на конце. Использование данного соединения не требует взаимного поворота труб при соединении и рассоединении, исключает возникновение аварийной ситуации вследствие выпадения стопорных элементов и сокращает трудоемкость работ при наращивании труб. 2 ил.


Изобретение относится к области горного дела, в частности к технике бурения разведочных и эксплуатационных скважин, преимущественно к соединениям обсадных и бурильных труб.

Известно соединение бурильных и обсадных труб по авт. св-ву N 636367, кл. E 21 B 17/02, включающее кулачковые муфты, жестко связанные с концами труб, и соединительные элементы с крепежной деталью. Соединительный элемент выполнен в виде сектора с сечением неравнобокого уголка, а одна из соединяемых труб имеет прорези для перемещения концов соединительных элементов и отверстия для крепежных деталей. Крепежная деталь выполнена в виде стандартного болта.

Трубы с указанными соединениями изготовлялись серийно и находились в эксплуатации, в ходе которой выявился их недостаток, заключающийся в том, что крепежная деталь – стандартный болт – ломается или отвинчивается при посадке труб в скважину с вращением, что приводит к выпадению соединительного элемента и разъединению колонны в скважине и потере части труб.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является соединение для бурильных и обсадных труб по авт. св-ву N 1758202, кл. E 21 B 17/02, 17/04, включающее установленные на наружных концах труб полумуфты с кулачками трапецеидальной формы, обечайку, расположенную концентрично относительно полумуфты и жестко связанную с одной из них, радиальные прорези, выполненные в обечайке и в одной из труб, и закладной стопорящий элемент с фиксатором, размещенный в пазу, образованном полумуфтами. Закладной стопорящий элемент выполнен в виде клина, а паз для его размещения имеет ответное ему поперечное сечение и выполнен сквозным.

Недостатком данной конструкции являются:
– необходимость поворота одной трубы относительно другой при соединении и разъединении, что трудно выполнимо, особенно на трубах большого диаметра, из-за отклонения концов труб от цилиндрической формы, усугубляемых наварными кулачками, и
– недостаточная надежность соединения труб, так как при передаче больших осевых нагрузок и крутящих моментов происходит деформация крепежных деталей, вследствие чего соединительные элементы выпадают, что ведет к разъединению колонны труб.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности работы соединения обсадных и бурильных труб и сокращения трудоемкости работ при наращивании труб.

Предлагаемое соединение обсадных и бурильных труб включает две кулачковые полумуфты, выполненные на концах труб, обечайку, радиальные прорези, выполненные в обечайке и в одной из труб, соединительные элементы и крепежные детали. Соединительный элемент выполнен в виде параллелепипеда с головкой и центральным отверстием, а крепежная деталь выполнена в виде клина с продольной прорезью и выступами на конце. На наружной поверхности конца трубы и внутренней поверхности обечайки выполнены продольные пазы.

Форма параллелепипеда, в которой выполнен соединительный элемент, позволяет изготовить его с более высокой точностью, чем обеспечивается большая надежность соединения труб.

Выполнение крепежной детали в форме клина с продольной прорезью и выступами на концах делает его упругим и самостопорящимся, что обеспечивает надежность его крепления, фиксацию соединительного элемента и также повышает надежность соединения труб.

Наличие продольных пазов на конце труб и обечайке дает возможность установки крепежной детали изолированно как от стенки скважины, так и от бурового инструмента, передвигающегося внутри трубы.

Предлагаемое соединение обсадных и бурильных труб показано на фиг. 1 и 2, на которых изображено:
на фиг. 1 – общий вид соединения;
на фиг. 2 – разрез по линии А-А фиг. 1 (в увеличенном масштабе).

Соединение включает две кулачковые полумуфты 1 и 2, выполненные на концах труб 3 и 4. К концу одной из труб приварена обечайка 5. В трубе и обечайке выполнены радиальные прорези для установки соединительного элемента 6, представляющего собой параллелепипед с головкой и поперечным отверстием для установки крепежной детали (клина) 7. Клин 7 устанавливается продольно относительно труб 3 и 4 и находится в продольном пазу, выполненном на наружной стороне трубы и внутренней стороне обечайки. Крепежная деталь – клин 7 – имеет продольную прорезь 8 и выступы 9 на конце.

Сборка соединения осуществляется следующим образом.

Соединяемые трубы 3 и 4 стыкуются друг с другом так, чтобы кулачки полумуфты 1 одной трубы вошли в межкулачковые пазы полумуфты 2 другой трубы. При этом радиальные прорези в трубе и обечайке совмещаются и в них закладываются соединительные элементы 6. Затем в продольные пазы и отверстия в соединительных элементах вводятся крепежные детали – клинья 7. При установке клинья 7 несколько сжимаются, а затем, пройдя отверстия в соединительных элементах 6, расходятся, самофиксируясь.

В процессе бурения колонна обсадных труб с данными соединениями опускается с вращением в скважину вслед за буровым инструментом. Вращение передается кулачковым полумуфтам, а осевое давление – торцам труб.

Соединительные элементы в процессе посадки труб усилий не передают.

При подъеме колонны из скважины усилие передается соединительными элементами.

Разъединение колонны труб при подъеме осуществляется в порядке, обратном соединению, т. е. вначале удаляются крепежные детали – клинья 7, затем извлекаются соединительные элементы 6 и трубы свободно разъединяются.

Использование данного изобретения повышает надежность работы, не требует взаимного поворота труб при соединении и разъединении, исключает возникновение аварийной ситуации вследствие выпадения стопорных элементов и сокращает трудоемкость работ при наращивании труб.

Формула изобретения


Соединение обсадных и бурильных труб, включающее две кулачковые полумуфты, выполненные на концах труб, обечайку, радиальные прорези, выполненные в обечайке и в одной из труб, соединительные элементы и крепежные детали, отличающееся тем, что соединительный элемент выполнен в виде параллелепипеда с головкой и центральным отверстием, а крепежная деталь – в виде клина, при этом на наружной поверхности конца трубы и внутренней поверхности обечайки выполнены продольные пазы, а крепежная деталь имеет продольную прорезь и выступы на конце.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.01.1998

Номер и год публикации бюллетеня: 31-2001

Извещение опубликовано: 10.11.2001


Categories: BD_2149000-2149999