Патент на изобретение №2217685

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2217685 (13) C2
(51) МПК 7
F41H7/02, A62C3/00, G08B17/10
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 5101616/02, 22.07.1992

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

22.07.1992

(45) Опубликовано: 27.11.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Танк Т-62, Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – М.: Военное издательство МО СССР, 1978, с. 463-465.

(72) Автор(ы):

Поткин В.И.,
Шелгачев А.С.,
Шмагин В.А.,
Богомолов В.Н.,
Климан С.Г.

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения

(54) ТАНК

(57) Реферат:

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к оборудованию танков системами пожаротушения. Сущность изобретения заключается в том, что система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны боевого отделения и отделения управления находятся одновременно в зоне видимости не менее двух оптических датчиков. Баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон с возможностью выброса огнетушащего состава непосредственно в эти зоны и на днище корпуса танка. Реализация изобретения позволяет повысить пожарозащищенность и живучесть танка и безопасность экипажа. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к военно-гусеничным машинам, а более конкретно к танкам с системами пожаротушения.

Известен танк, содержащий боевое отделение и отделение управления, внутри которых размещены топливные баки, боеукладки, вращающийся транспортер автомата заряжания с размещенными в транспортере боеприпасами, сиденья операторов и систему пожаротущения танка Т-62 (Военное издательство МО СССР, Москва, 1978 г., стр. 463, 464, 465).

Указанный танк является наиболее близким предлагаемому по техническим решениям и назначению и выбран в качестве прототипа.

Недостатком этого танка является низкая пожарозащищенность из-за малоэффективной системы пожаротушения вследствие инерционности примененных в ней датчиков обнаружения пожара (термодатчиков), реагирующих только на температурный перепад при непосредственном воздействии на них пламени. Поэтому не во всех случаях термодатчики сразу выдают сигнал о возникновении очага пожара на срабатывание системы пожаротушения. Сигнал о пожаре выдается термодатчиком лишь при значительном развитии пожара и с запаздыванием на время, при котором могут возгореться боеприпасы. Кроме того, подача огнетушащего состава от баллонов по системе разводящих трубопроводов через ниппельные отверстия в них также приводит к запаздыванию подачи огнетушащего состава (до 10. . .12 с) в пожароопасные зоны. Такое запаздывание сигнала от термодатчиков о пожаре и подачи огнетушащего состава в объемы танка приводит к возгоранию боекомплекта (который не тушится ни одним известным огнетушащим составом), взрыву боекомплекта и безвозвратной потере экипажа и танка.

Целью предлагаемого изобретения является повышение пожарозащищенности и живучести танка, а также безопасности экипажа за счет повышения надежности работы и быстродействия системы пожаротушения танка.

Указанная цель достигается тем, что в танке система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны (топливные баки, боекомплект, подогреватель, днище) находятся одновременно в зоне видимости двух-трех оптических датчиков, дублирующих друг друга в случаях боевых или других повреждений или отказов самих датчиков и электропроводки к ним, при этом датчики оптическим приемным устройством направлены и на днище корпуса танка, где в основном происходит возгорание топлива при боевых повреждениях танка.

Для этой же цели баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон таким образом, что из баллонов огнетушащий состав выбрасывается непосредственно без дросселирования в трубопроводах вниз на днище, и быстро распространяясь в виде газа, в первоначальный момент создает в нижней части боевого отделения и отделения управления огнетушащие концентрации и, тем самым, локализует и тушит все возможные очаги пожара.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что новым в заявляемом техническом решении является установка в системе пожаротушения танка нескольких датчиков пожаротушения, надежно контролирующих все пожароопасные зоны, а также направление выхода огнетушащего состава из баллонов на днище, без его разводки по трубопроводам. Это способствует быстрому обнаружению очага пожара и заполнению огнетушащим составом пожароопасных зон в первую очередь в нижней части танка и надежному тушению в танке любого очага пожара. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию “новизна”. При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа и позволяющее достигнуть поставленной цели, не были выявлены, и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию “существенные отличия”.

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, т.к. оно может быть использовано в промышленности.

Предлагаемое техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлено взаимное расположение оптических датчиков и баллонов с огнетушащим составом относительно пожароопасных зон боевого отделения и отделения управления танка, а на фиг.2 – установка в качестве примера датчика и его обзорность (телесный угол обзорности примерно 120o), а также установка баллона с расположением его выходного отверстия для огнетушащего состава относительно днища корпуса танка.

Предлагаемый танк содержит отделение 1 управления, где установлено сиденье 2 механика-водителя, расположены левый 3 и правый 4 топливные баки, передний топливный бак-стеллаж 5 с уложенными в нем боеприпасами, в левой и правой части отделения два оптических датчика 6 и баллон 7 с огнетушащим составом, установленном на ограждении отделения управления. В боевом отделении 8 расположены вращающийся транспортер 9 автомата заряжания с уложенными в нижней его части боеприпасами, подогреватель 10 охлаждающей жидкости двигателя, средний топливный бак-стеллаж 11 с боеприпасами, баллон 12 с огнетушащим составом, установленный в передней правой части боевого отделения у бака-стеллажа 5 и восемь оптических датчиков 6, которые установлены:
– один – на правом борту;
– три – на левом борту;
– четыре – в задней части крыши корпуса танка.

При возникновении пожара в отделении управления 1 в районе сиденья 2 механика-водителя, в одной из наиболее пожароопасных зон, сигнал на срабатывание системы пожаротушения выдают и левый и правый оптические датчики 6, а огнетушащий состав из баллона 7 выбрасывается непосредственно вниз на днище и в эту зону.

При возникновении пожара в боевом отделении 8:
– пожароопасная зона в районе между передним баком-стеллажом 5 и вращающимся транспортером 9 контролируется тремя датчиками 6;
– датчиком на левом борту;
– двумя датчиками правого борта.

Пожар тушится баллоном 7 или 12;
– пожароопасная зона в районе вращающегося транспортера 9, подогревателя 10 и среднего бака-стеллажа 11 контролируется тремя датчиками 6;
– пожароопасная зона в районе среднего бака-стеллажа 11 контролируется четырьмя датчиками 6;
– пожароопасная зона вокруг вращающегося транспортера контролируется всеми датчиками, установленными в боевом отделении, а пожар тушится баллонами 7 или 12.

Таким образом, при возникновении пожара в любом районе отделения управления или боевого отделения пожар обнаруживается сразу несколькими датчиками, выдающими сигнал на срабатывание того или другого баллона с огнетушащим составом, что обеспечивает гарантированное и быстрое тушение пожара.

Танк с системой пожаротушения повышенной надежности и быстродействия прошел межведомственные испытания, в том числе снарядным обстрелом с пробитием брони, показал положительные результаты и будет передан в серийное производство.

Формула изобретения

Танк, содержащий боевое отделение и отделение управления, внутри которых размещены топливные баки, систему пожаротушения, отличающийся тем, что система пожаротушения снабжена оптическими датчиками обнаружения пожара, которые установлены так, что пожароопасные зоны боевого отделения и отделения управления находятся одновременно в зоне видимости не менее двух оптических датчиков, а баллоны с огнетушащим составом установлены у наиболее пожароопасных зон с возможностью выброса огнетушащего состава непосредственно в эти зоны и на днище корпуса танка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Открытое акционерное общество «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (RU)

Адрес для переписки:

622007, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Восточное ш., 38, ОАО «УКБТМ»

Извещение опубликовано: 10.09.2009 БИ: 25/2009


Categories: BD_2217000-2217999