Патент на изобретение №2217649

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2217649 (13) C2
(51) МПК 7
F16L39/00, F16L37/00, F16B2/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001122357/11, 08.08.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.08.2001

(43) Дата публикации заявки: 20.07.2003

(45) Опубликовано: 27.11.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2118735 C1, 10.09.1998. RU 2118736 C1, 10.09.1998. SU 1825406 A3, 30.06.1993.

(72) Автор(ы):

Медведев Н.И.,
Мордвинников И.А.,
Мартынов В.М.,
Лузгачев М.В.,
Швец Т.Н.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П.Королева”

(54) БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ

(57) Реферат:

Изобретение относится к ракетной технике, а конкретно к устройствам расстыковки заправочно-дренажных магистралей. Быстроразъемный агрегат включает в себя бортовую и наземную колодки, соединенные замком с пневмоприводом в виде запирающей втулки с подпружиненным поршнем. Наземная колодка снабжена пневмобаллоном в виде стакана с устройством заполнения рабочим телом. Внутри стакана размещена запирающая втулка с подпружиненным поршнем, в которой выполнен ступенчатый канал, сообщающий подпоршневую полость с внутренней полостью стакана, и перекрытый ступенчатым клапаном, соединенным со штоком привода и ограниченным запирающей втулкой. В результате упрощается конструкция и уменьшается масса. 1 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, а конкретно к устройствам расстыковки заправочно-дренажных магистралей.

Известен быстроразъемный агрегат многоканальная муфта для соединения труб (Великобритания. Заявка 2049854, кл. F 16 L 39/00 от 1980 г.).

Недостатком данного устройства является сложность обеспечения надежности дистанционной расстыковки.

Известен быстроразъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную колодки, соединенные пневмозамком, состоящим из пневмоцилиндра с цангой и запирающей втулкой (РФ. Патент 2118735, кл. F 16 L 39/00 от 1996 г.).

Недостатком данного устройства является большая масса и самого устройства и устройств, обеспечивающих подачу давления рабочего тела для расстыковки (ЭПК, трубопроводы, емкость с рабочим телом и т.д.).

Техническим результатом предложения является упрощение конструкции и уменьшение массы.

Сущность предложения заключается в том, что в быстроразъемном агрегате, содержащем бортовую и наземную колодки, соединенные замком с пневмоприводом в виде запирающей втулки с подпружиненным поршнем, наземная колодка снабжена пневмобаллоном в виде стакана с устройством заполнения рабочим телом, при этом внутри стакана размещена запирающая втулка с подпружиненным поршнем, в которой выполнен ступенчатый канал, сообщающий подпоршневую полость с внутренней полостью стакана и перекрытый ступенчатым клапаном, соединенным со штоком привода и ограниченным запирающей гильзой.

На чертеже показан общий вид быстроразъемного агрегата. Быстроразъемный агрегат состоит из наземной 1 и бортовой 2 колодок. Наземная колодка 1 состоит из плиты 3, в которой в сквозных отверстиях закреплен ряд штуцеров 4, соединенных с магистралями пневмогидросистем наземных систем или нижестоящего блока ракеты. В центре плиты 3 в сквозном отверстии с помощью гайки 5 закреплен стакан 6, являющийся корпусом пневмобаллона. В стакане 6 закреплена втулка 7, в которой подвижно установлена запирающая гильза, поджатая пружиной 9 в сторону бортовой колодки 2. Внутри запирающей гильзы 8 установлен поршень 10, поджатый пружиной 11 в сторону, противоположную бортовой колодке 2. Со стороны бортовой колодки 2 на запирающей гильзе 8 установлено антифрикционное кольцо 12. С противоположной стороны запирающей гильзы 8 в ступенчатом отверстии 13 герметично установлен ступенчатый клапан, через который обеспечивается поджатие запирающей гильзы 8. Ступенчатый клапан 14 выполнен с целью обеспечения и достаточной герметичности (два последовательно установленных уплотнительных элемента 15), и короткого хода при обеспечении необходимого проходного сечения. Клапан 14 жестко соединен со штоком 16 механического привода 17. На стакане 6 закреплена чашка 18, являющаяся ограничителем перемещения ступенчатого клапана 14. Внутренняя полость стакана 6 соединена устройством заполнения через канал 19 с источником давления. Устройство заполнения состоит из обратного клапана 20. В отверстии втулки 7 со стороны бортовой колодки 2 выполнены кольцевой выступ 21 и за ним проточка 22. От перемещения шток 16 и привод 17 ограничиваются предохранительной муфтой 23. Бортовая колодка 2 состоит из плиты 24, на которой закреплены штуцера 25, входящие цилиндрическими хвостовиками 26 в штуцера 4 на плите 3. Место стыка герметизируется уплотнителем 27. В центральном отверстии плиты 24 установлена на втулке 28 цанга 29, закрепленная гайкой 30.

Быстроразъемный агрегат работает следующим образом.

При состыкованных блоках ракеты-носителя пневмогидромагистрали их соединены, т.е. штуцеры 4 и 25 состыкованы, буртик цанги 29 находится в проточке 22 втулки 7. Запирающая гильза 8 находится внутри цанги 29, контактируя через антифрикционное кольцо 12 с лепестками цанги 29. Поршень 10 поджат пружиной 11 в сторону от бортовой колодки 2 до упора в торец запирающей гильзы 8. В процессе предполетного обслуживания снимают предохранительную муфту 23. От источника давления, например, магистрали заправки, управляющим газом пневмобаллонов, заполняют внутреннюю полость стакана 6 пневмобаллона. Давление внутри стакана 6 сохраняется благодаря отсечке от источника давления обратным клапаном 20. В процессе полета ракеты-носителя при разделении блоков отходящий блок через механический привод 17 перемещает шток 16 в сторону от бортовой колодки 2 и, сжимая пружину 9, выдергивает ступенчатый клапан 14 из запирающей гильзы 8. Шток 16 перемещается до упора в буртик чашки 18 и создает усилие на выход запирающей втулки 8 из зацепления с лепестками цанги 29. Давление газа действует на торцевую площадь поршня 10, создавая расталкивающее усилие бортовой 2 и наземной 1 колодок, и на торцевую площадь запирающей втулки 8, дополняющее тянущее усилие, приложенное к запирающей гильзе 8, от привода 17. Величина хода штока 10 превышает длину хвостовиков 26 штуцеров 25, чем обеспечивается полное расхождение колодок 1 и 2. Таким образом, предлагаемая конструкция быстроразъемного агрегата более проста и имеет меньшую массу по сравнению с известной, при этом надежность расстыковки из-за дублирования механического усилия пневматическим сохраняется.

Формула изобретения

Быстроразъемный агрегат, включающий в себя бортовую и наземную колодки, соединенные замком с пневмоприводом в виде запирающей втулки с подпружиненным поршнем, отличающийся тем, что наземная колодка снабжена пневмобаллоном в виде стакана с устройством заполнения рабочим телом, при этом внутри стакана размещена запирающая втулка с подпружиненным поршнем, в которой выполнен ступенчатый канал, сообщающий подпоршневую полость с внутренней полостью стакана, и перекрытый ступенчатым клапаном, соединенным со штоком привода и ограниченным запирающей втулкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2217000-2217999