Патент на изобретение №2216454

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2216454 (13) C2
(51) МПК 7
B60J1/17
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 99100556/11, 10.01.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

10.01.1999

(43) Дата публикации заявки: 20.10.2000

(45) Опубликовано: 20.11.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1141025 A, 23.02.1985. JP 61-44706 A, 03.10.1986. DE 3438580 A, 30.04.1986. EP 0309315 A1, 29.03.1989.

Адрес для переписки:

173003, г.Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41, НовГУ, отдел интеллектуальной собственности

(71) Заявитель(и):

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

(72) Автор(ы):

Дикалов Б.А.,
Горчаков С.А.,
Шибанов К.С.,
Бирюков А.В.

(73) Патентообладатель(и):

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА СТЕКЛА

(57) Реферат:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для автоматического подъема стекла дверки автомобиля. Устройство для автоматического подъема стекла автомобиля состоит из узла подъема и передающих связей, включает в себя две пластины, выполненные из материала с памятью формы, жестко присоединенные соответственно одна к планке, удерживающей основание стекла, другая ко дну дверки, и две пары звеньев с шарнирными связями, присоединенные свободными концами к концам пластин. Причем одна из пластин имеет память формы на изгиб, другая – на выпрямление. Данное изобретение путем поочередного нагревания пластин позволяет многократно (до 6106 раз) поднимать и опускать стекло. Технический результат заключается в упрощении конструкции. 1 ил.

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности, в автомобилестроении может быть использовано для подъема и опускания стекол автомобилей.

Известно устройство для автоматического подъема стекла, включающее электродвигатель, редуктор, тяги, блоки, провода и узлы крепления (Боровский Ю.И. Устройство автомобиля. – М., Машиностроение, 1983, с.289).

Недостатком известного стеклоподъемника является сложность конструкции.

Известно устройство для подъема стекла автомобиля, состоящее из узла подъема и передающих связей, включающего две пластины, выполненные из материала с памятью формы (SU 1141025, кл. B 60 J 1/17, 1985 – прототип).

Недостатком известного стеклоподъемника является сложность конструкции.

Задача изобретения – упрощение конструкции.

Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для подъема стекла дверки автомобиля, состоящем из узла подъема и передающих связей и включающем две пластины из материала с памятью формы, пластины жестко присоединены своей средней частью одна к планке, удерживающей основание стекла, а другая – ко дну дверки, а концы пластин жестко присоединены к свободным концам двух пар звеньев с шарнирными связями, при этом одна из пластин имеет память формы на изгиб, а другая – на выпрямление.

Наличие совокупности двух пластин с памятью формы, имеющих память одна на изгиб, другая на выпрямление, соединенных со стеклом и днищем дверки и концами – с подвижными звеньями, позволяет многократно (до 6106 раз) поднимать и опускать стекло, поочередно нагревая пластины с памятью формы.

Устройство изображено на чертеже.

Направляющие пластины крепятся к корпусу дверки 1 на расстоянии друг от друга, равном ширине стекла 3. Своим основанием стекло 3 жестко прикреплено к планке 4, к которой также жестко прикрепляется своей средней частью пластина с памятью формы на изгиб 5. Вторая пластина с памятью формы на выпрямление 6 своей средней частью жестко прикреплена к днищу корпуса дверки 1. Подвижные звенья 7 своими свободными концами жестко соединены с концами пластин 5 и 6, на которые надеты электрические нагреватели с подводящими проводами 8 и 9.

Устройство работает следующим образом.

Исходное положение – стекло 3 внизу. Подается электрический ток по проводам 9 на нагреватель пластины с памятью формы на изгиб 5. Пластина 5, находящаяся в мартенситном состоянии с наведенной памятью формы на изгиб, нагреваясь, изгибается сама и через звенья с шарнирными связями 7 изгибает вторую пластину с памятью формы на выпрямление 6, находящуюся также в мартенситном состоянии. При этом стекло 3 планкой 4 поднимается вверх. При полном изгибе пластины 5 стекло 3 плотно прижимается к верхнему уплотнению дверки 1. Выключая нагреватель в промежуточных стадиях можно поднять стекло на требуемый уровень. После отключения нагревателя пластина 5, остывая, переходит в мартенситное состояние, оставаясь в заданном положении.

Для опускания стекла 3 включается через провода 8 нагреватель пластины с памятью формы на выпрямление 6. Пластина 6, нагреваясь, выпрямляется и через подвижные звенья 7 выпрямляет пластину с памятью формы 5. При этом стекло 3, увлекаемое пластиной 4, опускается вниз. Включая нагреватель пластины 6 в промежуточных стадиях, можно опустить стекло на требуемый уровень.

При определенных условиях нагревателями могут служить сами пластины 5 и 6, включенные непосредственно в электрическую цепь. Пластины 5 и 6 могут быть изготовлены из сплава никеля и титана с требуемым процентным соотношением компонентов, обеспечивающим оптимальные температуры фазовых превращений мартенсита в аустенит и обратно.

Формула изобретения

Устройство для подъема стекла дверки автомобиля, состоящее из узла подъема и передающих связей и включающее две пластины из материала с памятью формы, отличающееся тем, что пластины жестко присоединены своей средней частью одна к планке, удерживающей основание стекла, а другая ко дну дверки, а концы пластин жестко присоединены к свободным концам двух пар звеньев с шарнирными связями, при этом одна из пластин имеет память формы на изгиб, а другая – на выпрямление.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2216000-2216999