Патент на изобретение №2149767

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2149767 (13) C1
(51) МПК 7
B60K17/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98111444/28, 08.06.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.06.1998

(45) Опубликовано: 27.05.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1113287 A1, 15.09.1984. SU 1654039 A1, 07.06.1991. RU 2008230 A1, 28.02.1994. DE 4226576 A1, 17.02.1994. EP 0029711 A1, 03.06.1981. DE 4440710 A1, 30.05.1996. SU 80593 A1, 08.08.1961.

Адрес для переписки:

625000, г.Тюмень, ул. Володарского 38, ТюмГНГУ, пат. служба

(71) Заявитель(и):

Тюменский государственный нефтегазовый университет

(72) Автор(ы):

Некрасов В.И.

(73) Патентообладатель(и):

Тюменский государственный нефтегазовый университет

(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ


(57) Реферат:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Все шестерни на валах двухвальной шестиступенчатой коробки передач установлены свободно. Четыре шестерни входного вала, одна из которых заднего хода, объединены в блок. На входном валу установлена одна муфта, на выходном – две муфты. Снижены металлоемкость и сложность конструкции. 3 ил.


Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (1. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под ред. А.И. Гришкевича. – Мн.: Высш. шк., 1982, – 240 с.)
Эти агрегаты конструктивно сложны и металлоемки.

Наиболее близкой к предлагаемой коробке передач (КП) является двухвальная шестиступенчатая КП по авторскому свидетельству N 1113287.

Коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и выходом валами, четыре пары взаимозацепленных шестерен и три шестерни заднего хода, причем две шестерни выходного вала объединены в блок.

Коробка передач излишне сложна и металлоемка: для переключения передач установлены шесть муфт, а для привода агрегата используются два входных вала со своими сцеплениями.

Задачей изобретения является снижение металлоемкости и сложности конструкции коробки передач.

Технический результат достигается тем, что все шестерни на валах установлены свободно, четыре шестерни входного вала, одна из которых заднего хода , объединены в блок, одна муфта установлена на входном валу между блоком шестерен и отдельной шестерней, на выходном валу установлены две муфты, одна между блоком шестерен и отдельной шестерней, вторая – между отдельными шестернями, одна из которых заднего хода.

На фиг. 1 изображена схема двухвальной шестиступенчатой коробки передач.

На фиг. 2 представлен фрагмент схемы коробки передач – входной вал в другом конструктивном исполнении.

На фиг. 3 изображена лучевая диаграмма коробки передач, под ней приведена таблица положений муфт на различных передачах.

В опорах корпуса коробки передач 1 расположены входной (первичный) вал 2 и выходной (вторичный) вал 3. На первичном валу 2 установлены шестерни 4, 5, 6, 7 и 8, причем четыре последние шестерни объединены в блок 9. На вторичном валу 3 установлены шестерни 10 и 11, объединенные в блок, в также шестерни 12, 13 и 14. Шестерни заднего хода 15 расположена между шестернями 8 и 14. Муфта 16 (A) расположена на первичном валу между шестерней 4 и блоком 9. Муфта 17 (B) расположена на вторичном валу между шестернями 11 и 12, а муфта 18 (C) – между шестернями 13 и 14.

Работа коробки передач осуществляется следующим образом.

Первая передача
Муфты A и C находятся в левом положении, а муфта B – в нейтральном (см. табл. под фиг. 3).

Крутящий момент от первичного вала 2 по муфте A в левом положении поступает на пару шестерен 4 – 10, затем по блоку на пару шестерен 11 – 5, по блоку 9 на пару шестерен 7 – 13, по муфте C в левом положении на вторичный вал 3.

На лучевой диаграмме (см. фиг. 3) эта передача представлена тремя взаимосвязанными лучами, выходящими из т. 0 на средней горизонтали. Луч 4 – 10 направлен направо вниз к т. 3, затем луч 11 – 5 направо вверх и луч 7 – 13 направо вниз к т. 1. Чем положе луч, тем больше передаточное число пары шестерен. Наклон луча вправо указывает на замедляющую передачу, наклон луча налево – на ускоряющую. Из лучевой диаграммы видно, что максимальное передаточное число обеспечивает пара шестерен 4 – 10, меньшее передаточное число в паре 7 – 13 и минимальное – в паре 6 – 12.

Вторая передача
Муфту B переключаем в правое положение, а муфту C – в нейтральное. Пара шестерен 7 – 13 выключается из работы, вместо нее включается пара 6 – 12.

Третья передача
Муфту B переключаем в левое положение. От трехпарного зацепления переходим к однопарному. Крутящий момент передается парой шестерен 4 – 10, далее по блоку шестерен на муфту B в левом положении и на вторичный вал. На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом 4 – 10 к т. 3.

Четвертая передача
Переключаем муфту A в правое положение, B – в нейтральное и C – в левое положение. Крутящий момент от первичного вала 2 по муфте A в правом положении поступает на блок 9, парой шестерен 7 – 13 и муфтой C в левом положении на вторичный вал 3.

Пятая передача
Переключаем муфту B в правое положение, а муфту C – в нейтральное. От первичного вала крутящий момент передается парой шестерен 6 – 10 и муфтой C в левом положении.

Шестая передача
Муфту B переключаем в левое положение. Крутящий момент передается парой шестерен 5 – 11 и муфтой B в левом положении. В отличие от первой и второй передач эта пара шестерен работает в другом направлении, ранее она передавала крутящий момент от блока на вторичном валу к блоку шестерен первичного вала в замедляющем режиме, на шестой передаче эта пара шестерен работает в ускоряющем режиме – от первичного вала ко вторичному. На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом 5 – 11 от т. 0 к т. 6.

Первый задний ход
Муфта A в левом положении, B – в нейтральном, C – в правом положении. В отличие от первой передачи вместо пары шестерен 7 – 13 включен ряд шестерен заднего хода 8-15-14.

Второй задний ход
Муфта A в правом положении. Крутящий момент передается только рядом шестерен 8-15-14.

Положительный эффект выражается в том, что снижена металлоемкость и сложность конструкции КП за счет исключения второго трубчатого входного вала с его сцеплением, а также применением только трех муфт переключения передач вместо шести у прототипа.

Формула изобретения


Коробка передач, содержащая корпус с параллельно размещенными в нем входным и выходным валами, четыре пары взаимозацепленных шестерен и три шестерни заднего хода, причем две шестерни выходного вала объединены в блок, муфты переключения передач, отличающаяся тем, что все шестерни на валах установлены свободно, четыре шестерни входного вала, одна из которых заднего хода, объединены в блок, одна муфта установлена на входном валу между блоком шестерен и отдельной шестерней, на выходном валу установлены две муфты, одна между блоком шестерен и отдельной шестерней, вторая – между отдельными шестернями, одна из которых заднего хода.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 09.06.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 3-2003

Извещение опубликовано: 27.01.2003


Categories: BD_2149000-2149999