Патент на изобретение №2149766

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2149766 (13) C1
(51) МПК 7
B60K15/03, B60K15/035, B60K15/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98109173/28, 12.05.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.05.1998

(45) Опубликовано: 27.05.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
1. Цветной иллюстрированный альбом. ВАЗ 2108, 2109 и их модификации. Устройство и эксплуатация. – М.: Третий Рим, 1996, с. 22, 23. 2. SU 1207822 A, 30.01.86. 3. JP 62-61455 A, 22.12.87. 4. RU 2087335 C1, 20.08.97. 5. GB 2078641 C, 13.01.82. 6. US 4449723 A, 22.05.84.

Адрес для переписки:

445633, Тольятти, Заставная 2 АО “АВТОВАЗ”, Ген ДР, ПЛО Начальнику патентно-лицензионного отдела Голикову А.П.

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество “АВТОВАЗ”

(72) Автор(ы):

Лысенко Е.В.,
Филько Ю.Е.,
Чернышев А.Н.,
Шаповалов С.В.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество “АВТОВАЗ”

(54) ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА


(57) Реферат:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания конструкций топливных баков транспортных средств. Топливный бак транспортного средства содержит герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием. Топливный бак имеет отверстия с отбортовками. Функциональные патрубки установлены в этих отверстиях соосно с зазором. Функциональные патрубки имеют стенки и торцы. Эти патрубки закреплены в корпусе посредством сварки или пайки. Край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении долговечности конструкции топливного бака транспортного средства. 4 ил.


Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям топливных баков (ТБ), устанавливаемых на транспортные средства.

Известно устройство ТБ, например, по а.с. СССР N 1207822 (кл. МКИ B 60 K 15/02), содержащее герметичный металлический корпус с функциональными патрубками (для заливки топлива, воздухоотводящие). Указанные патрубки приварены к корпусу с помощью сварки.

Недостатком указанного устройства является низкая коррозийная стойкость металла в соединении патрубков и стенки ТБ в связи с малым зазором, который получается после сварки между стенкой патрубка и стенкой ТБ, что создает условия для задерживания в этом зазоре агрессивной среды (воды, атмосферных агрессивных веществ). Это приводит к окислению металла в этом месте и потере герметичности.

В устройстве по заявке Японии N 62-61455 (кл. МКИ B 60 K 15/02) на заливной горловине ТБ имеется отбортовка для улучшения приварки патрубка.

Недостатком этого устройства является еще большее, чем в предыдущем случае, воздействие агрессивной среды на соединение патрубка и заливной горловины в зазоре, который всегда присутствует, в связи с тем, что отбортовка на заливной горловине и патрубок в месте их соприкосновения имеют цилиндрическую форму. Это способствует проникновению большего количества агрессивной среды в зазор, из-за увеличенной площади контакта патрубка и заливной горловины, что также приведет к коррозии в этом месте.

Прототипом является ТБ авт. ВАЗ 2108 (см. Цветной иллюстрированный альбом. ВАЗ 2108, 2109 и их модификации. Устройство и эксплуатация. – М.: Третий Рим. 1996, с. 22, 23). Указанный ТБ содержит металлический корпус (из освинцованной стали) с отверстиями, имеющими отбортовки, и установленными в них функциональными патрубками (для заливки топлива, воздухоотводящие патрубки), при этом патрубки крепятся к корпусу с помощью пайки.

Недостатком этого устройства является также низкая коррозийная стойкость соединения корпуса ТБ и патрубков, так как отбортовки выполнены внутрь корпуса и агрессивная среда, которая имеется внутри ТБ (вода, спирт – эти вещества присутствуют в бензине) попадает в соединение между отбортовкой отверстий ТБ и патрубками, между которыми всегда есть зазор. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что допустимый, по условиям техпроцесса, указанный зазор при пайке патрубков меньше, чем при сварке, что способствует проникновению и удержанию агрессивной среды в этом зазоре дольше, что уменьшает коррозийную стойкость соединения патрубков с корпусом ТБ и повышает пожароопасность ТБ в эксплуатации.

Решение технической задачи направлено на повышение коррозийной стойкости топливного бака.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном топливном баке транспортного средства, содержащем герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием и с имеющими отбортовки отверстиями, в которые соосно с зазором установлены имеющие стенки и торцы функциональные патрубки, которые закреплены в корпусе с помощью сварки или пайки, край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску.

Изобретение поясняется графически:
на фиг. 1 изображен топливный бак;
на фиг. 2 изображено сечение А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 изображен патрубок, приваренный к корпусу топливного бака традиционным образом;
на фиг. 4 показан патрубок, соединенный с корпусом ТБ с помощью пайки.

Топливный бак (см. фиг. 1 и 2) содержит металлический корпус 1, состоящий из двух половинок, верхней 2 и нижней 3, герметично сваренных между собой по фланцу 4. На верхней половинке 2 выполнены отверстия 5 и 6 с отбортовкой 7 по контуру. В отверстия 5 и 6 вставлены патрубки, соответственно для топлива 8 и воздухоотводящий 9, которые приварены по контуру отбортовки 7 сваркой 10. По меньшей мере один из краев стенки патрубков 8 и 9 в районе их торцов загнут внутрь соответствующего патрубка по контуру, образуя фаску 11. Между фаской 11 и отбортовкой 7 образуется продуваемая зона 12. Зона 13 (см. фиг. 3) образуется при традиционной конструкции и технологии приварки патрубков 8 и 9 к корпусу 1 ТБ.

Топливный бак работает следующим образом.

Для работы транспортного средства в металлический корпус 1 через патрубок 8 заливается жидкое топливо, при этом одновременно через патрубок 9 выходит воздух в окружающую среду для обеспечения заполняемости топливом корпуса 1. Герметичность корпуса 1 обеспечивается сварными соединениями 4, 10. На патрубках 8 и 9, по меньшей мере на одном из их торцов, выполнен загиб 11 в виде фаски, который совместно с отбортовкой 7 отверстий 5 и 6 создает зону 12. В зоне 12 скапливается агрессивная среда в виде водоспиртовой пленки и других веществ, но благодаря достаточно большому расстоянию между фаской 11 и отбортовкой 7 происходит самоочищение зоны 12 ввиду ее доступности к проникновению жидкого топлива и воздуха при движении последних внутри корпуса 1 ТБ. Этого не происходит в случае приварки патрубков без фаски 11 к отбортовке 7 (см. фиг. 3), т.е. в случаях применения известной технологии сварки, где требуется зазор между патрубком и отбортовкой 0,2 мм мах. Агрессивная среда накапливается в малом зазоре 13, т.к. самоочищение недостаточно, воздействует на сварочное соединение и корпус 1 ТБ, которые корродируют, приводя к потере герметичности ТБ. Все это корродирование происходит в меньшей степени, если на концах патрубков 8 и 9 выполнить фаски 11, чем и достигается положительный эффект.

На фиг.4 показана конструкция соединения с помощью пайки патрубка с корпусом ТБ, имеющим отбортовку отверстий, направленную внутрь ТБ.

Формула изобретения


Топливный бак транспортного средства, содержащий герметичный металлический корпус с антикоррозионным гальваническим покрытием и с имеющими отбортовки отверстиями, в которых соосно с зазором установлены имеющие стенки и торцы функциональные патрубки, которые закреплены в корпусе с помощью сварки или пайки, отличающийся тем, что край стенки функционального патрубка в районе по меньшей мере одного из его торцов загнут внутрь этого патрубка по контуру, образуя фаску.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 5-2002

(73) Патентообладатель:

Лысенко Евгений Васильевич (RU)

(73) Патентообладатель:

Филько Юрий Евгеньевич (RU)

(73) Патентообладатель:

Чернышев Александр Николаевич (RU)

(73) Патентообладатель:

Шаповалов Сергей Владимирович (RU)

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 12.11.2001 № 13411

Извещение опубликовано: 20.02.2002


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.05.2007

Извещение опубликовано: 27.07.2008 БИ: 21/2008


Categories: BD_2149000-2149999