Патент на изобретение №2215917
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ВАЛ “ASB-04”
(57) Реферат: Изобретение относится к подшипниковым устройствам, в частности к устройствам обеспечения смазки в подшипниках скольжения. Технический результат – повышение надежности и увеличение долговечности за счет более равномерного распределения смазки и исключения ее быстрого вытекания из зоны контакта. Новым в устройстве является выполнение на краях рабочей поверхности вала кольцевых боковых канавок, отделенных от подводящих канавок телом вала. 3 з. п. ф-лы, 1 ил. Изобретение относится к машиностроению, приборостроению, автомобильной и авиационной промышленности и другим отраслям, в которых используются устройства с трущимися поверхностями. Известен вал, содержащий рабочую поверхность, контактирующую с опорной поверхностью и имеющую центральную кольцевую канавку, и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой (см. патент РФ 2108496 от 04.10.1998). Недостатком известного устройства является низкая эффективность смазывания трущихся поверхностей, обусловленная недостаточно равномерным распределением смазки и быстрым ее вытеканием из зоны трения. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении надежности узлов трения, увеличении их срока работы за счет более равномерного распределения смазки, более интенсивного охлаждения поверхностей трения и исключения быстрого вытекания смазки. Указанный результат достигается тем, что в вале, содержащем рабочую поверхность, контактирующую с опорной поверхностью и имеющую центральную кольцевую канавку и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой, по крайней мере по одному краю рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнена по меньшей мере одна кольцевая боковая канавка, отделенная от подводящих канавок телом вала. Центральная кольцевая канавка может быть сообщена с, по меньшей мере, одним отверстием для подачи смазки. Подводящие канавки, расположенные по одну сторону от центральной кольцевой канавки, могут быть эквидистантны между собой. По краям рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, могут быть выполнены по две кольцевые боковые канавки, эквидистантные между собой и эквидистантные центральной кольцевой канавке. Сущность изобретения поясняется чертежом, где показана развертка рабочей поверхности вала. Вал содержит рабочую поверхность, на которой выполнены центральная кольцевая канавка 1, сообщающиеся с ней подводящие канавки 2 и расположенная по краю по меньшей мере одна кольцевая боковая канавка 3. Боковых кольцевых канавок 3 может быть выполнено две как показано на чертеже или больше Центральная канавка 1 может быть сообщена с устройством для подачи смазки (не показано). Канавками 1 и 2 образована разветвленная сеть смазочных каналов, равномерно распределяющих смазку по поверхностям трения в направлении их краев. Боковые кольцевые канавки 3 являются аккумуляторами смазки и препятствуют быстрому ее вытеканию через края рабочей поверхности. Вал в составе подшипника скольжения работает следующим образом. Смазывающий состав подается (находится изначально во всех каналах и полостях вала) в центральный канал вала, от которого подается по всем канавкам (в случае когда канавки не соединены между собой, тогда смазывающий состав просачивается через зазоры рабочих поверхностей). В период работы вала смазывающий состав равномерно поступает на рабочие поверхности вала через канавки. Центральная кольцевая канавка 1 выполняет функцию подачи и распределения смазывающего состава ко всем другим канавкам. Формула изобретения 1. Вал, содержащий рабочую поверхность, контактирующую с опорной поверхностью, имеющую центральную кольцевую канавку, и расположенные симметрично под углом и по обе стороны от центральной кольцевой канавки подводящие канавки, сообщенные с центральной кольцевой канавкой, отличающийся тем, что по крайней мере по одному краю рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнена по меньшей мере одна кольцевая боковая канавка, отделенная от подводящих канавок телом втулки. 2. Вал по п. 1, отличающийся тем, что центральная кольцевая канавка сообщена с, по меньшей мере, одним отверстием для подачи смазки. 3. Вал по любому из пп. 1 и 2, отличающийся тем, что подводящие канавки, расположенные по одну сторону от центральной кольцевой канавки эквидистантны между собой. 4. Вал по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что по краям рабочей поверхности вала, контактирующей с опорной поверхностью, выполнены по две кольцевые боковые канавки, эквидистантные между собой и эквидистантные центральной кольцевой канавке. РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 05.04.2008
Извещение опубликовано: 27.05.2010 БИ: 15/2010
|
||||||||||||||||||||||||||