Патент на изобретение №2215805

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2215805 (13) C2
(51) МПК 7
C22C21/04, C22C21/08, C22C21/10, C22C21/14, C22C21/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001133677/02, 17.12.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.12.2001

(45) Опубликовано: 10.11.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 1707986 С, 30.11.1994. SU 1367517 А1, 27.07.1995. RU 1564414 С, 15.10.1994. US 5882449, 16.03.1999. US 4816087, 28.03.1989.

Адрес для переписки:

107005, Москва, ул. Радио, 17, ФГУП ВИАМ

(71) Заявитель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

(72) Автор(ы):

Фридляндер И.Н.,
Хохлатова Л.Б.,
Колобнев Н.И.,
Колесенкова О.К.

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”

(54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО

(57) Реферат:

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Li сплавам пониженной плотности, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике. Из этого сплава могут изготавливаться различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжей самолетных конструкций, в том числе сварные, а также сварные топливные баки и другие элементы космической техники. Предложен сплав и изделие, выполненное из него, содержащие следующие компоненты, мас. %: литий – 0,5-2,5; скандий – 0,05-0,6; железо – 0,01-1,0; кремний – 0,01-1,2; никель – 0,005-1,0; бериллий – 0,0005-0,2; церий – 0,005-0,2 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей цирконий – 0,005-0,2; марганец – 0,005-0,6; хром – 0,005-0,2; титан – 0,005-0,2 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей магний – 0,01-6,0; медь – 0,01-4,5; цинк – 0,01-1,5; алюминий – остальное. Техническим результатом изобретения является создание сплава пониженной плотности с высоким уровнем вязкости разрушения и изотропностью свойств в трех направлениях. 2 с.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Li сплавам пониженной плотности, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике. Из этого сплава могут изготавливаться различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжей самолетных конструкций, в том числе сварные, а также сварные топливные баки и другие элементы космической техники.

Из уровня техники известен сплав системы Al-Li, дополнительно легированный магнием и медью, имеющий следующий химический состав, мас.%:
Магний – 4,0-6,0
Литий – 1,3-2,2
Медь – 0,005-0,2
Бериллий – 0,0001-0,3
По крайней мере один металл из группы, включающей
Цирконий – 0,04-0,12
Скандий – 0,03-0,25
По крайней мере один элемент, выбранный из группы, включающей
Кальций и барий – 0,002-0,005
Алюминий – Остальное
(патент РФ 2038405).

Этот сплав характеризуется высокой прочностью при комнатной и повышенных температурах и хорошей свариваемостью, что позволяет использовать его в сварных конструкциях. Однако недостатком указанного сплава являются пониженные характеристики вязкости разрушения, что не позволяет использовать его в качестве обшивки.

Известен сплав 1424 с высокими характеристиками вязкости разрушения следующего химического состава, мас.%:
Литий – 1,5-1,9
Магний – 4,1-6,0
Цинк – 0,1-1,5
Цирконий – 0,05-0,3
Марганец – 0,01-0,8
Водород – (0,9-4,5)10-5
По крайней мере один элемент из группы, включающей
Бериллий – 0,001-0,2
Иттрий – 0,01-0,5
Скандий – 0,01-0,3
Хром – 0,01-0,5
Алюминий – Остальное
(патент РФ 2133295).

Недостатком сплава является анизотропия прочностных характеристик и относительного удлинения, что делает невозможным изготовление топливных баковых конструкций, требующих равную прочность в различных направлениях.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является Al-Li сплав следующего химического состава, мас.%:
Литий – 0,5-4,0
Железо – Макс. 0,5
Кремний – Макс. 5
Медь – 0-5
Магний – 0-5
По крайней мере один элемент из группы, включающей цирконий, хром, титан, марганец, гафний, скандий, ванадий – 0,1-1,0
Алюминий – Остальное
(патент США 4 816 087).

Указанный сплав позволяет получать листы с дуплексной рекристаллизованной структурой, обеспечивающей высокий уровень прочности и вязкости разрушения. Но при этом сохраняется анизотропия свойств, что затрудняет изготовление конструктивных элементов сложной конфигурации таких, как топливные баки, обшивки двойной кривизны и др.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава пониженной плотности с высоким уровнем вязкости разрушения и изотропностью свойств в трех направлениях, который может быть использован в авиакосмической технике.

Для решения этой задачи предлагается сплав на основе алюминия, содержащий литий, железо, кремний и по крайней мере один элемент из группы, содержащей цирконий, марганец, хром, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит никель, бериллий, церий, скандий и по крайней мере один элемент из группы, содержащей магний, медь, цинк, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Литий – 0,5-2,5
Скандий – 0,05-0,6
Железо – 0,01-1,0
Кремний – 0,01-1,2
Никель – 0,005-1,0
Бериллий – 0,0005-0,2
Церий – 0,005-0,2
По крайней мере один элемент из группы, содержащей
Цирконий – 0,005-0,2
Марганец – 0,005-0,6
Хром – 0,005-0,2
Титан – 0,005-0,2
По крайней мере один элемент и из группы, содержащей
Магний – 0,01-6,0
Медь – 0,01-4,5
Цинк – 0,01-1,5
Алюминий – Остальное
и изделие, выполненное из него.

Существенным отличием предложенного сплава от прототипа является введение никеля, бериллия, церия и скандия в качестве обязательных элементов, что обеспечивает получение в листах однородной рекристаллизованной или нерекристаллизованной субзеренной структуры и высокие характеристики вязкости разрушения при изотропности механических свойств.

Кроме того, скандий и любой элемент из группы, содержащей магний, медь и цинк, образуют дополнительные фазы-упрочнители, что приводит к повышению прочностных свойств сплава.

Пример осуществления
Из сплавов, химический состав которых приведен в табл.1, отливали слитки диаметром 70 мм. Плавка металла осуществлялась в электрической печи. После гомогенизации из слитков прессовались полосы сечением 15 х 65 мм. Заготовки из полос прокатывали на листы толщиной 4 мм вгорячую, затем – вхолодную до толщины 2,2 мм. Свойства холоднокатаных листов после закалки с охлаждением на воздухе и искусственного старения приведены в табл. 2.

Как видно из полученных результатов, предложенный состав сплава позволил несколько повысить прочностные характеристики, особенно в направлении под углом 45 к направлению прокатки, сохранить высокие характеристики вязкости разрушения и обеспечить достаточно высокую изотропность свойств в трех направлениях. Аналогичные результаты получены на прессованных полуфабрикатах, на поковках и штамповках.

Применение заявленных сплавов в виде листов, плит, прессованных профилей и панелей, поковок и штамповок для обшивки и внутреннего силового набора фюзеляжа самолетных конструкций сложного рельефа и для герметичных баков, включая топливные, в конструкциях космической техники позволяет снизить трудоемкость их изготовления, повысить выход годного и надежность эксплуатации изделий.

Формула изобретения

1. Сплав на основе алюминия, содержащий литий, железо, кремний, и по крайней мере один элемент из группы, содержащей цирконий, марганец, хром, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит никель, бериллий, церий, скандий и по крайней мере один элемент из группы, содержащей магний, медь, цинк, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Литий – 0,5-2,5 –
Скандий – 0,05-0,6 –
Железо – 0,01-1,0 –
Кремний – 0,01-1,2
Никель – 0,005-1,0
Бериллий – 0,0005-0,2
Церий – 0,005-0,2
По крайней мере один элемент из группы, содержащей
Цирконий – 0,005-0,2
Марганец – 0,005-0,6
Хром – 0,005-0,2
Титан – 0,005-0,2
По крайней мере один элемент из группы, содержащей
Магний – 0,01-6,0
Медь – 0,01-4,5
Цинк – 0,01-1,5
Алюминий – Остальное
2. Изделие из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава следующего состава, мас. %:
Литий – 0,5-2,5
Скандий – 0,05-0,6
Железо – 0,01-1,0
Кремний – 0,01-1,2
Никель – 0,005-1,0
Бериллий – 0,0005-0,2
Церий – 0,005-0,2
По крайней мере один элемент из группы, содержащей
Цирконий – 0,005-0,2
Марганец – 0,005-0,6
Хром – 0,005-0,2
Титан – 0,005-0,2
По крайней мере один элемент из группы, содержащей
Магний – 0,01-6,0
Медь – 0,01-4,5
Цинк – 0,01-1,5
Алюминий – Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2215000-2215999