Патент на изобретение №2215805
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО
(57) Реферат: Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Li сплавам пониженной плотности, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике. Из этого сплава могут изготавливаться различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжей самолетных конструкций, в том числе сварные, а также сварные топливные баки и другие элементы космической техники. Предложен сплав и изделие, выполненное из него, содержащие следующие компоненты, мас. %: литий – 0,5-2,5; скандий – 0,05-0,6; железо – 0,01-1,0; кремний – 0,01-1,2; никель – 0,005-1,0; бериллий – 0,0005-0,2; церий – 0,005-0,2 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей цирконий – 0,005-0,2; марганец – 0,005-0,6; хром – 0,005-0,2; титан – 0,005-0,2 и по крайней мере один элемент из группы, содержащей магний – 0,01-6,0; медь – 0,01-4,5; цинк – 0,01-1,5; алюминий – остальное. Техническим результатом изобретения является создание сплава пониженной плотности с высоким уровнем вязкости разрушения и изотропностью свойств в трех направлениях. 2 с.п.ф-лы, 2 табл. Изобретение относится к области металлургии, а именно к Al-Li сплавам пониженной плотности, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике. Из этого сплава могут изготавливаться различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжей самолетных конструкций, в том числе сварные, а также сварные топливные баки и другие элементы космической техники. Из уровня техники известен сплав системы Al-Li, дополнительно легированный магнием и медью, имеющий следующий химический состав, мас.%: Магний – 4,0-6,0 Литий – 1,3-2,2 Медь – 0,005-0,2 Бериллий – 0,0001-0,3 По крайней мере один металл из группы, включающей Цирконий – 0,04-0,12 Скандий – 0,03-0,25 По крайней мере один элемент, выбранный из группы, включающей Кальций и барий – 0,002-0,005 Алюминий – Остальное (патент РФ 2038405). Этот сплав характеризуется высокой прочностью при комнатной и повышенных температурах и хорошей свариваемостью, что позволяет использовать его в сварных конструкциях. Однако недостатком указанного сплава являются пониженные характеристики вязкости разрушения, что не позволяет использовать его в качестве обшивки. Известен сплав 1424 с высокими характеристиками вязкости разрушения следующего химического состава, мас.%: Литий – 1,5-1,9 Магний – 4,1-6,0 Цинк – 0,1-1,5 Цирконий – 0,05-0,3 Марганец – 0,01-0,8 Водород – (0,9-4,5) ![]() По крайней мере один элемент из группы, включающей Бериллий – 0,001-0,2 Иттрий – 0,01-0,5 Скандий – 0,01-0,3 Хром – 0,01-0,5 Алюминий – Остальное (патент РФ 2133295). Недостатком сплава является анизотропия прочностных характеристик и относительного удлинения, что делает невозможным изготовление топливных баковых конструкций, требующих равную прочность в различных направлениях. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является Al-Li сплав следующего химического состава, мас.%: Литий – 0,5-4,0 Железо – Макс. 0,5 Кремний – Макс. 5 Медь – 0-5 Магний – 0-5 По крайней мере один элемент из группы, включающей цирконий, хром, титан, марганец, гафний, скандий, ванадий – 0,1-1,0 Алюминий – Остальное (патент США 4 816 087). Указанный сплав позволяет получать листы с дуплексной рекристаллизованной структурой, обеспечивающей высокий уровень прочности и вязкости разрушения. Но при этом сохраняется анизотропия свойств, что затрудняет изготовление конструктивных элементов сложной конфигурации таких, как топливные баки, обшивки двойной кривизны и др. Технической задачей предлагаемого изобретения является создание сплава пониженной плотности с высоким уровнем вязкости разрушения и изотропностью свойств в трех направлениях, который может быть использован в авиакосмической технике. Для решения этой задачи предлагается сплав на основе алюминия, содержащий литий, железо, кремний и по крайней мере один элемент из группы, содержащей цирконий, марганец, хром, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит никель, бериллий, церий, скандий и по крайней мере один элемент из группы, содержащей магний, медь, цинк, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Литий – 0,5-2,5 Скандий – 0,05-0,6 Железо – 0,01-1,0 Кремний – 0,01-1,2 Никель – 0,005-1,0 Бериллий – 0,0005-0,2 Церий – 0,005-0,2 По крайней мере один элемент из группы, содержащей Цирконий – 0,005-0,2 Марганец – 0,005-0,6 Хром – 0,005-0,2 Титан – 0,005-0,2 По крайней мере один элемент и из группы, содержащей Магний – 0,01-6,0 Медь – 0,01-4,5 Цинк – 0,01-1,5 Алюминий – Остальное и изделие, выполненное из него. Существенным отличием предложенного сплава от прототипа является введение никеля, бериллия, церия и скандия в качестве обязательных элементов, что обеспечивает получение в листах однородной рекристаллизованной или нерекристаллизованной субзеренной структуры и высокие характеристики вязкости разрушения при изотропности механических свойств. Кроме того, скандий и любой элемент из группы, содержащей магний, медь и цинк, образуют дополнительные фазы-упрочнители, что приводит к повышению прочностных свойств сплава. Пример осуществления Из сплавов, химический состав которых приведен в табл.1, отливали слитки диаметром 70 мм. Плавка металла осуществлялась в электрической печи. После гомогенизации из слитков прессовались полосы сечением 15 х 65 мм. Заготовки из полос прокатывали на листы толщиной 4 мм вгорячую, затем – вхолодную до толщины 2,2 мм. Свойства холоднокатаных листов после закалки с охлаждением на воздухе и искусственного старения приведены в табл. 2. Как видно из полученных результатов, предложенный состав сплава позволил несколько повысить прочностные характеристики, особенно в направлении под углом 45 к направлению прокатки, сохранить высокие характеристики вязкости разрушения и обеспечить достаточно высокую изотропность свойств в трех направлениях. Аналогичные результаты получены на прессованных полуфабрикатах, на поковках и штамповках. Применение заявленных сплавов в виде листов, плит, прессованных профилей и панелей, поковок и штамповок для обшивки и внутреннего силового набора фюзеляжа самолетных конструкций сложного рельефа и для герметичных баков, включая топливные, в конструкциях космической техники позволяет снизить трудоемкость их изготовления, повысить выход годного и надежность эксплуатации изделий. Формула изобретения 1. Сплав на основе алюминия, содержащий литий, железо, кремний, и по крайней мере один элемент из группы, содержащей цирконий, марганец, хром, титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит никель, бериллий, церий, скандий и по крайней мере один элемент из группы, содержащей магний, медь, цинк, при следующем соотношении компонентов, мас. %: Литий – 0,5-2,5 – Скандий – 0,05-0,6 – Железо – 0,01-1,0 – Кремний – 0,01-1,2 Никель – 0,005-1,0 Бериллий – 0,0005-0,2 Церий – 0,005-0,2 По крайней мере один элемент из группы, содержащей Цирконий – 0,005-0,2 Марганец – 0,005-0,6 Хром – 0,005-0,2 Титан – 0,005-0,2 По крайней мере один элемент из группы, содержащей Магний – 0,01-6,0 Медь – 0,01-4,5 Цинк – 0,01-1,5 Алюминий – Остальное 2. Изделие из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава следующего состава, мас. %: Литий – 0,5-2,5 Скандий – 0,05-0,6 Железо – 0,01-1,0 Кремний – 0,01-1,2 Никель – 0,005-1,0 Бериллий – 0,0005-0,2 Церий – 0,005-0,2 По крайней мере один элемент из группы, содержащей Цирконий – 0,005-0,2 Марганец – 0,005-0,6 Хром – 0,005-0,2 Титан – 0,005-0,2 По крайней мере один элемент из группы, содержащей Магний – 0,01-6,0 Медь – 0,01-4,5 Цинк – 0,01-1,5 Алюминий – Остальное РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||