Патент на изобретение №2213947

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2213947 (13) C2
(51) МПК 7
G01M15/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001132499/06, 29.11.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.11.2001

(43) Дата публикации заявки: 20.06.2003

(45) Опубликовано: 10.10.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1647300 А, 07 05 1991. RU 2171973 С2, 10.08.2001. SU 1091040 А, 07.05.1984. EP 0401847 А1, 12.12.1990. RU 2075741 С1, 20.03.1997. RU 2175149 С2, 20.10.2001. US 5534759 А, 09.07.1996.

Адрес для переписки:

196605, Санкт-Петербург, г.Пушкин, Петербургское ш., 2, СПГАУ, патентная группа

(71) Заявитель(и):

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(72) Автор(ы):

Иофинов С.А.,
Шкрабак В.С.,
Фокин Г.А.,
Шкрабак В.В.,
Шкрабак Р.В.

(73) Патентообладатель(и):

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

(57) Реферат:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностирования работоспособности двигателя внутреннего сгорания (ДВС), преимущественно тракторного, в эксплуатационных условиях. Технический результат заключается в возможности измерения без вмешательства в конструкцию двигателя максимально допустимой в эксплуатируемых условиях эффективной мощности и соответствующих ей частоты вращения вала двигателя и удельного расхода топлива, а также в сравнении этих величин с соответствующими показателями нормативно-технической документации и сигнализации по каждому показателю в случае его несоответствия нормативно-технической документации (неработоспособности ДВС по данному показателю). Устройство для диагностирования работоспособности двигателя содержит датчик расхода топлива, блок нахождения экстремума с оперативно-запоминающим устройством максимального расхода топлива, блок измерения мощности двигателя и индикатор-фиксатор максимальной мощности. Кроме того, устройство снабжено вычислителем удельного расхода топлива, задатчиком предельно допустимых нормативных величин (по мощности, частоте вращения вала двигателя и удельному расходу топлива), индикаторами-сигнализаторами и компараторами. Один вход вычислителя удельного расхода топлива подключен к выходу индикатора-фиксатора максимальной мощности, а другой – к оперативно-запоминающему устройству максимального расхода топлива. Выходы компараторов подключены к индикаторам-сигнализаторам, а входы подключены – один к выходам задатчика нормативных величин, а второй к выходам индикатора-фиксатора максимальной мощности и вычислителя удельного расхода топлива. В индикаторе-фиксаторе максимальной мощности фиксируется значение частоты вращения вала двигателя при максимальной мощности. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностирования работоспособности двигателя внутреннего сгорания (ДВС), преимущественно тракторного, в эксплуатационных условиях.

Под работоспособностью понимается “состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации” [1, c.3].

Диагностировать значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции при работе ДВС в эксплуатационных условиях чрезвычайно сложно (практически невозможно).

По аналогии с медицинской диагностикой трудоспособности людей необходимо в процессе эксплуатации ДВС диагностировать его работоспособность, выполнять заданные функции по отдельным (характерным) параметрам требований нормативно-технической документации.

Каждый человек в период своей трудовой деятельности должен проходить флюорографию грудной клетки, а контроль состояния большинства других органов и общую трудоспособность человека определяют по мере появления тех или иных болезней или достижения соответствующего возраста. При этом нетрудоспособность человека может быть определена не только по общему состоянию, но и по одному какому-либо несоответствию требованиям жизнедеятельности, например нетрудоспособность по зрению, по слуху и т.п.

Аналогично медицинской флюорографии и ДВС необходимо диагностировать (контролировать способность выполнять заданные функции) периодически, например перед началом сезонных работ, при проведении технических обслуживаний и т.п., не дожидаясь появления каких-либо неисправностей или отказов (“болезней”).

Для двигателя внутреннего сгорания, в частности тракторного двигателя, основной заданной функцией является создание механической энергии (в единицу времени эффективная мощность), а основными параметрами требований, устанавливаемыми нормативно-технической документацией при эксплуатации ДВС, являются: частота вращения вала двигателя (скоростной параметр) и экономичность двигателя – удельный (на единицу мощности) расход топлива [2, c.208], данные ГОСНИТИ. Многие другие параметры и показатели (температура и состав выхлопных газов, зазоры в подшипниках, износные показатели и др.) при эксплуатационной диагностике работоспособности ДВС рассматриваются лишь как ограничительные показатели. При этом, как и в медицине, неработоспособность ДВС в эксплуатационных условиях может определяться и по одному какому-либо из этих важнейших ограничительных показателей – по безопасности, экологии и т. п.

Приборы и устройства для контроля и измерения определенных показателей работы ДВС, в частности для определения эффективной мощности двигателя, чрезвычайно разнообразны. Это – указатели загрузки и определители мощности по частоте вращения вала двигателя и расходу топлива, по ходу рейки топливного насоса, измерители характеристик двигателя на основе магнитоупругих преобразователей механических показателей в электрические, измерители мощности двигателя (ИМД), основанные на измерении и обработке информации об угловом ускорении разгона двигателя в момент достижения частоты вращения вала двигателя, значения, близкого к номинальному, устройства виброакустической диагностики, диагностические и прогнозирующие системы (ДИПС) и др. [2. c.36-57, 146-150].

Большинство из этих требований устройств предназначены для стендовых (стационарных) испытаний, многие требуют специальных от тарированных нагрузочных устройств, не учитывают стохастический (колебательный) характер нагрузки двигателя в эксплуатационных условиях, измеряют показатели в режиме холостого хода двигателя, что не характерно для условий эксплуатации. Поэтому для диагностирования работоспособности ДВС в эксплуатационных условиях эти приборы и устройства мало пригодны.

Характерным для диагностирования ДВС в эксплуатационных условиях является режим работы, соответствующий достигаемой в данных условиях максимальной мощности (энергоресурс) двигателя при номинальной (в пределах допуска) частоте вращения вала двигателя.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является “Способ определения энергоресурса двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления по а.с. 1647300, G 01 L 3/24 [3], которое предусматривает определение максимальной эффективности ДВС в данных эксплуатационных условиях при стохастическом (вероятностном) характере нагружения, не требуя специальных нагрузочных устройств.

Устройство (аналог) содержит датчики задроссельного давления в цилиндрах двигателя и расхода в единицу времени топлива, блок измерения мощности по величине задроссельного давления, блок нахождения экстремума по достижению расхода топлива экстремального (максимального) значения и индикатор-фиксатор максимальной мощности двигателя.

В этом устройстве при переходе двигателя с регуляторной на корректурную ветвь характеристики двигателя (точка перегиба характеристики), фиксируемом по экстремальному значению расхода топлива, развивается максимальная в данных условиях мощность двигателя, которая и отображается на табло индикатора.

Устройство по аналогу (прототипу) в случае применения его для целей диагностирования работоспособности двигателя внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях имеет следующие недостатки:
1. Замер дроссельного давления в цилиндрах двигателя требует определенного вмешательства в конструкцию двигателя (отверстие в головке цилиндров двигателя для отбора газа, создающего задроссельное давление), что непригодно для периодического в эксплуатационных условиях определения работоспособности двигателя.

2. Не определяется частота вращения вала двигателя при достижении максимальной мощности, в результате чего возможно увеличение максимальной мощности за счет повышения частоты вращения вала (формирования) двигателя, что не соответствует требованиям нормативно-технической документации и недопустимо при диагностировании работоспособности двигателя.

3. Не определяется экономичность двигателя – удельный на единицу мощности расход топлива.

4. Не определяется соответствие величин: максимальной мощности, частоты вращения вала двигателя и удельного расхода топлива ДВС, установленным для данных эксплуатационных условий показателям нормативно-технической документации.

5. Не осуществляется сигнализация о несоответствии какого-либо из диагностируемых показателей – величины нормативно технической документации (неработоспособность ДВС по данному показателю).

Задачей изобретения является измерение (без вмешательства в конструкцию двигателя) максимально допустимой в эксплуатируемых условиях эффективной мощности и соответствующих ей частоты вращения вала двигателя и удельного расхода топлива, сравнение этих величин с соответствующими показателями нормативно-технической документации и сигнализации по каждому показателю в случае его несоответствия нормативно-технической документации (неработоспособности ДВС по данному показателю).

Достигается поставленная задача тем, что устройство для диагностирования работоспособности двигателя внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях, содержащее датчик расхода топлива, блок нахождения экстремума с оперативно-запоминающим устройством максимального расхода топлива, блок измерения мощности двигателя и индикатор-фиксатор максимальной мощности, оно снабжено вычислителем удельного расхода топлива, один вход которого подключен к выходу индикатора-фиксатора максимальной мощности, а другой – к оперативно-запоминающему устройству максимального расхода топлива, задатчиком предельно допустимых нормативных величин – по мощности, частоте вращения вала двигателя, удельному расходу топлива, индикаторами-сигнализаторами и компараторами, выходы которых подключены к индикаторам-сигнализаторам, а входы подключены – один к выходам задатчика нормативных величин, второй к выходам индикатора-фиксатора максимальной мощности и вычислителя удельного расхода топлива, причем в индикаторе-фиксаторе максимальной мощности фиксируются значение частоты вращения вала двигателя при максимальной мощности, а датчик давления в блоке измерения мощности выполнен в виде наружного накладного датчика деформации трубопровода топливоподающей системы двигателя.

Новые существенные признаки:
1. Измеряют наружным (накладным) датчиком осредненное давление и частоту циклов, создаваемых двигателем, например, в топливоподающей системе, которые пропорциональны задроссельному давлению и частоте вращения вала двигателя.

2. В ОЗУ индикаторе фиксаторе максимальной мощности двигателя фиксируется и соответствующая этой мощности частоты вращения вала двигателя.

3. Применяют вычислитель удельного (на единицу максимальной мощности двигателя) расхода топлива.

4. Устанавливают задатчик предельно допустимых (с учетом местных условий и режимов работы) показателей работоспособности ДВС по максимальной мощности, частоте вращения вала (максимальной и минимальной, для частоты вращения вала двигателя предусматриваются два предельно допустимых значения – максимальное и минимальное со своими допусками) и удельному расходу топлива.

5. Применены компараторы для сравнения измеренных и предельно допустимых величин максимальной мощности, частоты вращения (максимальной и минимальной) вала двигателя и удельного расхода топлива.

6. Применены сигнализаторы о несоответствии максимальной мощности, частоты вращения (максимальной и минимальной) вала двигателя и удельного расхода топлива установленным предельно допустимым величинам.

Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными (по аналогу) позволяют получить технический результат во всех случаях, на которые распространяется объем правовой охраны заявляемого изобретения.

На фиг. 1 представлена функциональная блок-схема устройства для диагностирования работоспособности двигателя внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях.

На фиг.2 представлен алгоритм вычисления и сигнализации о несоответствии показателей работоспособности двигателя предусмотренным нормативам по максимальной мощности, частоте вращения вала двигателя и удельному расходу топлива.

Устройство для диагностирования работоспособности двигателя внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях содержит (фиг.1):
по аналогу (прототипу) датчик 1 расхода топлива (G) ; блок 2 нахождения экстремума по максимуму расхода топлива (Gmax); блок 3 измерения мощности двигателя (N) и частоты вращения (n) вала двигателя на основе измерения поциклового давления и частоты циклов в цилиндрах двигателя; блок 4 – индикатор, фиксирующий в оперативном запоминающем устройстве (ОЗУ) максимальное значение мощности (Nmax) и дополнительно соответствующую ему частоту вращения (nNmax) вала двигателя;
и дополнительно – вычислить 5 удельного (при максимальной мощности) расхода топлива (ge); задатчик 6 предельно допустимых (с учетом условий и режимов работы) нормативных величин; максимальной мощности (Nн), частоты вращения вала двигателя (nmax,н , nmin,н) , удельного расхода топлива (ge,н); компараторы сравнения измеренных и нормативных величин: 7 – по максимальной мощности, 8 – по удельному расходу топлива, 9 – по максимальной и минимальной частотах вращения вала двигателя (двойной компаратор) и индикаторы-сигнализаторы о несоответствии измеренных величин предельно допустимым показателям, предусмотренным задатчиком (что оценивается как неработоспособность двигателя): 10 – по максимальной мощности, 11 – по удельному расходу топлива, 12 и 13 – по максимальной и минимальной частоте вращения вала двигателя.

Датчик 1 (по аналогу) непрерывного измерения, величину времени расхода топлива G – общетехнического назначения.

Блок 2 (по аналогу) нахождения экстремума включает: дифференциатор, аналоговый ключ, формирователь импульсов, преобразователь напряжения в частоту, схему сравнения, пороговый элемент и оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) величины G max.

Блок 3 (по аналогу) измерения мощности N включает: датчик давления в цилиндрах двигателя, вычислитель среднеквадратического значения, дифференциатор, компаратор, измеритель времени цикла, делитель, преобразователь напряжения в частоту. В отличие от аналога датчик давления в цилиндрах двигателя выполнен в виде наружного (накладного) датчика [4] давления в топливоподающей системе двигателя с электрическим выходом, отражающим осредненное давление и частоту циклов (частоту вращения n вала двигателя).

Блок 4 (по аналогу) индикатор-фиксатор включает ОЗУ, фиксирующее максимальное значение мощности Nmax и дополнительно частоту вращения вала двигателя (nNmax), соответствующее максимальной мощности.

Вычислитель 5 удельного расхода топлива ge представляет собой делитель двух величин: ge=Gmax/Nmax.

Задатчик 6 представляет собой ОЗУ, в котором фиксируются установленные нормативной документацией или расчетом для данных эксплуатационных условий (природно-климатических, времени года, режимов работы и т.п.) предельные (с учетом допустимых отклонений) значения величин: максимальной мощности Nн, удельного расхода топлива ge,н и частоты вращения вала при максимальной мощности двигателя: минимальной nmin,н и максимальной n max,н.

Компараторы 7, 8, 9 и индикаторы-сигнализаторы 10, 11, 12, 13 – общетехнического назначения.

Устройство для диагностирования работоспособности двигателя внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях работает следующим образом.

Установив устройство на ДВС, выполняют технологическую операцию, например почвообработку, задавая режим вероятности (колебательного) характера нагрузки, при котором имеет место переход с регуляторной на корректорную ветвь характеристики двигателя.

В процессе работы сигнал от датчика 1 расхода топлива G поступает на вход блока 2 нахождения экстремума, а в блоке 3 измерения мощности сигнал от датчика давления поступает на вход вычислителя среднего квадратического значения и в дифференциатор, где формируются сигналы, пропорциональные мощности двигателя N и частоте вращения (частота циклов) n.

При переходе ДВС с регуляторной на корректную ветвь характеристики двигателя расход топлива достигает максимального значения Gmax и оно фиксируется в ОЗУ блока 2. Одновременно подается информационный сигнал (на схемах фиг. 1 и 2 показан пунктиром), разрешающий передачу сигнала о значениях мощности N и частоты вращения n вала двигателя из блока 3 в блок 4, где они фиксируются в ОЗУ как максимальная мощность max и соответствующая ей частота вращения hNmax вала двигателя.

Сигнал о величине максимальной мощности Nmax из ОЗУ блока 4 поступает на первый вход вычислителя 5, на второй вход которого поступает из ОЗУ блока 2 сигнал о максимальном расходе топлива Gmax, а выход из вычислителя 5, соответствующий удельному расходу топлива (ge= Gmax/Nmax), поступает на вход компаратора 8. Одновременно на входы компараторов 7 и 9 поступают сигналы второго и третьего выходов блока 4 о максимальной мощности Nmax и частоте вращения nNmax вала двигателя. На вторые входы всех трех компараторов (7, 8, 9) поступают сигналы от задатчика 6 о нормативных (для данных условий и режимов работы) значениях максимальной мощности Nн, удельного расхода топлива ge,н, частоты вращения вала двигателя: допустимого максимального nmаx,н и минимального nmin,н.

По результатам сравнения в компараторах 7, 8, 9 величин фактических (измеренных) и допустимых (нормативных для данных условий) в индикаторах-сигнализаторах 10, 11, 12, 13 появляются сигналы о несоответствии нормативно-технической документации (неработоспособности ДВС) по каждому из измеренных показателей: максимальной мощности, частоте вращения (максимальной и минимальной), удельному расходу топлива. Если нет отклонений от нормативных величин, сигнал по данному показателю отсутствует (фиг.2).

Источники информации
1. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения М.: Изд. стандартов, 1990, – 37 с.

2. Иофинов С.А., Гевейлер Н.Н. Контроль работоспособности трактора. – Л. : Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1985, – 238с.

3. А. с. 1647300 (СССР). МКИ5 G 01 L 3/24. Способ определения энергоресурса двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления. – 6 с., илл. Бюл. 17, 1991.

4. А.с. 1364927 (СССР). МКИ5 G 01 L 9/03. Устройство для измерения давления в трубопроводе.

Формула изобретения

Устройство для диагностирования работоспособности двигателя внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях, содержащее датчик расхода топлива, блок нахождения экстремума с оперативно-запоминающим устройством максимального расхода топлива, блок измерения мощности двигателя и индикатор-фиксатор максимальной мощности, отличающееся тем, что оно снабжено вычислителем удельного расхода топлива, один вход которого подключен к выходу индикатора-фиксатора максимальной мощности, а другой – к оперативно-запоминающему устройству максимального расхода топлива, задатчиком предельно допустимых нормативных величин – по мощности, частоте вращения вала двигателя, удельному расходу топлива, индикаторами-сигнализаторами и компараторами, выходы которых подключены к индикаторам-сигнализаторам, а входы подключены – один к выходам задатчика нормативных величин, второй – к выходам индикатора-фиксатора максимальной мощности и вычислителя удельного расхода топлива, причем в индикаторе-фиксаторе максимальной мощности фиксируется значение частоты вращения вала двигателя при максимальной мощности, а датчик давления в блоке измерения мощности выполнен в виде наружного накладного датчика деформации трубопровода топливоподающей системы двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.11.2004

Извещение опубликовано: 27.03.2006 БИ: 09/2006


Categories: BD_2213000-2213999