Патент на изобретение №2213893

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2213893 (13) C2
(51) МПК 7
F16H3/78
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001126588/28, 01.10.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.10.2001

(45) Опубликовано: 10.10.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 2414832 А, 28.01.1947. GB 2121492 А, 23.09.1983. SU 1465662 А1, 15.03.1989. ЕР 0239555 А2, 30.09.1987. WO 90/10806 А1, 20.09.1990.

Адрес для переписки:

423808, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мусы Джалиля, 29, ОАО “КАМАЗ”, ДРиВНР, Гл. специалисту по ПЛиИР Н.М.Сунагатову

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “КАМАЗ”

(72) Автор(ы):

Горбатовский А.В.,
Качесов А.А.,
Козадаев А.И.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “КАМАЗ”

(54) ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

(57) Реферат:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Между частями корпуса демультипликатора коробки передач размещен промежуточный элемент. На колесе с внутренним зацеплением демультипликатора жестко закреплен синхронизатор. Одна из зубчатых муфт синхронизатора постоянно неподвижно соединена с корпусом и с промежуточным элементом. Соединение упомянутой зубчатой муфты с промежуточным элементом – шлицевое. От перемещения в осевом направлении зубчатая муфта заперта фиксирующим кольцом с выполненными на нем разделенными сегментами, закрепленным с помощью крепежных элементов на промежуточном элементе. Технический результат – повышение ремонтопригодности. 1 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств с демультипликатором.

Известна коробка перемены передач транспортного средства с демультипликатором, содержащая параллельные входной и выходной валы, связанные между собой зубчатыми колесами, две шестерни, свободно установленные на выходном валу, соединяемые с последним зубчатой муфтой и постоянно зацепленные с шестернями двойной центральной передачи, при этом выходной вал связан с двухступенчатым демультипликатором, а одна из шестерен, свободно установленных на выходном валу, выполнена в блоке с одной из шестерен двухступенчатого мультипликатора (а.с. СССР 605729, Мкл. В 60 К 17/08, Бюл. 17, 05.05.78 г.).

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является конструкция демультипликатора коробки передач, содержащая корпус, состоящий как минимум из двух частей, между которыми установлен промежуточный элемент, а в одной из частей расположен синхронизатор с зубчатыми муфтами, при этом одна из зубчатых муфт соединена с корпусом демультипликатора и промежуточным элементом при помощи сварки (Рекламные материалы ф. ZF-ECOSPLIT).

Недостатком данного устройства является его низкая ремонтопригодность из-за сварного соединения.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения ремонтопригодности за счет улучшения технологичности сборки узла.

Для достижения указанного технического результата в известное устройство, содержащее корпус, состоящий как минимум из двух частей, между которыми установлен промежуточный элемент, при этом в одной из частей расположен синхронизатор с зубчатыми муфтами, одна из которых постоянно неподвижно соединена с корпусом, а также с промежуточным элементом, дополнительно введено закрепленное с помощью крепежных элементов на промежуточном элементе фиксирующее кольцо с выполненными на нем разделенными сегментами, причем соединение зубчатой муфты с промежуточным элементом шлицевое.

Отличительными признаками предлагаемого демультипликатора коробки передач от указанного выше, наиболее близкого к нему, являются наличие закрепленного с помощью крепежных элементов на промежуточном элементе фиксирующего кольца с выполненными на нем разделенными сегментами и выполнение соединения зубчатой муфты с промежуточным элементом шлицевым, что позволяет за счет выполнения этого узла разборным повысить технологичность сборки и улучшить его ремонтопригодность. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует критерию “новизна”.

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в аналогах, а их использование в заявляемой совокупности существенных признаков позволяет получить новый технический результат. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию “изобретательский уровень”.

Предлагаемый демультипликатор коробки передач иллюстрируется чертежом.

Демультипликатор коробки передач установлен в корпусе 1. Корпус 1 состоит из двух частей, изготовлен из легкого сплава и выполнен с вертикальным разъемом. Между частями корпуса 1 размещен промежуточный элемент 2, выполненный из чугуна. Демультипликатор содержит солнечную шестерню 3, водило 4, выполненное за одно целое с выходным валом, и колесо 5 с внутренним зацеплением. На водиле 4 установлены сателлиты 6. На колесе 5 жестко закреплен муфтовый синхронизатор 7, содержащий зубчатые муфты 8 и 9. К промежуточному элементу 2 крепится с помощью крепежных элементов 10 (заклепок, винтов или болтов) фиксирующее кольцо 11 с разделенными сегментами.

При работе демультипликатора синхронизатор 7 в первом положении неподвижно соединяет колесо 5 с внутренним зацеплением с водилом 4. Во втором положении синхронизатор 7 неподвижно соединяет колесо 5 с внутренним зацеплением с корпусом 1 демультипликатора. При этом соединение осуществляется через промежуточный элемент 2. Соединение зубчатой муфты 8 синхронизатора с промежуточным элементом – шлицевое. От перемещения в осевом направлении зубчатая муфта 8 заперта разделенными сегментами фиксирующего кольца 11.

Заявляемое устройство просто в исполнении, надежно в работе, имеет высокую ремонтопригодность.

Демультипликатор коробки передач может быть выполнен на стандартном оборудовании с применением современных материалов и технологий.

Формула изобретения

Демультипликатор коробки передач, содержащий корпус, состоящий как минимум из двух частей, между которыми установлен промежуточный элемент, при этом в одной из частей корпуса установлен синхронизатор с зубчатыми муфтами, одна из которых постоянно неподвижно соединена с корпусом, а также с промежуточным элементом, отличающийся тем, что дополнительно содержит закрепленное с помощью крепежных элементов на промежуточном элементе фиксирующее кольцо с выполненными на нем разделенными сегментами для предотвращения перемещения зубчатой муфты в осевом направлении, причем соединение зубчатой муфты с промежуточным элементом – шлицевое.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2213000-2213999