Патент на изобретение №2149338

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2149338 (13) C1
(51) МПК 7
F41H1/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99104993/02, 11.03.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

11.03.1999

(45) Опубликовано: 20.05.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Военная техника и эргономика, сер. С, Вооружение и техника Сухопутных войск, Научно-технический сборник, 1975, N 4, с.24 – 32. RU 2064648 C1, 27.07.1996. GB 2257017 A, 06.01.1993. US 3696439, 10.10.1972. US 4475248, 09.10.1984. FR 2421361, 26.10.1979. DE 4001894 A1, 25.07.1991.

Адрес для переписки:

111250, Москва, 1-й Краснокурсантский пр-д 3/5, ОВА ВС РФ, Старостину М.М.

(71) Заявитель(и):

Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации

(72) Автор(ы):

Ковалев В.П.,
Аниконов А.Н.,
Ткаченко Н.В.

(73) Патентообладатель(и):

Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации

(54) ШЛЕМ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА БОЕВОЙ МАШИНЫ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области вооружений, в частности к средствам индивидуальной защиты. Техническим результатом изобретения является повышение точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации и снижение усталости членов экипажа. Сущность изобретения заключается в том, что шлем члена экипажа боевой машины снабжен устройством его фиксации, которое выполнено в виде гофрированного патрубка с размещенной внутри него пружиной. Один конец гофрированного патрубка связан со шлемом посредством разъемного соединения, а другой предназначен для неподвижного соединения с внутренней поверхностью боевой машины на рабочем месте члена экипажа. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к области военной техники, а более конкретно к области средств индивидуальной защиты членов экипажа танков, БМП и других боевых машин Сухопутных войск, где члены экипажа в условиях профессиональной деятельности вынуждены использовать шлемы.

Известны шлемофоны, предназначенные для защиты головы членов экипажа танка (БМП) от ударов при движении танка (БМП), защиты органов слуха от воздействия внешних акустических шумов, а также для осуществления радио- и телефонной связи.

Каждый из таких шлемофонов содержит шлем, вмонтированные в него ларингофоны и телефоны, а также шнур с вилкой (см., например, “Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-72Б”, М., Воениздат, 1971, с. 502 – 504).

Такие шлемофоны не обеспечивают надежной защиты головы члена экипажа при резких перемещениях (как линейных, так и угловых) боевой машины, например при ее движении по препятствиям или на большой скорости по пересеченной местности. Кроме того, из-за совмещения нескольких функций в одном устройстве (защита от ударов, защита от шумов и обеспечение радиотелефонной связи) такие шлемофоны характеризуются относительно большим весом (более 2 кг).

Известен также шлем экипажа боевой машины (см., например, “Шлемы для членов экипажей бронированных машин” в книге “Военная техника и эргономика”, сер. C – Вооружение и техника Сухопутных войск. Научно-технический сборник. N 4, 1975 г., с. 24 – 32). Этот шлем по технической сути и существенным признакам является наиболее близким к заявляемому и принят за его прототип. Одновременно он является базовым объектом предлагаемого шлема. Он содержит внутренний шлем, закрепленную на нем защитную каску и переговорное устройство. С введением защитной каски надежность защиты головы несколько повысилась, однако вместе с этим вес шлема в целом еще более увеличился. Это привело к увеличению нагрузки от надетого (относительно тяжелого) шлема на мышцы шеи и спины и, как следствие, к снижению точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации в движущемся танке (БМП). Наряду с этим члены экипажа танка (БМП) преждевременно устают, снижается их работоспособность.

Задачей настоящего изобретения является повышение точности выполнения штатных операций при работе с приборами наблюдения, прицеливания, индикации и снижение усталости членов экипажа в движущейся боевой машине.

Указанная задача достигается тем, что на рабочем месте члена экипажа боевой машины установлено устройство фиксации известного шлема в виде гофрированного патрубка с вставленной в него пружиной, соединенного неподвижно одним концом с внутренней поверхностью боевой машины, а другим через разъемное соединение со шлемом. Разъемное соединение содержит гнездо, закрепленное на конце гофрированного патрубка, и штырь, закрепленный на внешней лобовой поверхности защитной каски.

Изобретение поясняется фиг. 1 “Шлем члена экипажа боевой машины” где:
1 – Внутренний шлем;
2 – Защитная каска;
3 – Микрофон переговорного устройства;
4 – Гофрированный эластичный патрубок;
5 – Пружина;
6 – Основание устройства фиксации;
7 – Гнездо разъемного соединения;
8 – Штырь разъемного соединения;
9 – Внутренняя поверхность боевой машины.

Основание устройства фиксации 6 крепится непосредственно к внутренней поверхности боевой машины в зоне расположения приборов прицеливания и наблюдения.

При посадке члена экипажа в боевую машину (БМ) он одевает предлагаемый шлем с закрепленным на лобовой поверхности штырем разъемного соединения 8.

Предлагаемый шлем работает следующим образом.

При выполнении членом экипажа профессиональной деятельности в движущейся БМ (наблюдение через смотровые приборы, ведение стрельбы с помощью прицелов, управленческой деятельности командира БМ и т.д.) штырь разъемного соединения 8 входит в гнездо 7. Таким образом, шлем получают дополнительную опору. Гофрированный эластичный патрубок 4 с вставленной в него пружиной 5 за счет своей гибкости обеспечивают необходимую свободу движений головы члена экипажа БМ в зоне приборов наблюдения, прицеливания и индикации.

Наличие дополнительной опоры позволит зафиксировать шлем относительно приборов наблюдения, прицеливания и индикации в требуемом алгоритмом деятельности положении. Это приводит к повышению точности выполнения штатных операций, так как наличие дополнительной опоры уменьшает вертикальную и горизонтальную амплитуду колебаний головы с надетым шлемом и позволяет удерживать их в требуемом положении с меньшими усилиями, затрачиваемыми членами экипажа при движении БМ.

В процессе сравнительных испытаний, связанных с выполнением профессиональной деятельности в ходе длительного пребывания членов экипажа в движущейся БМ, установлено, что точность выполнения штатных операций и работоспособность при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации членами экипажей, использующих предложенный шлемофон, существенно выше, чем у членов экипажей, использующих известные шлемы. Наряду с этим установлено, что введенные дополнительно элементы не затрудняют выполнение членами экипажей остальных функциональных обязанностей, не требуют изменения приобретенных навыков при работе с приборами наблюдения, прицеливания и индикации, а надежность предложенных шлемов не ниже надежности известных.

Формула изобретения


1. Шлем члена экипажа боевой машины, содержащий внутренний шлем, защитную каску и переговорное устройство, отличающийся тем, что он снабжен устройством фиксации шлема, выполненным в виде гофрированного патрубка с размещенной внутри него пружиной, при этом один его конец связан со шлемом посредством разъемного соединения, а другой предназначен для неподвижного соединения с внутренней поверхностью боевой машины на рабочем месте члена экипажа.

2. Шлем по п.1, отличающийся тем, что разъемное соединение выполнено в виде гнезда на конце гофрированного патрубка и штыря, закрепленного на внешней лобовой поверхности каски.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 12.03.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 33-2002

Извещение опубликовано: 27.11.2002


Categories: BD_2149000-2149999