Патент на изобретение №2212874
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА
(57) Реферат: Коляска относится к высокоманевренным транспортным средствам с мускульным приводом и может быть использована инвалидами. Инвалидная коляска содержит раму с сиденьем. Рама установлена на двух самоориентирующихся колесах и двух ведущих колесах. Вилки колес закреплены в подшипниках рамы и прикреплены к раме шарнирами. Два ручных рычага с рукоятками установлены с возможностью качания. Каждая рукоятка соединена со своей вилкой ведущего колеса через валы и конические шестерни. Качание каждого рычага связано с вращением своего ведущего колеса передаточным механизмом, содержащим выполненную в вилке своего ведущего колеса направляющую, в которой размещен шток с рейкой. Рейка проходит сквозь подшипник рамы, установленную на оси ведущего колеса шестерню, которая взаимодействует с колесом через муфту свободного хода и входит в зацепление с рейкой. Шарнир Гука связывает вал рычага со штоком. Оси ведущих колес наклонены так, что пятно контакта колес о дорогу находится на оси поворота вилок этих колес и с направлением наклона колес друг к другу. Каждый шток находится в направляющей в виде сепаратора с шариками. Каждая рейка выполнена П-образной с охватом своей шестерни и расположена в двух роликах с ребордами. Рейка и шток каждого колеса находятся со стороны, противоположной наклону своего колеса. В результате повышается удобство эксплуатации. 4 з.п.ф-лы, 15 ил. Изобретение относится к высокоманевренным колесным транспортным средствам с мускульным приводом и может быть использовано инвалидами. Известна рычажная инвалидная коляска с кривошипно-шатунным механизмом (см. каталог Ставровского завода). Однако данная коляска имеет невысокую маневренность. Известна инвалидная коляска, содержащая раму с сиденьем, установленную на двух ведомых самоориентирующихся колесах и двух ведущих колесах, вилки которых закреплены в подшипниках рамы, прикрепленные к раме с помощью шарниров и звеньев с возможностью качания два ручных рычага с рукоятками поворота, соединенные каждая со своей вилкой ведущего колеса через валы и конические шестерни, при этом качание каждого рычага связано с вращением своего ведущего колеса передаточным механизмом, содержащим выполненную в вилке своего ведущего колеса направляющую, в которой размещен шток с рейкой, проходящий сквозь подшипник рамы, установленную на оси ведущего колеса шестерню, взаимодействующую с колесом через муфту свободного хода и входящую в зацепление с рейкой, шарнир Гука, связывающий вал рычага со штоком (см. заявку WO 92/10156). Недостатком данной коляски является трудность поворота рукояток рычагов из-за больших габаритов подшипников вилок. А также нельзя ехать на коляске по инерции в отрыве рук от рукояток. Цель изобретения – повышение удобства эксплуатации. Для этого у инвалидной коляски, содержащей раму с сиденьем, установленную на двух ведомых самоориентирующихся колесах и двух ведущих колесах, вилки которых закреплены в подшипниках рамы, прикрепленные к раме с помощью шарниров с возможностью качания два ручных рычага с рукоятками поворота, соединенные каждая со своей вилкой ведущего колеса через валы и конические шестерни, при этом качание каждого рычага связано с вращением своего ведущего колеса передаточным механизмом, содержащим выполненную в вилке своего ведущего колеса направляющую, в которой размещен шток с рейкой, проходящий сквозь подшипник рамы, установленную на оси ведущего колеса шестерню, взаимодействующую с колесом через муфту свободного хода и входящую в зацепление с рейкой, шарнир Гука, связывающий вал рычага со штоком, внесены следующие дополнения. Оси ведущих колес наклонены так, что пятно контакта колес о дорогу находятся на оси поворота вилок этих колес, каждый шток находится в направляющей в виде сепаратора с шариками, а каждая рейка выполнена П-образной с охватом своей шестерни и расположена в двух роликах с ребордами, при этом рейка и шток каждого колеса находятся со стороны, противоположной наклону своего колеса. Такая конструкция повышает удобство эксплуатации и значительно уменьшает ширину коляски. С целью уменьшения усилий поворота рукояток в каждом рычаге передаточное отношение от шестерни горизонтального вала к шестерне, связанной через вал с шарниром Гука, равно 1/2, а передаточное отношение шестерен рукоятки равно 1/1. Для удобства торможения коляски на каждой вилке закреплен тормозной рычаг с колодкой, взаимодействующий с колесом при упоре в него рейки при верхнем ее положении. Для повышения проходимости коляски на улице по неровной дороге с боковым уклоном и с сохранением высокой маневренности в комнате на раме коляски по бокам на осях закреплены два трехплечих рычага с закрепленным на каждом рычаге на одном плече поворотного самоориентирующегося колеса, на другом плече неповоротного колеса большего диаметра и на третьем плече рукоятки со стопором, взаимодействующим с одним из двух отверстий на раме, при этом на каждой вилке закреплен рычаг с осью, на которые накинута съемная трапеция, связывающая вилки. Для повышения удобства управления коляски, путем визуального контроля угла поворота колес на конце каждого рычага в подшипнике закреплена шестерня со стрелкой, связанная через паразитную шестерню с шестерней, закрепленной на валу рукоятки, при этом передаточное отношение от шестерни вала с рукояткой к шестерне со стрелкой равно 1/2, а направление стрелки совпадает с направлением движения своего ведущего колеса. Изобретение поясняется чертежами. Фиг.1 изображает вид сбоку инвалидной коляски; фиг.2 – вид А на фиг.1; фиг.3 – вид Б на фиг.1; фиг.4 – разрез В-В, где показана рукоятка с фиксатором; фиг.5 – разрез Д-Д, где показано одно из ведущих колес; фиг.6 – разрез Л-Л на фиг.5; фиг.7 – разрез М-М на фиг.5, где показан сепаратор с шариками; фиг.8 – разрез Н-Н на фиг.5, где показан ролик; фиг.9 – разрез Г-Г на фиг.1, где показано звено с шарнирами; фиг.10 – разрез К-К на фиг.1; фиг.11 – узел одной из рукояток; фиг.12 – вид Е на фиг.2, где показан фиксатор левого колеса; фиг.13 – вид Ж на фиг.2, где показан фиксатор правого колеса; фиг. 14 – узел крепления рычага с возможностью изменения передаточного отношения; фиг.15 – разрез П-П на фиг.14. Инвалидная коляска включает раму, состоящую из левой рамы 1 и правой рамы 2. Обе рамы 1 и 2 снабжены направляющими 3 со стопорами 4. В направляющие 3 вставлена труба 5 с рядом отверстий для установки разной ширины коляски. К трубе 5 шарниром 6 прикреплена стяжка 7, соединяющая рамы 1 и 2 в сложенном виде. Каждый стопор 4 состоит из штыря 8, пружины 9, прикрепленной к штырю 8 осью 10 поворотной ручкой 11. Через трубы рам 1 и 2 перекинуты сиденье 12 и спинка 13, сделанные из материи, в которых сделаны проушины 14. Спинка 13 и сиденье 12 стянуты продетым в проушины 14 шнуром 15. Рамы 1 и 2 снабжены рукоятками 16. В подшипниках 17 рам 1 и 2 закреплены вилки 18 с осями 19, на которых в подшипниках 20 закреплены ведущие колеса 21. На осях 19 в подшипниках 22 установлены шестерни 23, которые связаны с вращением колес 21 муфтами свободного хода 24. Каждая вилка 18 снабжена направляющей в виде сепаратора 25 с шариками 26, в которую вставлен шток 27, соединенный с П-образной рейкой 28. Рейка 28 находится в двух направляющих роликах 29 с ребордами. Ролики 29 снабжены подшипниками 30 и осями 31 прикреплены к вилке 18. Рейка 28 входит в зацепление с шестерней 23. Сепаратор 25 подпружинен пружиной 32 для уравновешивания своего веса. К рамам 1 и 2 через проушины 33, шарниры 34, звенья 35, шарниры 36 прикреплены два рычага 37. Шарниры 34 и 36 снабжены подшипниками 38. В каждом рычаге 37 в подшипниках 39 закреплен вал 40 с рукояткой 41. Вал 40 через шестерню 42, шестерню 43, вал 44, находящийся в подшипниках 45 рычагов 37, шестерню 46, шестерню 47, вал 48, находящийся в подшипниках 49 рычагов 37, шарнир Гука 50 кинематически соединен со штоком 27. Передаточное отношение конических шестерен 42 и 43 равно 1/1. Передаточное отношение от конической шестерни 46 к конической шестерне 47 равно 1/2. На рамах 1 и 2 у каждого колеса 21 закреплены фиксаторы 51, взаимодействующие с упорами 52, которые закреплены на вилках 18. Каждый фиксатор состоит из штыря 53, на одном конце которого с возможностью вращения закреплен ролик 54, а к другому концу осью 55 прикреплена поворотная ручка 56. Штырь 53 находится в направляющей в виде сепаратора 57 с шариками 58 и подпружинен пружиной 59. Фиксатор 51 левого колеса 21 роликом 54 упирается в упор 52 при вращении левой вилки 18 по часовой стрелке и фиксирует колесо строго в переднем положении. Фиксатор 51 правого колеса 21 роликом 54 упирается в упор 52 при вращении правой вилки 18 против часовой стрелки и фиксирует колесо строго в переднем положении. Оба упора 52 снабжены поверхностями 60 с пологим уклоном, помогающим прижимать пружинами 59 ролики 52 к упорам 52. Это обеспечивает стабильность удержания колес 21 в переднем положении даже при отрыве рук от рукояток. Вышеуказанные направления фиксации колес наиболее удобны. Поворотом рукояток 56 на осях 55 можно вывести ролики 54 из возможного контакта с упорами 52. Ролики 54 также могут выскальзывать из упоров 52 при приложении большей критической силы к рукояткам 41. К каждой вилке 18 шарниром 61 прикреплен тормозной рычаг 62 с колодкой 63. При упоре рейки 28 в рычаг при верхнем ее положении рычаг 62 колодкой 63 прижимается к колесу 21. Колеса 21 наклонены на угол ![]() Формула изобретения 1. Инвалидная коляска, содержащая раму с сиденьем, установленную на двух ведомых самоориентирующихся колесах и двух ведущих колесах, вилки которых закреплены в подшипниках рамы, прикрепленные к раме с помощью шарниров с возможностью качания два ручных рычага с рукоятками поворота, соединенные каждая со своей вилкой ведущего колеса через валы и конические шестерни, при этом качание каждого рычага связано с вращением своего ведущего колеса передаточным механизмом, содержащим выполненную в вилке своего ведущего колеса направляющую, в которой размещен шток с рейкой, проходящий сквозь подшипник рамы, установленную на оси ведущего колеса шестерню, взаимодействующую с колесом через муфту свободного хода и входящую в зацепление с рейкой, шарнир Гука, связывающий вал рычага со штоком, отличающаяся тем, что оси ведущих колес наклонены так, что пятно контакта колес о дорогу находится на оси поворота вилок этих колес и каждый шток находится в направляющей в виде сепаратора с шариками, а каждая рейка выполнена П-образной с охватом своей шестерни и расположена в двух роликах с ребордами, при этом рейка и шток каждого колеса находятся со стороны, противоположной наклону своего колеса. 2. Инвалидная коляска по п. 1, отличающаяся тем, что в каждом рычаге передаточное отношение от шестерни горизонтального вала к шестерне, связанной через вал с шарниром Гука, равно 1/2, а передаточное отношение шестерен рукоятки равно 1/1. 3. Инвалидная коляска по п. 1, отличающаяся тем, что на каждой вилке закреплен тормозной рычаг с колодкой, взаимодействующий с колесом при упоре в него рейки при верхнем ее положении. 4. Инвалидная коляска по п. 1, отличающаяся тем, что на раме по бокам на осях закреплены два трехплечих рычага с закрепленным на каждом рычаге на одном плече поворотного самоориентирующегося колеса, на другом плече поворотного колеса большего диаметра и на третьем плече рукоятки со стопором, взаимодействующим с одним из двух отверстий на раме. 5. Инвалидная коляска по п. 2, отличающаяся тем, что на конце каждого рычага в подшипнике закреплена шестерня со стрелкой, связанная через паразитную шестерню с шестерней, закрепленной на валу рукоятки, при этом передаточное отношение от шестерен вала рукоятки к шестерне со стрелкой равно 1/2, а направление стрелки совпадает с направлением движения своего ведущего колеса. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||