Патент на изобретение №2212432
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в качестве авиационного бензина. Топливная композиция содержит в качестве основы не более 70% смеси фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80:20-50, и не менее 30% алкилбензина. Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель. Композиция обладает высокой детонационной стойкостью и удельной теплотой сгорания с пониженным содержанием ароматических углеводородов. 1 з.п. ф-лы, 4 табл. Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в качестве авиационного бензина. Известно, что для получения высокооктановых бензинов широко используют такие компоненты, как бензин каталитического риформинга, его фракции, алкилбензин, изомеризат, этиловую жидкость. Известна топливная композиция, содержащая: бензин каталитического риформинга, его фракции, выкипающие в интервалах НК-85oС, 85-140oС, 140-200oС, 200oС-КК, изомеризат. Кроме того, композиция может содержать: алкилбензин, бензин каталитического крекинга, прямогонную бензиновую фракцию, простые эфиры спиртов C1-С5 или их смеси с низшими спиртами C1-С4 (Патент РФ 2153523, С 10 L 1/4, 2000). Однако эта топливная композиция не может быть использована в качестве авиационного бензина, так как не отвечает требованиям по октановому числу, фракционному составу и др. характеристикам. Известна также топливная композиция, содержащая бензин каталитического риформинга, фракцию 35-150oС бензина каталитического риформинга и алкилбензин, взятые соответственно в соотношении: 10-30; 40-70; 20-40 (Патент РФ 2009167, С 10 G 59/00, 1994). Недостатками этой композиции являются высокое содержание ароматических углеводородов и относительно низкая удельная теплота сгорания. Наиболее близким к предлагаемой композиции является состав авиационного бензина, содержащий, маc.%: Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 35-150oС – 55-80 Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 100-190oС – 5-15 Алкилбензин – 10-20 Прямогонная бензиновая фракция – 5-15 (Патент РФ 2009168, С 10 G 59/00, 1994). Для получения товарного продукта в состав бензина вводят добавки, такие как: тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка, краситель. Недостатком этой композиции также является высокое содержание ароматических углеводородов и низкая удельная теплота сгорания. Задачей настоящего изобретения является снижение содержания ароматических углеводородов в топливной композиции и повышение удельной теплоты сгорания. Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая основу, представляющую собой смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80:20-50, и алкилбензин при следующем соотношении компонентов в композиции, маc.%: Основа – ![]() Алкилбензин – ![]() Причем топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель. Отличие предлагаемого технического решения состоит в подобранном соотношении определенных фракций бензина каталитического риформинга, изомеризата и алкилбензина. Указанное отличие позволяет получить топливную композицию, обладающую высокой детонационной стойкостью и удельной теплотой сгорания с пониженным содержанием ароматических углеводородов, что позволяет эффективно использовать данную композицию в качестве авиационного бензина. Приготовление предлагаемой топливной композиции включает следующие стадии: приготовление основы путем смешения фракций бензина риформинга и/или изомеризата в заявленном соотношении с последующим смешением полученной основы с алкилбензином. Затем в полученную композицию могут быть последовательно введены добавки: тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка и краситель. Для приготовления образцов предлагаемого авиационного бензина были использованы компоненты, характеристики которых приведены в таблице 1. Описанным способом было приготовлено 3 образца основы топливной композиции и 3 образца топливной композиции на этой основе, составы которых приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты испытаний приготовленных образцов топливной композиции приведены в таблице 4. Данные, приведенные в таблице 4, убедительно подтверждают возможность использования предлагаемой топливной композиции в качестве авиационного бензина. При выпуске товарного авиационного бензина в составе топливной композиции могут быть использованы добавки: этиловая жидкость марки П-2, антиокислительная присадка – 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 с изм. 1,2; краситель органический жирорастворимый зеленый антрахиноновый по ТУ-6-36-05800167-985-90 с изм.1. Формула изобретения 1. Топливная композиция на основе смеси фракций бензина каталитического риформинга, содержащая алкилбензин, отличающаяся тем, что в качестве основы она содержит смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80: 20-50, при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. %: Основа – ![]() Алкилбензин – ![]() 2. Топливная композиция по п. 1, отличающаяся тем, что она содержит добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 15.06.2004
Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006
|
||||||||||||||||||||||||||