Патент на изобретение №2211857

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2211857 (13) C2
(51) МПК 7
C10M169/04, C10M159/02, C10M125/22, C10M125/02
C10N40:32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001132253/04, 28.11.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.11.2001

(45) Опубликовано: 10.09.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2065484, С1, 20.08.1996. SU 135561, А, 31.12.1961. RU 2044762, С1, 27.09.1995.

Адрес для переписки:

674673, Читинская обл., г. Краснокаменск, АООТ Приаргунское производственное горно-химическое объединение

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество открытого типа “Приаргунское производственное горно-химическое объединение”

(72) Автор(ы):

Баженов М.И.,
Галинов Ю.Н.,
Литвиненко В.Г.,
Овсейчук В.А.,
Шелудченко В.Г.,
Шаравара Н.А.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество открытого типа “Приаргунское производственное горно-химическое объединение”

(54) КАНАТНАЯ СМАЗКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых для смазки стальных канатов. Канатная смазка содержит графит 2,0-10,0%, дисульфид молибдена 0,5-1,5%, битум 30,0-50,0%, минеральное масло – остальное. Технический результат: снижение износа эксплуатируемых стальных канатов. 2 табл.

Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых для смазки стальных канатов.

Известна смазочная композиция, состоящая из солидола и 10% графита, применяемая для защиты лебедок, тросов (Эминов Е.А. Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов. – М.: Государственное научно-техническое издательство нефтяной и горно-топливной литературы, 1960, с.55).

К ее недостаткам относится низкая механическая стабильность при повышенных температурах.

Известна канатная смазка, состоящая на 40% нефтебитума и 60% осевого масла (Липов П.П., Цицин М.А. Справочник механика горно-рудных предприятий – Свердловск, Москва: Государственное научно-техническое издательство литературы по черной и цветной металлургии, 1953, с. 795).

К недостаткам данного состава относится низкая эффективность вследствие отсутствия в нем противоизносных присадок.

Известна также принятая за прототип смазка, предназначенная для тяжело нагруженных узлов трения (Патент РФ 20065484 С1, 20.08.1996, С 10 М 164/04), содержащая, мас.%:
Графит – 5-20
Битум – 20-55
Дисульфид молибдена – 2-5
Углеводородный растворитель – Остальное
Ее основным недостатком является низкая смазывающая способность. Это обусловлено как нерациональным содержанием в композиции твердых антифрикционных компонентов, так и неоптимальным выбором органической жидкости для смешивания с битумом. Использование смазок с применением углеводородных растворителей предполагает нанесение смесей на поверхности трения с последующим испарением растворителя, что является одним из основных свойств последнего. В известной смазке в данном качестве применяется бензин. Таким образом, действующим началом рассматриваемой композиции являются твердые противоизносные материалы и их носитель битум, так как бензин, подобно другим углеводородным растворителям, не обладает смазывающими свойствами.

В связи с этим, очевидно, что замена органического растворителя на жидкий нефтепродукт, обладающий смазывающими свойствами, потребует существенного изменения содержания твердых антифрикционных ингредиентов, которые в данном случае будут выполнять роль присадок.

Для устранения недостатков известных смазочных композиций и обеспечения эффективности работы защищаемых стальных тросов предложена смазка, содержащая графит, дисульфид молибдена, битум и смешивающийся с битумом жидкий нефтепродукт, отличающаяся тем, что в качестве последнего используют минеральное масло при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:
Графит – 2,0-10,0
Дисульфид молибдена – 0,5-1,5
Битум – 30,0-50,0
Минеральное масло – До 100
Основным техническим результатом изобретения является повышение противоизносных свойств смазки.

Данная задача решается обеспечением эффективной совокупности композитов и их оптимальным соотношением в смеси.

В предлагаемой смазке высокие противоизносные характеристики достигаются сочетанием смазывающих свойств минерального масла, загущенного до необходимой консистенции битумом, и эффективных антифрикционных присадок, преимущественно высококачественного дисульфида молибдена. В частности, выбор граничных значений данного композита основан на достижении максимального противоизносного эффекта при введении его в минеральное масло. Пример оценки смазывающих свойств минерального масла при добавлении в него различных количеств дисульфида молибдена приведен в табл.1. В работе использовали осевое масло и синтетический дисульфид молибдена. Показатели сняты на четырехшариковой машине трения ЧМТ-1 по ГОСТ 9490.

Представленные табличные данные показывают, что минимальный износ достигается при содержании твердой антифрикционной присадки в масле на уровне 0,5-1,5%, а введение дисульфида молибдена свыше 2% приводит к ухудшению смазывающих свойств смеси. Аналогичные зависимости получены при использовании индустриального, дизельного и других минеральных масел.

Следует учитывать, что стоимость высокоэффективного синтетического дисульфида молибдена более чем на порядок превышает стоимость аналогичного количества графита и используемых в смазке нефтепродуктов. В связи с этим, известная смазочная композиция, в которой содержание дисульфида молибдена достигает 5%, также уступает разработанному составу.

Итоговые сравнительные показатели смазывающих свойств известной и предлагаемой композиций представлены в табл.2. Из них следует, что противоизносная эффективность разработанной смазки значительно выше известной. Диаметр пятна износа, зафиксированный на четырехшариковом трибометре, составил соответственно 0,71-0,74 мм против 1,3 мм.

Промышленные испытания разработанной композиции были проведены на горно-шахтном оборудовании – смазка наносилась на канаты подъемных машин 2Ц6/2,4. В качестве минерального масла было опробовано индустриальное и осевое. В процессе работ предлагаемая канатная смазка подтвердила свою высокую эксплуатационную эффективность.

Формула изобретения

Канатная смазка, содержащая графит, дисульфид молибдена, битум и смешивающийся с битумом жидкий нефтепродукт, отличающаяся тем, что в качестве последнего используют минеральное масло при следующем соотношении ингредиентов, мас. %:
Графит – 2,0 – 10,0
Дисульфид молибдена – 0,5 – 1,5
Битум – 30,0 – 50,0
Минеральное масло – До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2211000-2211999