Патент на изобретение №2211769

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2211769 (13) C2
(51) МПК 7
B60T7/12, F16D21/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000108812/28, 07.04.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.04.2000

(45) Опубликовано: 10.09.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Автомобили ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – М.: Воениздат, 1975, с.170 и 171. SU 870224 А, 10.10.1981. JP 61-200053 А, 04.09.1996.

Адрес для переписки:

390014, г.Рязань, Военный автомобильный институт, НИО, Г.Н.Буробиной

(71) Заявитель(и):

Военный автомобильный институт

(72) Автор(ы):

Гунба В.С.,
Мурог И.А.,
Баранов В.А.,
Баранов И.А.,
Пузевич Н.Л.

(73) Патентообладатель(и):

Военный автомобильный институт

(54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ТОРМОЗ

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозным механизмам. Предохранительный горный тормоз дополнительно снабжен муфтой свободного хода, внешняя обойма которой выполнена с клиновидными проточками под ролики, жестко закрепленной к кронштейну, соединенному с крышкой выхода вторичного вала коробки передач. На роликах внешней обоймы установлено подвижное кольцо с внешним зубчатым венцом. Барабан изготовлен заодно с фланцем вторичного вала коробки передач, на цилиндрической внешней поверхности которой нарезан зубчатый венец, находящийся в зацеплении с зубчатым венцом муфты, выполненной с возможностью зацепления с подвижным кольцом, модуль и число зубьев которых совпадают. К торцевой поверхности барабана жестко крепится фланец карданного вала, при этом предохранительный горный тормоз установлен на картере коробки передач. Техническим результатом является повышение надежности работы и безопасности движения. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозным механизмам.

Известен стояночный тормоз (Автомобили ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. – М.: Воениздат, 1975. – С. 170-171), содержащий симметричные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками и сухарями, которые шарнирно опираются на одну опорную ось, закрепленную в кронштейне тормоза. В средней части колодки опираются бобышками на выступ кронштейна и удерживаются от боковых смещений шайбами, установленными на втулках и зажатыми болтами. Оттяжные пружины прижимают колодки к разжимному кулаку и оси. На разжимном кулаке установлен регулировочный рычаг, к которому присоединяется тяга привода стояночного тормоза. Барабан стояночного тормоза с фланцем насажен на шлицевый конец вторичного вала раздаточной коробки и закреплен гайкой. Для предохранения тормоза от попадания в него масла в кронштейне установлен сальник, при этом щиток тормоза крепится к кронштейну.

Однако в процессе эксплуатации известного стояночного тормоза вследствие возникающего трения, нагрева и потерь фрикционных свойств подвергаются интенсивному износу фрикционные тормозные накладки, что снижает надежность работы и безопасность движения в горных условиях тормоза в целом.

Отсутствие автоматического включения тормоза, в свою очередь, увеличивает время его срабатывания, так как конструктивно не предусмотрено в известном устройстве автоматического управления включения.

Изобретение направлено на повышение надежности работы и безопасности движения.

Решение поставленной задачи достигается тем, что предохранительный горный тормоз дополнительно снабжен муфтой свободного хода, внешняя обойма которой выполнена с клиновидными проточками под ролики, жестко закрепленной к кронштейну, соединенному с крышкой выхода вторичного вала коробки передач. На роликах внешней обоймы установлено подвижное кольцо с внешним зубчатым венцом. Барабан изготовлен заодно с фланцем вторичного вала коробки передач, на цилиндрической внешней поверхности которой нарезан зубчатый венец, находящийся в зацеплении с зубчатым венцом муфты с возможностью зацепления с подвижным кольцом, модуль и число зубьев которых совпадают. К торцевой поверхности барабана жестко крепится фланец карданного вала, при этом предохранительный горный тормоз установлен на картере коробки передач.

На фигуре 1 представлена общая схема предлагаемого предохранительного горного тормоза, на фигуре 2 – разрез А-А.

Предохранительный горный тормоз содержит кронштейн 1, жестко закрепленный болтами к картеру 2 коробки передач, центральная ось которого совпадает с осью вторичного вала 7. Барабан 6 закреплен на шлицах вторичного вала 7. Кроме того, он дополнительно снабжен муфтой свободного хода, внешняя обойма 3 которой выполнена с клиновидными проточками под ролики 4. Внешняя обойма 3 жестко крепится к кронштейну 1, соединенному с крышкой выхода вторичного вала 7 коробки передач. На роликах 4 внешней обоймы 3 установлено подвижное кольцо 5 с внешним зубчатым венцом 10. Барабан 6 выполнен заодно с фланцем вторичного вала 7 коробки передач, на цилиндрической внешней поверхности которого выполнен зубчатый венец 11, находящийся в зацеплении с зубчатым венцом муфты 9 с возможностью зацепления с подвижным кольцом 5. К торцевой поверхности барабана 6 жестко крепится фланец карданного вала 8.

Предохранительный горный тормоз работает следующим образом.

При движении машины в гору крутящий момент передается от вторичного вала 7 коробки передач через шлицевое соединение на барабан 6, который связан посредством зубчатой муфты 9 с подвижным кольцом 5. При этом подвижное кольцо 5 вращается на роликах 4, установившихся в вершинах клиновидных проточек, свободно. В случаях отката машины назад крутящий момент в трансмиссии меняет свое направление, который передается от фланца 8 карданного вала через болтовое соединение на барабан 6, который связан посредством зубчатой муфты 9 с подвижным кольцом 5. Это приводит к его заклиниванию через внешнюю обойму 3 и кронштейн 1 на картер 2 коробки передач из-за перемещения роликов 4 в узкую часть клиновидных проточек, предотвращая тем самым движение машины назад. При необходимости движения машины задним ходом следует вывести из зацепления с подвижным кольцом 5 зубчатую муфту 9.

Предлагаемый предохранительный горный тормоз позволяет повысить надежность работы за счет удерживаемости автомобиля на крутых подъемах, а также безопасность движения в горных условиях.

Формула изобретения

Предохранительный горный тормоз содержит кронштейн, жестко закрепленный болтами к картеру, центральная ось которого совпадает с осью вторичного вала, барабан, жестко закрепленный на шлицах вторичного вала, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен муфтой свободного хода, внешняя обойма которой выполнена с клиновидными проточками под ролики, жестко закрепленной к кронштейну, соединенному с крышкой выхода вторичного вала коробки передач, при этом на роликах внешней обоймы установлено подвижное кольцо с внешним зубчатым венцом, причем барабан выполнен заодно с фланцем вторичного вала коробки передач, на цилиндрической внешней поверхности которого выполнен зубчатый венец, находящийся в зацеплении с зубчатым венцом муфты с возможностью зацепления с подвижным кольцом, модуль и число зубьев которых совпадают, а к торцевой поверхности барабана жестко крепится фланец карданного вала, при этом предохранительный горный тормоз установлен на картере коробки передач.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.04.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 14-2004

Извещение опубликовано: 20.05.2004


Categories: BD_2211000-2211999