Патент на изобретение №2149129
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН КОВШОВОГО ЭЛЕВАТОРА
(57) Реферат: Изобретение относится к погрузочно-транспортным машинам и может быть использовано в угольной промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов и т.п. Исполнительный орган включает две тяговые пластинчато-втулочные цепи, состоящие из наружных и внутренних пластин, осей, втулок и установленные между цепями ковши. Последние снабжены тянущими и поддерживающими проушинами, шарнирно закрепленными на осях. Противоположные втулки цепей посажены на единую ось и соединены с пластинами цепей посадкой с натягом. На втулках установлены катки, позволяющие снизить износ направляющих ковшового элеватора. Отверстия поддерживающих проушин превышают диаметр оси на суммарную величину погрешности шага пластин цепей и допуска на межцентровое расстояние между шарнирами тянущих и поддерживающих проушин. Увеличивается долговечность исполнительного органа ковшового элеватора. 3 з. п. ф-лы, 5 ил. Изобретение относится к погрузочно-транспортным машинам и может быть использовано в угольной промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов и т.п. Известны элеваторы ковшовые, где тяговым (исполнительным) элементом служит лента или цепь (одна или две). Цепи применяют чаще всего пластинчато-втулочные, втулочно-роликовые и втулочно-катковые. Ковши в таких исполнительных органах крепятся к цепям при помощи уголков или фасонных звеньев на болтах или заклепках (Элеваторы ковшовые, полочные и люлечные. – Спиваковский А. О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины.- М.: Машиностроение, 1968, с. 343-344). Недостатком таких элеваторов является невысокая долговечность и частые ремонтные работы вследствие разрушения сварных швов в конструкции исполнительного органа элеваторов. Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является цепь ковшового транспортера, состоящая из двух тяговых пластинчато-втулочных цепей, звенья которых 4 и 4′ жестко соединены с боковыми стенками 9 и 9′ ковшей, размещенных между цепями. При этом концевые проушины 5 и 6 звеньев 3 и 4 цепей снабжены втулками и соединены осями 7 и 8, причем ось 8 проходит по всей ширине цепи ковшового транспортера и соединяет противоположные шарниры цепи. (DE N 2733489 A1, кл. В 65 G 17/12, 08.02.79) – прототип. Такой исполнительный орган ковшового элеватора применяют при большой производительности, значительной высоте подъема, для транспортирования тяжелых кусковых материалов. Однако он имеет невысокую долговечность из-за разрушения сварных швов крепления ковшей к пластинам цепей и сварных швов самих ковшей. Кроме этого, наблюдается износ направляющих элеватора и боковых граней пластин цепей, которые опираются на направляющие: – в процессе эксплуатации происходит износ шарниров цепей, приводной звездочки элеватора и неравномерная вытяжка цепей, что приводит к взаимному циклическому смещению пластин противоположных цепей с жестко приваренными к ним ковшами. На величину смещения большое влияние оказывает также погрешность шага звеньев цепей (шага пластин цепей). В результате этого происходит циклическая деформация ковшей и разрушение сварных швов как самих ковшей, так и мест крепления ковшей к пластинам цепей; – скольжение цепей по направляющим элеватора в абразивной среде вызывает повышенный износ направляющих и самих пластин цепей, а также повышает нагрузку на привод элеватора. Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в создании надежного ковшового элеватора. Технический результат, который может быть достигнут от использования данного изобретения, позволит увеличить долговечность исполнительного органа ковшового элеватора. Технический результат достигается тем, что в исполнительном органе ковшового элеватора, включающем две тяговые пластинчато-втулочные цепи, состоящие из пластин цепей, осей и втулок, и установленные между ветвями цепей ковши, последние снабжены парами тянущих и поддерживающих проушин, шарнирно закрепленных на осях цепей. Причем для повышения технологичности конструкции все противоположные оси шарниров выполнены едиными. Отверстия поддерживающих проушин выполнены превышающими суммарную величину погрешности шага пластин цепей и допуска на межцентровое расстояние между шарнирами тянущих и поддерживающих проушин. Втулки с пластинами цепей соединены посадкой с натягом. Для исключения трения пластин цепей о направляющие элеватора втулки цепей снабжены катками. Сущность изобретения заключается в конструктивном выполнении мест крепления ковшей к пластинам цепей исполнительного органа ковшового элеватора. Снабжение ковшей тянущими и поддерживающими парами проушин, шарнирно крепящихся к осям цепей, обеспечивает наиболее благоприятную силовую схему нагружения ковшей только полезной нагрузкой от веса транспортируемого груза, позволяет им самоустанавливаться по оси, на которой закреплены тянущие проушины ковша и полностью исключает дополнительное нагружение сварных швов ковшей при взаимном смещении пластин цепей. Кроме этого, компенсирует погрешность шага пластин (звеньев) цепей и не требует высокой точности изготовления ковшей. В результате вышеизложенного увеличивается долговечность исполнительного органа ковшового элеватора. Выполнение отверстий поддерживающих проушин большими, чем диаметр оси шарнира на сумму погрешности шага звеньев цепи ( ![]() ![]() на фиг. 1 изображен исполнительный орган ковшового элеватора в продольном разрезе; на фиг. 2 – то же самое, вид А с фиг. 1; на фиг. 3 – вид ковша сверху; на фиг. 4 – разрез Б -Б с фиг. 1; на фиг. 5 – соединение втулки с пластиной цепи. Исполнительный орган ковшового элеватора содержит две тяговые пластинчато-втулочные цепи 1 и установленные между ними ковши 6. Пластинчато-втулочные цепи 1 состоят из наружных 2 и внутренних 3 пластин и шарнира, образованного осью 4 и втулкой 5. Каждый из ковшей снабжен парой тянущих 7 и парой поддерживающих 8 проушин, имеющих соответственно отверстия “а” и “б”. Причем отверстие “б” под цилиндрический шарнир (на черт. не показан) в поддерживающих проушинах 8 выполнено большим, чем диаметр оси 4, на величину “с”, превышающую сумму погрешности шага пластин (звеньев) цепи ( ![]() ![]() ![]() ![]() Т – номинальный размер шага пластин цепи; А – номинальное расстояние между отверстиями тянущих и поддерживающих проушин; T ![]() ![]() ( A ![]() ![]() ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||