Патент на изобретение №2211101
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СОСТАВНОЙ ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК
(57) Реферат: Использование: изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве прокатных валков. Сущность: составной прокатный валок содержит ось с неприводной и приводной шейками, бандаж с кольцевыми проточками на концевых участках, насаженный на ось с зазором, концевые участки бандажа стянуты с осью кольцами, насаженными с натягом, при этом ось валка содержит бурт, выполненный со стороны приводной шейки, а концевые участки бандажа на ширине, соответствующей ширине стяжных колец, насажены на ось валка с натягом, а соотношение величины натягов стяжное кольцо – бандаж и бандаж – ось валка определяется в зависимости от размеров и материала оси валка, бандажа и стяжных колец и допустимого момента прокатки. Изобретение обеспечивает повышение стойкости валка, улучшение условии работы бандажа и стяжных колец путем снижения необходимого натяга стяжных колец на концевых участках бандажа, расширения марочного сортамента материала стяжных колец, повышение надежности валка в работе при изменении натяга стяжных колец при нагреве валка или при переточках. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл. Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве прокатных валков. Известен составной прокатный валок, содержащий ось с неприводной и приводной шейками, бурт и бандаж, сопряженный с осью по посадке с натягом. После механической обработки сопрягаемых поверхностей оси валка и бандажа с обеспечением гарантированного натяга последующее их соединение осуществляют путем увеличения внутреннего диаметра бандажа или уменьшения диаметра оси валка за счет нагрева бандажа или охлаждения оси валка [1]. Недостатком данной конструкции валка является невозможность ее использования для бандажей, выполненных из износостойких, но недостаточно прочных на растяжение материалов, например чугуна. Известен составной прокатный валок, содержащий ось и установленный на нее бандаж, имеющий на внутренних торцевых поверхностях кольцевые проточки с монтированными в них пружинно-затяжными кольцами, а в наружных проточках бандажа, выполненных у его торцов, с целью повышения прочности бандажа установлены кольцевые втулки, при этом сопряженные поверхности втулок и проточек бандажа выполнены коническими [2]. Недостатком данной конструкции валка является сложность изготовления элементов валка, низкая прочность бандажа, имеющего на наиболее опасных торцевых участках бандажа наружную и внутреннюю проточки, недостаточная надежность фиксации пружинно-затяжных колец с помощью гайки. Известен составной прокатный валок, содержащий ось, бандаж с кольцами на концевых участках, посаженный на ось с зазором, а концевые участки бандажа стянуты с осью кольцами, насаженными с натягом [3]. Данная конструкция валка взята за ближайший аналог. Недостатком валка является необходимость использования для посадки стяжных колец натяга, максимально допустимого из условий прочности материала стяжных колец, а также использовать для изготовления стяжных колец материалы, допускающие большие растягивающие напряжения. Кроме того, использование максимально допустимого натяга стяжных колец для обеспечения жесткости соединения бандажа с осью не позволяет компенсировать снижение натяга, а следовательно, и жесткости соединения бандажа с осью при нагреве валка при прокатке, вызванного разными коэффициентами температурного расширения материала бандажа и стяжных колец (у стальных стяжных колец он выше, чем у бандажа, изготовленного для данного типа конструкций из чугуна), а также при уменьшении наружного диаметра стяжных колец при переточках. Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение стойкости валка, улучшение условий работы бандажа и стяжных колец путем снижения необходимого натяга стяжных колец на кольцевых участках бандажа, расширения марочного сортамента материала стяжных колец, повышение надежности валка в работе при изменении натяга стяжных колец при нагреве валка или при переточках. Поставленная задача достигается за счет того, что предложен составной прокатный валок, содержащий ось с неприводной и приводной шейками, бандаж с кольцевыми проточками на концевых участках, насаженный на ось с зазором, а концевые участки бандажа стянуты с осью кольцами, насаженными с натягом, при этом ось валка содержит бурт, выполненный со стороны приводной шейки, а концевые участки бандажа на ширине, соответствующей ширине стяжных колец, насажены на ось валка с натягом, величина натяга концевых участков бандажа на оси валка определяется прочностью бандажа при сборке, а величина натяга стяжных колец на концевых участках бандажа определяется в зависимости от натяга концевых участков бандажа на оси валка, размеров и материала оси валка, бандажа, стяжных элементов и допустимого момента прокатки, причем величина натяга стяжных колец на концевых участках бандажа может определяться по следующей зависимости: ![]() где dБ – натяг концевых участков бандажа на оси валка; ро – необходимое радиальное давление по поверхности контакта бандаж – ось валка; КОБ – коэффициент упругости системы ось – бандаж; КБК – коэффициент упругости системы бандаж-стяжное кольцо; Кф – коэффициент формы и материала бандажа; DO – диаметр оси валка; DБ – диаметр кольцевых проточек бандажа. На чертеже показан описываемый валок, продольный разрез. Составной прокатный валок содержит ось 1 с буртом 2, бандаж 3, стяжные кольца 4, 5. Бандаж 3 имеет с обоих сторон наружные кольцевые проточки 6 с цилиндрической или конической поверхностью, в которых установлены, с сопряжением поверхностей по посадке с натягом, стяжные кольца 4, 5. Валок работает следующим образом. На ось 1 по посадке с натягом dБ на концевых участках бандажа и по посадке с зазором на центральном участке бандажа, насаживается бандаж 3, нагретый до температуры tБ. После этого в наружные кольцевые проточки бандажа по посадке с натягом dк последовательно насаживаются стяжные кольца 4 и 5, нагретые до температуры tк. При насадке бандажа на ось валка с натягом dБ на кольцевых участках бандажа и нагрева оси за счет теплообмена от контакта с бандажом в момент сборки валка на поверхности контакта концевых участков бандажа и оси возникают контактные радиальные давления ро, которые приводят к возникновению в бандаже и оси тангенсальных и радиальных напряжений. При этом ось валка испытывает напряжения сжатия, а бандаж – напряжения растяжения. Величина натяга концевых участков бандажа на оси валка dБ выбирается с учетом обеспечения прочности бандажа в момент сборки валка без установки стяжных колец. После посадки с натягом dк в кольцевые проточки бандажа стяжных колец и выравнивания температуры элементов валка, на поверхности контакта стяжных колец и бандажа возникают контактные радиальные давления рк, а в стяжных кольцах и бандаже, на участке посадки стяжных колец в кольцевые проточки бандажа, возникают тангенсальные и радиальные напряжения Gt и Gr. При этом стяжные кольца испытывают растягивающие напряжения, а бандаж – напряжения сжатия. Эквивалентные напряжения в бандаже на концевых участках от растягивающих напряжений натяга на ось и напряжений сжатия от стяжных колец определяются по известным методикам расчета составных толстостенных труб. Определение величины необходимых натягов в системе ось – бандаж – стяжные кольца ведется в следующей последовательности. Исходя из конструктивного исполнения и размеров шеек и бочки валка, расположения и размеров калибров и буртов на бочке валка, пластических и упругих свойств материала оси, бандажа, стяжных колец, допустимого давления и момента прокатки, а также из условий работы элементов валка на смятие и срез по известным методикам определяют или задают диаметр оси валка, ширину участков контакта бандажа и оси валка по посадке с натягом В01 и В02, ширину и диаметр кольцевых проточек бандажа. Величину необходимых радиальных давлений рo по поверхностям контакта концевых участков бандажа и оси валка определяют по допустимому моменту прокатки с учетом коэффициента запаса по моменту прокатки по следующей зависимости: ![]() где рo – необходимое радиальное давление по поверхности контакта концевых участков и оси валка; КЗ – коэффициент запаса по моменту прокатки; МПР – допустимый момент прокатки; Do – диаметр оси валка; В01, B02 – ширина участков контакта оси и бандажа по посадке с натягом; fГР – коэффициент трения по поверхности контакта бандаж – ось валка. Величину натяга концевых участков бандажа на оси валка dБ задают с учетом обеспечения прочности бандажа в момент сборки при его посадке на ось исходя из размеров элементов валка, выбранной системы допусков и посадок и опытных данных. После определения величины необходимых радиальных давлений по поверхности контакта ось – бандаж, используя известные методики расчета составных толстостенных труб, определяется величина натяга dк при посадке стяжных колец в кольцевые проточки бандажа на концевых участках по следующей зависимости: ![]() где : КОБ – коэффициент упругости системы ось – бандаж; КБК – коэффициент упругости системы бандаж – стяжное кольцо; КФ – коэффициент формы и материала бандажа; DБ – диаметр наружных кольцевых проточек бандажа. Значения коэффициентов упругости системы ось – бандаж и системы бандаж – стяжное кольцо предварительно определяются по следующим зависимостям: ![]() ![]() где Dк – наружный диаметр стяжного кольца; ![]() ![]() ![]() Ео – модуль упругости материала оси валка; ЕБ– модуль упругости материала бандажа; ЕК – модуль упругости материала стяжного кольца. Коэффициент формы и материала бандажа КФ предварительно определяется по следующей зависимости: ![]() Для определения тангенсальных и радиальных напряжений в бандаже определяют величину контактных радиальных давлений к по поверхности контакта бандажа и стяжных колец по зависимости: ![]() Радиальные и тангенсальные напряжения на внутренней и наружной поверхностях концевых участков бандажа, нагруженных внутренним ро и наружным рк радиальными давлениями, определяются по известным методикам расчета толстостенных труб. На внутренней поверхности ![]() Gr Б вн = -po (8) На наружной поверхности ![]() Gr Б нар = -pk (10) При этом тангенсальные (окружные) напряжения в зависимости от соотношения размеров и внутреннего и наружного давлений могут быть растягивающими или сжимающими, а радиальные напряжения – только сжимающими. Эквивалентное напряжение согласно пятой теории прочности (гипотеза О. Мора) определяется по следующей зависимости: G экв = maxGt– ![]() ![]() где max Gt – максимальное окружное (тангенсальное) напряжение; ![]() min Gr – минимальное радиальное (нормальное) напряжение; [G р] – допустимое напряжение растяжения материала бандажа. Эквивалентное напряжение будет или растягивающим или сжимающим в зависимости от соотношения тангенсальных и радиальных напряжений. Величина радиальных и тангенсальных напряжений на внутренней и наружной поверхностях стяжных колец, нагруженных внутренним радиальным давлением рк, определяется по известным методикам расчета толстостенных труб. На внутренней поверхности ![]() Gr К вн = – pk (13) На наружной поверхности ![]() Gr К нар = 0 Эквивалентное напряжение согласно пятой теории прочности (гипотеза О. Мора) определяется по формуле (11), принимая значение ![]() Расчет величины необходимых натягов в системе ось – бандаж и бандаж – стяжное кольцо проводили для составного прокатного валка проволочного стана 250 с размерами бочки 400х1000 мм. Исходя из конструктивного исполнения и размеров шеек и бочки валка, расположения и размеров калибров и буртов на бочке существующего цельнолитого валка, задаем следующие размеры элементов составного валка: диаметр оси валка Do=260 мм, диаметр кольцевых проточек бандажа DБ= 320 мм, наружный диаметр стяжного кольца DК=370 мм, ширина участков контакта оси и бандажа по посадке с натягом В01=В02=50 мм. Допустимый момент прокатки МПР=3830 кг ![]() ![]() Зададим величину натяга концевых участков бандажа на оси валка. Из таблицы допусков и посадок в системе отверстий для посадки с натягом выбираем поле допусков Н7/r6. При этом для диаметра оси Dо=260 мм величина натяга по диаметру составит 0,032-0,126 мм. Для расчета берем минимальное значение натяга dБ=0,0.32 мм и максимальное значение dБ=0,126 мм. По формулам (3), (4) и (5) определяем коэффициенты упругости системы ось – бандаж КОБ и системы бандаж – стяжное кольцо KБК, коэффициент формы и материала бандажа КФ: ![]() ![]() ![]() Определяем по формуле (2) величину натяга dк при посадке стяжных колец в кольцевые проточки на концевых участках бандажа: – для минимального натяга бандажа dБ=0,032 мм: ![]() – для максимального натяга бандажа dБ=0, 126 мм: ![]() Определив требуемую величину минимального и максимального натяга при посадке колец в кольцевые проточки бандажа, выбираем систему допусков и посадок, которая обеспечит требуемое поле натяга. Далее расчет будем вести только для максимального натяга бандажа, так как в этом случае бандаж наиболее нагружен. По формуле (6) определяем величину возникающих радиальных давлений по поверхностям контакта стяжных колец и бандажа: ![]() По формулам (7) и (9) определяем величину тангенсальных напряжений на внутренней и наружной поверхностях бандажа: ![]() ![]() При этом радиальные напряжения на внутренней и наружной поверхностях бандажа определяем по формулам (8) и (10): Gr Б вн = -ро = -6,365 кг/мм2 Gr Б нар = -рк = -4,79 кг/мм2 По формуле (11), принимая значение коэффициента ![]() G эмв.вн =2,91-0,3 ![]() G экв.нар =1,34-0,3 ![]() ![]() Определяем радиальные давления сборки роб на концевых участках бандажа при сборке валка с максимальным натягом dБ=0,126 мм: ![]() По формулам (7) и (9) определим тангенсальные напряжения на внутренней и наружной поверхностях концевых участков бандажа: ![]() ![]() Принимая допустимое напряжение растяжения [G р]=35 кг/мм2, определим коэффициент запаса прочности бандажа при сборке: KЗ.ПР = 35/7,03=4/98, что гарантирует прочность бандажа. В предлагаемой конструкции составного прокатного валка прочность бандажа и стяжных колец при сборке валка и в процессе эксплуатации гарантирована размерами элементов валка и возможностью задавать натяг бандажа и стяжных колец в зависимости от допустимого момента прокатки, размеров и прочностных характеристик материала элементов валка. Наличие на оси валка бурта, выполненного со стороны приводной шейки, посадка концевых участков бандажа, соответствующих ширине стяжных колец, на ось валка с натягом, позволяет повысить точность сборки, снизить требуемую величину натяга стяжных колец и расширить марочный сортамент материала стяжных колец. Источники информации 1. В. П. Полухин и др. Составной рабочий инструмент прокатных станов. – М.: Металлургия, 1977, с.21-25. 2. А.с. СССР 554897, пр.04.01.76, Мкл. В 21 В 27/02. 3. А.с. СССР 503387, пр.17.07.73, Мкл. В 21 В 27/02 – ближайший аналог. Формула изобретения 1. Составной прокатный валок, содержащий ось с неприводной и приводной шейками, бандаж с кольцевыми проточками на концевых участках, насаженный на ось с зазором, а концевые участки бандажа стянуты с осью кольцами, насаженными с натягом, отличающийся тем, что ось валка содержит бурт, выполненный со стороны приводной шейки, а концевые участки бандажа на ширине, соответствующей ширине стяжных колец, насажены на ось валка с натягом, при этом величина натяга концевых участков бандажа на оси валка определяется прочностью бандажа при сборке, а величина натяга стяжных колец на концевых участках бандажа определяется в зависимости от натяга концевых участков бандажа на оси валка, размеров и материала оси валка, бандажа, стяжных колец и допустимого момента прокатки. 2. Валок по п. 1, отличающийся тем, что величина натяга стяжных колец dk определяется по следующей зависимости ![]() где dБ – натяг концевых участков бандажа на оси валка; ![]() КOБ – коэффициент упругости системы ось – бандаж; КБК – коэффициент упругости системы бандаж-стяжное кольцо; Кф – коэффициент формы и материала бандажа; DО – диаметр оси валка; DБ – диаметр кольцевых проточек бандажа. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||