Патент на изобретение №2149090
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ НАЛАДКИ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к способам наладки сборочно-сварочного приспособления, и может найти применение в автомобилестроении. Наладка сборочно-сварочного приспособления производится с использованием сварочного робота. Контрэлектроды при их выверке предварительно отводят от поверхности сварки. Торец электрода сварочного робота, скоординированный в определенной системе отсчета, подводят в фиксированных координатах к каждому контрэлектроду. После этого контрэлектрод поднимают к торцу электрода робота с учетом свариваемых толщин и закрепляют. Использование данного способа наладки позволяет более оперативно производить наладку приспособления без применения мастер-макета, улучшить качество сварки путем уменьшения погрешностей приспособления и возможности корректировать погрешности свариваемых деталей. 3 ил. Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобилестроению. Известны способы наладки сборочно-сварочных приспособлений с использованием мастер – макетов, имитирующих технологические поверхности (базовые элементы) сборочно-сварочных приспособлений, размерно связанные с теоретической поверхностью кузова (смотри а.с. N 288367, МКИ B 62 D 23/00, а.с. N 1613290, МКИ B 23 K 37/04, B 62 D 23/00). Недостатками данных способов являются наличие дополнительной технологической оснастки (мастер – макетов), повышенные затраты на подготовку производства и обслуживание. Техническим результатом изобретения является снижение затрат на подготовку производства и обслуживание, повышение точности наладки сборочно-сварочных приспособлений. Это достигается тем, что наладка сборочно-сварочного приспособления производится с использованием сварочного робота, установленного для операции сварки на данном приспособлении, при этом контрэлектроды при их выверке предварительно отводятся от поверхности сварки, а торец электрода сварочного робота, скоординированный в определенной системе отсчета, подводится в фиксированных координатах к каждому контрэлектроду, после чего контрэлектрод поднимается к торцу электрода робота с учетом свариваемых толщин и закрепляется. На фиг. 1 показано многоэлектродное сборочно-сварочное приспособление и сварочный робот. На фиг. 2 – исходное положение контрэлектрода сборочно-сварочного приспособления перед выверкой. На фиг. 3 – положение отлаженного контрэлектрода. Устройство, реализующее наладку сборочно-сварочного приспособления, включает в себя сварочный робот 1, оснащенный электродом 2, переходный элемент 3, расположенный на сборочно-сварочном приспособлении 4 и предназначенный для вывода робота в требуемую систему отсчета, контрэлектроды 5, регулировка которых производится регулировочным болтом 6, с предварительно ослабленными контргайками 7 и болтами крепления 8. Способ наладки сборочно-сварочного приспособления осуществляется следующим образом. Вершину электрода 2 сварочного робота 1 подводят к переходному элементу 3, имеющему определенную привязку к системе координат X, Y, Z, то есть, например, переходный элемент 3 имеет координаты X = +400,0 мм, Y = -700,0 мм, Z = 210,0 мм, и затем придают вершине электрода эти координаты. Для исключения пересчетов целесообразно, чтобы система координат X, Y, Z соответствовала системе координат проектирования автомобиля. Далее, ослабив контргайки 7 и болты 8 с помощью регулировочного болта 6, поочередно отводят контрэлектроды 5 вниз от поверхности сварки, создавая гарантированный зазор от номинального положения свариваемых деталей. После чего поочередно подводят вершину электрода 2 сварочного робота к каждому переходному элементу 3 в координаты сварочной точки i, которые известны из условий проектирования деталей автомобиля; устанавливают прокладки 9, имитирующую толщину свариваемых деталей, поджимают контрэлектрод 5 к торцу электрода 2 и закрепляют контрэлектрод 5. Использование данного способа наладки сборочных приспособлений с применением сварочного робота позволяет более оперативно производить наладку приспособления без применения мастер – макета, качество сварки улучшается за счет исключения воздействий погрешностей изготовления мастер – макета и возможности корректировать погрешности свариваемых деталей. Формула изобретения
РИСУНКИ
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): ОАО “ГАЗ”
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): ООО “Автомобильный завод “ГАЗ”
Договор № РД0007157 зарегистрирован 15.03.2006
Извещение опубликовано: 10.05.2006 БИ: 13/2006
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
|
||||||||||||||||||||||||||