Патент на изобретение №2210781

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2210781 (13) C2
(51) МПК 7
G01P15/13
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001123260/28, 21.08.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.08.2001

(45) Опубликовано: 20.08.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1795374 А1, 15.02.1993. RU 2096785 С1, 20.11.1997. RU 2138822 С1, 27.09.1999. RU 2107301 С1, 20.03.1998. RU 2050549 С1, 20.12.1995. US 4144764 А, 20.03.1979. US 4507965 А, 02.04.1985.

Адрес для переписки:

140103, Московская обл., г. Раменское, ул.Гурьева, 2, ОАО “РПКБ”

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Раменское приборостроительное конструкторское бюро”

(72) Автор(ы):

Баженов В.И.,
Джанджгава Г.И.,
Соловьев В.М.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Раменское приборостроительное конструкторское бюро”

(54) КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР

(57) Реферат:

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерителям линейных ускорений с компенсационным преобразованием с магнитоэлектрическим силовым преобразователем. Компенсационный акселерометр содержит чувствительный элемент, датчик положения, усилитель, магнитоэлектрический силовой преобразователь, компенсационная катушка которого подключена к выходу усилителя, а к ней подключена цепь из последовательно соединенных первого и второго резисторов, причем первый резистор зашунтирован конденсатором. К точке соединения компенсационной катушки с цепью из последовательно соединенных первого и второго резисторов подключено интегродифференцирующее звено с передаточной функцией, определяемой расчетным соотношением. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения линейного ускорения. 1 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерителям линейных ускорений с компенсационным преобразованием с магнитоэлектрическим силовым преобразователем.

Известны компенсационные акселерометры [1] , [2], содержащие чувствительный элемент акселерометра, датчик положения, усилитель, магнитоэлектрический силовой преобразователь, нагрузочный резистор.

Наиболее близким по технической сущности является компенсационный акселерометр [3] , содержащий чувствительный элемент акселерометра, датчик положения, усилитель, магнитоэлектрический силовой преобразователь, компенсационная катушка которого подключена к выходу усилителя, причем к компенсационной катушке подключена цепь из последовательно соединенных первого и второго резисторов, а первый резистор зашунтирован конденсатором.

Недостатком такого компенсационного акселерометра является динамическая погрешность, обусловленная включением параллельно одному из резисторов конденсатора, что равносильно введению в компенсационный акселерометр апериодического звена.

Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения линейного ускорения.

Данный технический результат достигается в компенсационном акселерометре, содержащем чувствительный элемент акселерометра, датчик положения, усилитель, магнитоэлектрический силовой преобразователь, компенсационная катушка которого подключена к выходу усилителя, причем к компенсационной катушке подключена цепь из последовательно соединенных первого и второго резисторов, а первый резистор зашунтирован конденсатором, тем, что к точке соединения компенсационной катушки с цепью из последовательно соединенных первого и второго резисторов подключено интегродифференцирующее звено с передаточной функцией:

где T1, Т2 – постоянные времени;
S – преобразователь Лапласа;
причем
Т1=r1C;

где r1 – сопротивление первого резистора;
С – емкость конденсатора;
r2 – сопротивление второго резистора.

Путем включения в компенсационном акселерометре интегродифференцирующего звена устраняется вносимое параллельно соединенными первым резистором и конденсатором запаздывание в следящей системе компенсационного акселерометра. В результате уменьшается динамическая погрешность компенсационного акселерометра и повышается точность измерения линейного ускорения.

На чертеже представлена электрическая схема компенсационного акселерометра.

В компенсационном акселерометре датчик положения 1, выполненный, например, в виде трансформаторного преобразователя с обмоткой возбуждения, запитываемой переменным напряжением UB, и сигнальной обмоткой на чувствительном элементе акселерометра 2 подсоединен своей сигнальной обмоткой к входу усилителя 3 следящей системы акселерометра. Чувствительный элемент акселерометра 2 выполнен в виде маятника, подвешенного посредством упругой опоры. К выходу усилителя 3 включена компенсационная катушка 4 магнитоэлектрического силового преобразователя 5, к которой подключена цепь из последовательно соединенных первого резистора R1 и второго резистора R2. Параллельно первому резистору R1 подключен конденсатор С.

К точке соединения компенсационной катушки 4 с цепью из резисторов R1, R2 и конденсатором С подключено интегродифференцирующее звено 6 с передаточной функцией:

где Т1, Т2 – постоянные времени;
S – преобразователь Лапласа,
причем
T1 = r1C;

где r1 – сопротивление первого резистора R1;
С – емкость конденсатора С;
r2 – сопротивление второго резистора R2.

Компенсационный акселерометр работает следующим образом.

При наличии линейного ускорения под действием инерционной силы происходит изменение положения чувствительного элемента акселерометра 2, которое преобразуется посредством датчика положения 1 в электрический сигнал, поступающий на вход усилителя 3. Посредством проходящего с выхода усилителя 3 тока компенсационной катушки 4 в магнитоэлектрическом силовом преобразователе 5 создается компенсационная сила, уравновешивающая инерционную силу. Одновременно проходящим через компенсационную катушку 4 током I (S) на цепи из первого резистора R1, второго резистора R2 создается напряжение

При статическом линейном ускорении напряжение U’1(S)
U’1(S) = I(S) (r1=r2) (5)
При измерении низкочастотного линейного ускорения возникает динамическая погрешность U(S):

Посредством интегродифференцирующего звена 6 напряжение U1(S) преобразуется в выходное напряжение компенсационного акселерометра Ua(S)
Ua(S)=U’1(S) W(S) (7)
При подстановке в формулу (7) выражений (1), (2), (3),(4) получается

Ввиду того, что выражение (8) идентично выражению (5), следует, что измерения статического линейного ускорения и низкочастотного линейного ускорения производятся с одинаковой точностью. Таким образом, в компенсационном акселерометре происходит устранение динамической погрешности.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР 1028I63, кл.G 01 Р 15/13, 1981 г.

2. Патент США 4507965, кл.G 01 P 15/13, 1985 г.

3. Патент СССР 1795374 A1, кл.G 01 Р 15/13, 15/08, 1993 г.

Формула изобретения

Компенсационный акселерометр, содержащий чувствительный элемент акселерометра, датчик положения, усилитель, магнитоэлектрический силовой преобразователь, компенсационная катушка которого подключена к выходу усилителя, причем к компенсационной катушке подключена цепь из последовательно соединенных первого и второго резисторов, а первый резистор зашунтирован конденсатором, отличающийся тем, что к точке соединения компенсационной катушки с цепью из последовательно соединенных первого и второго резисторов подключено интегродифференцирующее звено с передаточной функцией

где Т1, Т2 – постоянные времени;
S – преобразователь Лапласа,
причем
Т1= r1С;
где r1 – сопротивление первого резистора;
С – емкость конденсатора;
r2 – сопротивление второго резистора.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2210000-2210999