Патент на изобретение №2210716

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2210716 (13) C1
(51) МПК 7
F41G7/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002104430/02, 18.02.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.02.2002

(45) Опубликовано: 20.08.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2150124 C1, 27.05.2000. US 4306691, 22.12.1981. FR 2237168 A1, 14.03.1975. FR 2148656 A1, 27.04.1973. DE 3812783 A1, 26.10.1989.

Адрес для переписки:

197082, Санкт-Петербург, П-82, ул. Красного Курсанта, 16, ВИКУ, НИО

(71) Заявитель(и):

Военный инженерно-космический университет

(72) Автор(ы):

Попов В.Д.,
Смирнов В.В.,
Меркулов Д.В.,
Осипов Н.А.

(73) Патентообладатель(и):

Военный инженерно-космический университет

(54) СПОСОБ ПРИЦЕЛИВАНИЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ НА УЧАСТКЕ ПОЛЕТА 1-Й СТУПЕНИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к космонавтике, в частности к выведению ракет-носителей на заданную орбиту. Сущность изобретения заключается в том, что после грубого прицеливания ракеты-носителя на старте и окончания ее вертикального участка полета определяют координаты наклонного участка, генеральную линию и азимут плоскости траектории полета, после чего с помощью указанного азимута плоскости определяют положение гиростабилизатора и корректируют дальнейший полет ракеты-носителя. 2 ил., 2 табл.

Заявляемый способ относится к области прицеливания ракет-носителей (РН) перед пуском. От точности прицеливания напрямую зависит точность выведения космического аппарата (КА) на заданную орбиту.

Известно несколько способов прицеливания, классифицируемых по различным признакам, выбранных в качестве прототипа (см. Автоматизированные системы управления подготовкой и пуском ракет космического назначения: В.И. Полянский и др., С-Пб.: ВИККА, 1997. – С. 290-299). Эти способы имеют ряд недостатков, среди которых можно отметить следующие:
– способы не учитывают погрешности в азимуте пуска, связанные с несоответствием моментов времени между запуском двигателей и отрывом РН от пускового стола;
– дороговизна оборудования систем прицеливания;
– низкая помехозащищенность в зависимости от состояния атмосферы.

Предлагаемый ниже способ прицеливания РН в полете обеспечивает необходимую точность выведения КА по азимуту через определение азимута плоскости полета РН на участке 1-й ступени.

Этот участок выбран ввиду необходимости установки на борт РН дополнительной аппаратуры, а это предпочтительнее делать на 1-й ступени, также при реализации способа желательно управление полетом РН осуществлять по жесткой траектории, что в перспективных РН, по-видимому, сохранится только на участке 1-й ступени. Последнее обстоятельство объясняется особой экономической выгодностью использования малых зон отчуждения для падения 1-х ступеней.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем:
1. После грубого прицеливания наведением корпуса РН с погрешностями 0,5-1o (для падения 1-й ступени в выбранную зону отчуждения) и окончания вертикального участка полета 1-й ступени РН определяют координаты наклонного участка полета 1-й ступени РН, причем в течение наклонного участка полета сеансы определения координат проводят неоднократно от начала и до конца наклонного участка.

2. По координатам положения РН после их статистической обработки определяют генеральную линию траектории участка и азимут ее плоскости.

3. Полученный азимут используют для определения положения гиростабилизатора по азимуту и дальнейшего корректирования (при необходимости) полета РН на участке 1-й ступени и управления полетом остальных ступеней.

Необходимая точность определения координат РН может быть получена исходя из достаточной точности определения азимута плоскости участка 1-й ступени и горизонтальной дальности наклонного участка полета 1-й ступени. Существующие системы прицеливания вместе с системами приведения гиростабилизаторов и с учетом погрешностей в положении гиростабилизаторов, вызванных разрывом между запуском двигателя 1-й ступени и отрывом РН от пусковой системы, дают погрешность в 30 и более угловых секунд. Погрешность в определении координат определяется по формуле:
L = Lsin(Aз),
где L – погрешность в определении координат;
L – горизонтальная дальность участка 1-й ступени;
Аз – погрешность в задании азимута пуска наземными системами прицеливания.

При L= 100 км и Аз30′ и учитывая малость Аз, получим = L (где Аз задана в радианах) или <15 м.

Такие точности определения координат РН на участке 1-й ступени могут быть получены при использовании спутниковой навигационной системы, абонентом-потребителем которой является аппаратура, установленная на 1-й ступени РН и аналогичная аппаратуре, устанавливаемой на других летательных аппаратах (самолетах, вертолетах). Такой системой является широко известная система NAVSTAR. Согласно описаниям данная система обеспечивает точность определения координат абонента в грубом режиме (SPS) с предельной ошибкой измерения в горизонтальной плоскости до 100 м. В прецизионном режиме (PPS), предназначенном для военных потребителей, ошибка измерения снижается до 22 м, а при двухчастотном режиме (с 2-я приемниками) до 17 м. Испытания различных типов аппаратуры потребителей показали реальность снижения погрешностей измерения до 5-10 м. Длительность одного сеанса наблюдений от долей секунды до нескольких секунд.

Таким образом, для пессимистического (SPS) и оптимистического варианта (PPS) ошибок измерений можно получить следующие ошибки определения азимутов плоскостей пуска (см. табл. 1).

При базе измерений (длине горизонтальной дальности участка 1-й ступени) в 200, 300, 400 и т.д. км величины ошибок уменьшаются соответственно в 2, 3, 4 и т.д. раз.

Предварительные оценки возможных ошибок определения азимута пуска по измерениям траектории участка 1-й ступени РН с использованием спутниковой навигационной системы (например, NAVSTAR) показывают реальность достижения точностей прицеливания не хуже получаемых с помощью современных систем прицеливания РН.

Фиг.1 поясняет предлагаемый метод. На нем обозначено:
х – сеансы связи со спутниковой навигационной системой;
оj – проекции положения РН на поверхность Земли при сеансах связи;
– – – – генеральная линия-проекция траектории участка полета 1-й ступени;
— – — – средняя генеральная линия;
{ – зона окончания участка полета 1-й ступени по азимуту при грубом прицеливании;
– граница проекций окончаний участка полета 1-й ступени на поверхность Земли в зависимости от азимута пуска;
i – точки на проекции окончаний с известными азимутами (i=1, 2,…, N);
Ап – заданный азимут для прицеливания на стартовой позиции с предельной погрешностью;
Ап j – реальный азимут пуска;
– азимут i-й точки на проекции окончаний участка полета 1-й ступени.

Количество точек (N) с известными азимутами на проекции возможных окончаний участков 1-й ступени (для погрешности стартового прицеливания 1o) определяется табл. 2, где А – промежуток квантования азимута, n – необходимое количество разрядов для записи азимута точки А в пределах двух градусов.

На фиг.2 показан процесс определения реального азимута пуска в виде блок-схемы, где Gi – модуль расстояния между точкой i и ближайшей к ней точкой генеральной линии.

Формула изобретения

Способ прицеливания ракеты-носителя (РН), основанный на доприцеливании ее после старта, отличающийся тем, что после грубого прицеливания РН на старте и окончания ее вертикального участка полета определяют координаты наклонного участка, генеральную линию и азимут плоскости траектории, после чего с помощью азимута плоскости определяют положение гиростабилизатора и корректируют дальнейший полет РН.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 19.02.2004

Извещение опубликовано: 27.09.2005 БИ: 27/2005


Categories: BD_2210000-2210999