|
(21), (22) Заявка: 2001135247/06, 27.12.2001
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
27.12.2001
(45) Опубликовано: 10.08.2003
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
КУЗНЕЦОВ Н.Д., ЦЕЙТЛИН В.И. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1977 с.176-191. RU 2118810 C1, 10.09.1998. RU 2168163 C1, 27.05.2001. RU 2173451 C1, 10.09.2001. RU 1347682 A1, 20.09.2001. US 3731070 A, 01.05.1973. US 4189940 A, 26.02.1980.
Адрес для переписки:
123362, Москва, ул. Вишнёвая, 7, ГУП ТМКБ “Союз”- дочернее предприятие ФГУП РСК “МиГ”
|
(71) Заявитель(и):
Государственное унитарное предприятие Тушинское машиностроительное конструкторское бюро “Союз” – дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия Российской самолётостроительной корпорации “МиГ”
(72) Автор(ы):
Лобурев А.В., Хорошилов В.Н., Саатчан Г.С., Зимин Л.А.
(73) Патентообладатель(и):
Государственное унитарное предприятие Тушинское машиностроительное конструкторское бюро “Союз” – дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия Российской самолётостроительной корпорации “МиГ”
|
(54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С УЧЁТОМ СЕЗОНА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
(57) Реферат:
Способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний включает в себя заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха. В конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180oC, дают дополнительную наработку и дополнительные выходы на режим максимальной тяги при температуре tвx, количество которых рассчитывают исходя из защищаемых изобретением соотношений. Изобретение позволяет при минимальных временных и материальных затратах повысить достоверность результатов испытаний.
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно авиадвигателестроения.
Известен способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний, включающий заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха (Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. – М. : Машиностроение, с. 176-191).
Однако существующий способ не учитывает влияния температуры атмосферного воздуха на повреждаемость деталей ГТД, что значительно снижает достоверность полученных результатов. В связи со значительным ростом ресурсов не только двигателей гражданской, но и военной авиации испытания на заданный ресурс становятся очень длительными и проводятся при различных значениях tH, а следовательно, при различных температурах газа (Тг). Это в свою очередь приводит к изменению напряженного состояния деталей газогенератора двигателя в зависимости от Н как на стационарных, так и на переменных режимах. В сезоны, когда температура ниже принятой стандартной величины +15oС (особенно в зимний период), испытания проводятся в более легких условиях, чем при tH = +15oС (условия МСА).
Компенсация недостающей повреждаемости увеличением числа циклов и времени работы на стационарном режиме при существующей в период испытания температуре tH<+15oС требует значительного увеличения газовой наработки двигателя и календарных сроков испытания. Обеспечение же в любое время года стандартной температуры на входе в двигатель (+15oС) связано с созданием специальных устройств, создающих столь низкий подогрев воздуха, что является чрезвычайно дорогостоящим.
Задачей настоящего изобретения является повышение достоверности результатов испытания деталей и узлов ГТД на заданный ресурс, связанное с учетом влияния отклонений температуры атмосферного воздуха ниже стандартной величины (+15oС) на повреждаемость деталей, при минимальных временных и материальных затратах.
Поставленная задача решается за счет того, что в известном способе испытаний газотурбинного двигателя (ГТД) с учетом сезона проведения испытаний, включающем заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха, в конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180o, и дают дополнительную наработку доп ч, часов, а затем делают nдоп дополнительных выходов на режим максимальной тяги при температуре tвх исходя из следующих соотношений:   где – запасы прочности за заданный ресурс наиболее повреждаемой детали ГТД при действующей в период испытания температуре атмосферного воздуха tH и при стандартной температуре tH = +15oС, – напряжения в наиболее повреждаемой детали ГТД на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель tвх, С, m – постоянные материала наиболее повреждаемой детали,  C = mдл1 P1, дл1, дл2 – пределы длительной прочности материала наиболее повреждаемой детали при времени до разрушения P1 и P2 и температуре детали (Т) на режиме максимальной тяги при tвх, – циклическая повреждаемость детали за заданный ресурс при действующей в период испытания температуре tН и при принятой стандартной величине tH = +15oС, – циклическая повреждаемость за один выход на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель (tвx).
Температуру подогрева воздуха на входе в двигатель (tвх) целесообразно выбирать в диапазоне от 70oС до 200oС. Это связано с тем, что при tвx<70oC повреждаемость становится соизмеримой с повреждаемостью при температуре +15oС, что потребует значительную по времени дополнительную наработку и большое число дополнительных выходов для компенсации недостающей повреждаемости. Следовательно, сроки испытания и материальные затраты существенно возрастут. Выбор верхней границы диапазона объясняется тем, что при эксплуатации реализуется температура воздуха на входе в двигатель не выше, чем 200oС. Поэтому превышение этой температуры свыше указанной величины не является целесообразным и может привести к дефектам деталей ГТД, несвойственным области применения.
Обоснование выбора указанных соотношений вытекает из следующих соображений. Повреждаемость на стационарном режиме – есть величина, обратная запасу прочности К, т. е. . Дополнительная наработка с подогревом воздуха на входе в двигатель должна быть такая, чтобы повреждаемость за эту наработку в сумме с повреждаемостью за период испытания при существующей температуре атмосферного воздуха должна быть равной повреждаемости при стандартной температуре . Исходя из теории линейного суммирования повреждений можно записать  Запас прочности (К) есть отношение длительной прочности материала ( дл) к действующим напряжениям ( ), т.е. а величина дл определяется из зависимости mдл дл = C, (см. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин. – М.: Машиностроение, 1979, с. 21), где С и m – постоянные материала.
Подставив указанные зависимости в выражение (1), получим выражение дополнительной наработки для компенсации недостающей повреждаемости при испытаниях в более легких условиях при tН<+15oС  Аналогично для переменных режимов. Повреждаемость за один цикл ( ) – есть величина, обратная циклической долговечности (N), т.е. Поэтому, взяв отношение разницы повреждаемостей при стандартной температуре +15oС и при температуре tH за заданный ресурс к повреждаемости за один цикл с выходом на режим максимальной тяги при подогреве воздуха tвx, получим число циклов, компенсирующих недостающую повреждаемость на переменных режимах  Величина циклической долговечности (N), необходимая для определения циклической повреждаемости ( ), вычисляется по известной зависимости Мэнсона или по кривым малоцикловой усталости материала (см. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин. – М.: Машиностроение, 1979, с. 29).
Аналогичных решений, имеющих сходные с отличительными признаками заявленного изобретения, не обнаружено.
Пример конкретного выполнения Были проведены испытания газотурбинного двигателя на ресурс 300 часов в зимний период при температуре атмосферного воздуха tH = -15oC. Для компенсации недостающей повреждаемости была дана дополнительная наработка ( доп) на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе tвx = 100oC и выполнены дополнительные переменные режимы (nдоп) с выходом на режим максимальной тяги при tвх = 100oС. Наиболее повреждаемой деталью испытываемого ГТД является рабочая лопатка турбины высокого давления. Запас прочности лопатки за указанный ресурс при tH = -15oС равен K-15 = 1,73, а при tH = +15oС равен K+15 = 1,71. Напряжения в лопатке на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе 100oС равны = 17,7 кг/мм2, а температура – Т = 966oС. Длительная прочность материала лопатки при температуре Т = 966oС и времени до разрушения P1 = 10 ч равна дл1 = 35 кг/мм2, а при P2 = 100 ч – дл2 = 24 кг/мм2. Отсюда постоянные С и m равны  C = 356,1 10 = 2,6 1010.
Дополнительная наработка для компенсации недостающей повреждаемости равна  Циклическая повреждаемость за ресурс 300 часов при tH = +15oС равна +15 = 0,42 10-4, а при tH = -15oС равна -15 = 0,74 10-6. За один цикл с выходом на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе tвx = 100oC повреждаемость равна -15 = 0,69 10-6. Отсюда дополнительное количество переменных режимов (циклов) с выходом на режим максимальной тяги при tвx = 100oC равно  Технико-экономическая или иная эффективность Использование предлагаемого способа позволяет при минимальных временных и материальных затратах повысить достоверность результатов испытания, связанную с учетом влияния отклонений температуры атмосферного воздуха в период испытаний ниже стандартной величины на повреждаемость деталей ГТД. Следует отметить, что подогрев воздуха на входе в двигатель осуществляется от устройств, которыми оборудованы все серийные и опытные испытательные станции, т.е. дополнительных затрат на их модернизацию не требуется.
Формула изобретения
Способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний, включающий заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха (tН), отличающийся тем, что в конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180oС, и дают дополнительную наработку доп часов, а затем делают nдоп дополнительных выходов на режим максимальной тяги при температуре tвх, исходя из следующих соотношений:   где – запасы прочности на заданный ресурс наиболее повреждаемой детали ГТД при действующей в период испытания температуре атмосферного воздуха tН и при стандартной температуре tН=+15oС; – напряжения в наиболее повреждаемой детали ГТД на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель tвx; С, m – постоянные материала наиболее повреждаемой детали;  C = mдл1 P1, дл1, дл2 – пределы длительной прочности материала наиболее повреждаемой детали при времени до разрушения P1 и P2 и температуры детали (Т) на режиме максимальной тяги при tвx; – циклическая повреждаемость детали за заданный ресурс при действующей в период испытания температуре tН и при принятой стандартной величине tН=+15oC; – циклическая повреждаемость за один выход на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель (tвx).
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 28.12.2009
Извещение опубликовано: 20.10.2010 БИ: 29/2010
|
|