Патент на изобретение №2209887

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2209887 (13) C1
(51) МПК 7
E02F3/64
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002107262/03, 21.03.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.03.2002

(45) Опубликовано: 10.08.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1684436 A1, 15.10.1991. SU 629111 A1, 04.09.1978. SU 507478 A, 07.04.1976. SU 901138 A, 30.01.1982. SU 1541352 A1, 07.02.1990. SU 1633060 A1, 07.03.1991. SU 1661042 A1, 07.07.1991. RU 2093643 C1, 20.10.1997.

Адрес для переписки:

394026, г.Воронеж, Московский пр-т, 14, ВГТУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Воронежский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Нилов В.А.,
Великанов А.В.,
Косенко А.А.,
Гаврилов А.В.

(73) Патентообладатель(и):

Воронежский государственный технический университет

(54) СКРЕПЕР

(57) Реферат:

Изобретение относится к тяговым машинам, работающим с прицепным и полуприцепным землеройным оборудованием, в частности к скреперам. Скрепер включает тягач с буксирным крюком, седельно-сцепное устройство, ковш с поперечной балкой. На раме тягача в продольных направляющих установлено седельно-сцепное устройство с возможностью перемещения вдоль оси тягача гидроцилиндром, снабженное фиксаторами продольного положения. На поперечной балке ковша шарнирно установлена буксирная петля, удерживаемая в рабочем положении упругими элементами и взаимодействующая с буксирным крюком тягача. Повышается надежность работы скрепера. 7 ил.

Изобретение относится к тяговым машинам, работающим с прицепным и полуприцепным землеройным оборудованием.

Известен полуприцепной скрепер [1], включающий двухостный тягач, соединенный со скреперным оборудованием гребневым седельно-сцепным устройством. При копании грунта такое седельно-сцепное устройство ввиду своего высокого расположения вызывает существенное перераспределение вертикальных нагрузок на мосты тягача, снижая эффективность его работы.

Известно шарнирно-рычажное седельно-сцепное устройство [2], которое сводит к минимуму перераспределение вертикальных нагрузок на мосты тягача, однако оно имеет весьма высокую трудоемкость изготовления и монтажа. Кроме того, в процессе эксплуатации за счет износа в шарнирных сочленениях оно приобретает чрезмерно большое продольное перемещение рычагов, что снижает транспортные скорости скрепера.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является скрепер с шаровым седельно-сцепным устройством [3], которое жестко закреплено на раме тягача и находится на значительной высоте от грунта. Шаровое седельно-сцепное устройство обладает небольшой металлоемкостью и высокими технологичностью и надежностью в эксплуатации. Однако оно вызывает на тяговом режиме перераспределение вертикальных нагрузок на ведущие мосты двухостного тягача, хотя и меньшие, чем гребневое седельно-сцепное устройство [1]. Это связано с тем, что тяговое усилие с тягача снимается на значительной высоте от грунта (фиг. 1). Кроме того, тяговая рама скрепера нагружена значительными растягивающими усилиями при копании.

Изобретение направлено на уменьшение высоты передачи тягового усилия с тягача на скрепер, разгрузку тяговой рамы скрепера от значительных растягивающих усилий. Это достигается тем, что седельно-сцепное устройство на раме тягача установлено в продольных направляющих c возможностью перемещения его вдоль оси тягача гидроцилиндром, снабженное фиксаторами продольного положения, на поперечной балке ковша шарнирно установлена буксирная петля, удерживаемая в рабочем положении упругими элементами и взаимодействующая с буксирным крюком тягача.

Сущность заявляемого устройства пояснена чертежами, где на фиг. 1 представлен скрепер в транспортном положении; на фиг.2 изображен скрепер при копании грунта; на фиг.3 показан механизм продольного перемещения седельно-сцепного устройства; на фиг.4 – фиксатор продольного положения седельно-сцепного устройства; на фиг. 5 – направляющие седельно-сцепного устройства; на фиг.6,7 – рабочее положение буксирного крюка и буксирной петли.

Скрепер 1 соединен шаровым седельно-сцепным устройством 2 с полноприводным колесным тягачом 3 (фиг.1). На раму 4 тягача 3 шаровое седельно-сцепное устройство 2 установлено с помощью подвижной опоры 5, перемещаемой гидроцилиндром 6 в продольных направляющих 7 рамы 4 (фиг.3, 5). Подвижная опора 5 снабжена фиксаторами 8 (фиг.3, 4). В задней части рамы 4 тягача 3 установлен буксирный крюк 9, снабженный запирающим элементом 10 с приводом от гидроцилиндра 11. На поперечине 12 в передней части ковша шарнирно смонтирована буксирная петля 13, удерживаемая в рабочем положении упругими элементами 14.

Скрепер работает следующим образом.

На транспортном режиме подвижная опора 5 закреплена к раме 4 тягача 3 фиксаторами 8, поэтому тяговое усилие колесного тягача 3 на скрепер 1 передается через фиксаторы 8 и шаровое седельно-сцепное устройство 2. Ковш скрепера 1 поднят, буксирная петля 13 находится в верхнем положении (фиг.1) и не препятствует взаимным перемещениям ковша скрепера 1 и тягача 3.

Для выполнения операции копания оператор тягача 3 устанавливает агрегат в линию, опускает ковш скрепера 1 в нижнее рабочее положение и открывает запирающий элемент 10 гидроцилиндром 11 (фиг.2, 6). При этом в момент касания грунта ковшом буксирная петля 13 входит в зацепление с буксирным крюком 9. Как только на ковше скрепера 1 появляется технологическое сопротивление, оператор тягача 3 переводит гидроцилиндр 6 в плавающее положение, выводит фиксаторы 8 из отверстий подвижной опоры 5 и блокирует буксирующую петлю 13 запирающим элементом 10 с помощью гидроцилиндра 11. В результате в течение всего времени копания тяговое усилие тягача 3 передается непосредственно на ковш скрепера 1, минуя его шаровое седельно-сцепное устройство 2 и тяговую раму (фиг.2).

Поскольку буксирный крюк 9 и буксирная петля 13 находятся значительно ниже шарового седельно-сцепного устройства (в непосредственной близости от грунта), то происходит весьма незначительное перераспределение вертикальных нагрузок на мосты тягача 3 при копании. Кроме того, тяговая рама скрепера 1 полностью разгружается от действия тягового усилия тягача 3. При копании грунта буксирная петля 13 занимает близкое к горизонтальному положение, что до минимума снижает влияние силы тяги на вертикальные нагрузки на мосты тягача 3.

После наполнения ковша оператор тягача 3 начинает выглублять ковш скрепера 1. Одновременно он гидроцилиндром 6 перемещает подвижную опору 5 в направляющих 7 вперед и закрепляет ее фиксатором 8 от продольных перемещений. Сила тяги снова начинает передаваться на скрепер 1 через шаровое седельно-сцепное устройство. Этому процессу не мешает зацепление буксирного крюка 9 и буксирной петли 13, так как между ними имеется достаточный рабочий зазор, а буксирная петля 13 при подъеме ковша подается вперед и может поворачиваться в шарнирах крепления за счет деформации упругих элементов 14.

После закрепления фиксаторами 8 подвижной опоры 5 оператор открывает гидроцилиндром 11 запирающий элемент 10 и освобождает буксирную петлю 13 из зацепления с буксирным крюком 9.

Применение предлагаемого устройства позволяет существенно снизить перераспределение вертикальных нагрузок на ведущие мосты колесного тягача при копании грунта и полностью разгрузить седельно-сцепное устройство и тяговую раму скрепера от значительного тягового усилия тягача.

Источники информации
1. Войнич Л.К., Прикащиков Р.Г. Справочник молодого машиниста бульдозера, скрепера, грейдера. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. школа, 1979, -199 с. (стр. 59, рис.34).

2. А.С. 608668 СССР, МКИ2 B 60 D 1/16. Сцепное устройство для буксировки полуприцепных строительно-дорожных машин. / Фалькевич Б.А., Ронинсон Э.Р., Иванов П. Л. (СССР).- 2197781/27; заявлено 11.12.75; Опубл. 30.05.78, Бюл. 20.

3. А. С. 1684436 СССР, МКИ5 E 02 F 3/64. Скреперный агрегат./Борисенков В. А. , Гаврилов А. В. , Гаязов В.А. и др. (СССР).- 4648377/03. Заявлено 13.02.89. Опубл. 15.10.91. Бюл. 38.

Формула изобретения

Скрепер, включающий тягач с буксирным крюком, седельно-сцепное устройство, ковш с поперечной балкой, отличающийся тем, что на раме тягача в продольных направляющих установлено седельно-сцепное устройство, с возможностью перемещения вдоль оси тягача гидроцилиндром, снабженное фиксаторами продольного положения, а на поперечной балке ковша шарнирно установлена буксирная петля, удерживаемая в рабочем положении упругими элементами и взаимодействующая с буксирным крюком тягача.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 22.03.2004

Извещение опубликовано: 20.11.2005 БИ: 32/2005


Categories: BD_2209000-2209999