Патент на изобретение №2209871

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2209871 (13) C1
(51) МПК 7
E01D19/14
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001134719/03, 24.12.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.12.2001

(45) Опубликовано: 10.08.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2099467 C1, 20.12.1997. SU 414319 A, 22.08.1974. SU 1035123 A, 15.08.1983. SU 1032085 A, 30.07.1983. RU 2166579 C1, 10.05.2001. RU 2166578 C1, 10.05.2001. RU 2167237 C1, 20.05.2001. US 4977636 A, 18.12.1990. FR 2659677 A1, 20.09.1991.

Адрес для переписки:

129329, Москва, ул. Кольская, 1, ОАО ЦНИИС, ЦЛИТ, В.П. Величко

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Научно-исследовательский институт транспортного строительства”,
Открытое акционерное общество “Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов” “Гипротрансмост”,
Открытое акционерное общество “Волгомост”

(72) Автор(ы):

Ликверман А.И.,
Величко В.П.,
Пассек В.В.,
Чепурнов К.Г.,
Бородай В.Г.,
Данковцев А.Ф.,
Рогов Н.В.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Научно-исследовательский институт транспортного строительства”,
Открытое акционерное общество “Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов” “Гипротрансмост”,
Открытое акционерное общество “Волгомост”

(54) ОПОРА МОСТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к защите опор мостов, сооружаемых на реках с ледоходами и переменным уровнем водного потока, преимущественно в районах с суровыми климатическими условиями. Опора моста включает расположенные в переменном уровне воды и ледохода куст свай с высоким ростверком и объемлющую их льдозащитную оболочку, повторяющую по внешней форме плиту ростверка, внутренняя полость которой разделена на секции диафрагмами-стяжками, установленными с горизонтальным воздушным зазором относительно низа плиты ростверка, при этом нижний конец их постоянно погружен в воду. Новым является то, что она содержит в подводной части плоские элементы, наклоненные вниз в сторону, противоположную направлению течения реки, прикрепленные в один или несколько ярусов к диафрагмам-стяжкам и сваям с углом наклона к горизонту, равным = 30-60o, причем суммарная горизонтальная проекция плоских наклонных элементов составляет 0,31,5 площади внутренней полости льдозащитной оболочки, а диафрагмы-стяжки выполнены перфорированными, площадь отверстий которых составляет не менее 0,3 погруженной в воду части площади каждой диафрагмы, причем высота стенок диафрагм, включая величину горизонтального воздушного зазора, меньше высоты стенок льдозащитной оболочки на (0,2-0,7) h, где h – вертикальная проекция наклонных элементов, м. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении надежности и долговечности моста путем снижения внутреннего льдообразования и уменьшения давления льда изнутри на стенки оболочки. 2 ил.

Изобретение относится к мостостроению, в частности к защите опор мостов, сооружаемых на реках с ледоходом и переменным уровнем водного потока, преимущественно в районах с суровыми климатическими условиями.

Известна мостовая опора с монолитной плитой высокого свайного ростверка, с льдозащитной оболочкой, представляющей собой сборную из блоков железобетонную вертикальную стенку, укрепленную верхней гранью по контуру в монолитной плите ростверка с элементами крепления блоков защитной стенки между собой (Экспресс-информация “Путь и строительство железных дорог”. М.: ВИНИТИ, 1974 г., 22, с. 28-30).

Недостаток этой конструкции опоры состоит в том, что она не позволяет уменьшить толщину льда в полости льдозащитной оболочки, создать в ней более мягкий микроклимат и тем самым уменьшить давление льда изнутри на стенки оболочки, не защищает надежно опору и тем самым снижает надежность работы льдозащитной оболочки, а также надежность и долговечность моста.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой является мостовая опора, включающая расположенные в переменном уровне воды и ледохода куст свай с высоким ростверком и объединяющую их льдозащитную оболочку, повторяющую по внешней форме плиту ростверка, внутренняя полость которой разделена на секции посредством диафрагм-стяжек, установленных с горизонтальным воздушным зазором относительно низа плиты ростверка, причем нижний конец их постоянно погружен в воду (Патент РФ 2099467, опубл. 20.12.97, БИ 35, 1997 г.).

Недостаток этой опоры заключается в том, что на реках с суровым ледовым режимом во внутренней полости может возникнуть ледяная пробка, по толщине соизмеримая или даже более мощная, чем окружающий ледяной покров.

Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности и долговечности моста путем снижения внутреннего льдообразования и уменьшения давления льда изнутри на стенки оболочки.

Для достижения такого технического результата предлагаемая опора моста, включающая расположенные в переменном уровне воды и ледохода куст свай с высоким ростверком и объемлющую их льдозащитную оболочку, повторяющую по внешней форме плиту ростверка, внутренняя полость которой разделена на секции диафрагмами-стяжками, установленными с горизонтальным воздушным зазором относительно низа плиты ростверка, при этом нижний конец их постоянно погружен в воду, содержит в подводной части плоские, наклоненные вниз в сторону, противоположную направлению течения реки элементы, прикрепленные в один или несколько ярусов к диафрагмам-стяжкам и сваям с углом наклона к горизонту, равным = 30-60o, причем суммарная горизонтальная проекция плоских наклонных элементов составляет 0,31,5 площади внутренней полости льдозащитной оболочки, а диафрагмы-стяжки выполнены перфорированными, площадь отверстий которых составляет не менее 0,3 площади погруженной в воду части каждой диафрагмы, причем высота стенок диафрагм, включая величину горизонтального воздушного зазора, меньше высоты стенок льдозащитной оболочки на (0,2-0,7) h, где h – вертикальная проекция наклонных элементов, м.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена опора – общий вид (разрез А-А на фиг.2), на фиг.2 – разрез Б-Б на фиг.1.

Опора моста включает куст свай (или столбов) 1, объемлющую головы свай плиту 2 высокого свайного ростверка 3 и объемлющую их льдозащитную оболочку 4, расположенные в переменном уровне воды и ледохода.

Льдозащитная оболочка 4 по внешней форме соответствует форме плиты 2 ростверка 3. Внутренняя полость 5 льдозащитной оболочки 4 разделана на секции посредством устройства перфорированных поперечных диафрагм-стяжек 6. Диаметр и шаг отверстий 7 в перфорированных диафрагмах рассчитывается, исходя из условия, что суммарная площадь отверстий должна быть сопоставима с площадью горизонтального сечения отдельной секции льдозащитной оболочки между диафрагмами, т.е. 0,31,5 от площади поперечного сечения, а площадь отверстий в каждой диафрагме-стяжке должна составлять не менее 0,3 площади погруженной в воду части диафрагмы. Диафрагмы-стяжки 6 делят внутреннюю полость льдозащитной оболочки на секции таким образом, чтобы конструктивно возможно было бы устройство наклонных элементов и чтобы высота диафрагмы не превышала двойного расстояния между ними или между стенкой льдозащитной оболочки и диафрагмы. Диафрагмы-стяжки 6 устраивают вверху с горизонтальным воздушным зазором 8, составляющим не менее 0,2 м по отношению к низу плиты 2 ростверка 3. А к нижней части диафрагм-стяжек 6 прикреплены плоские наклоненные вниз в сторону, противоположную течению реки, элементы 9, угол наклона которых к горизонту = 30-60o.

Суммарная горизонтальная проекция наклонных элементов составляет 0,31,5 площади внутренней полости льдозащитной оболочки 4. Стенки диафрагм-стяжек 6 короче стенок льдозащитной оболочки 4, при этом высота стенок диафрагм-стяжек, включая величину горизонтального воздушного зазора 8, меньше высоты стенок льдозащитной оболочки на (0,2-0,7) h, где h – вертикальная проекция наклонных элементов.

Угол наклона плоских элементов к горизонту составляет = 30-60o. Плоские элементы 9 прикреплены к диафрагмам-стяжкам и сваям в один или несколько ярусов в зависимости от понижения уровня воды в реке, при этом нижний конец диафрагм-стяжек 6 должен быть постоянно погружен в воду, и плоские элементы 9 располагаются в подводной части диафрагм-стяжек.

Мостовая опора работает следующим образом. Плита 2 ростверка объединяет куст свай 1 и передает на них нагрузку от пролетных строений моста. Сваи 1, в свою очередь, передают нагрузку на грунты основания. В весенний период возникает еще и горизонтальная нагрузка от давления льда. Для восприятия местного истирающего действия льда и для более рациональной передачи его горизонтального давления на куст свай устроена льдозащитная оболочка. Однако использование льдозащитной оболочки привело к созданию технического противоречия: с одной стороны – она нужна для восприятия горизонтальной нагрузки при ледоходе, с другой – она вредна, потому что образующийся зимой внутри оболочки лед в период оттепелей и весенний период при колебаниях уровня воды резко меняет свою температуру, что приводит к его температурному расширению и формированию давления изнутри на стенки льдозащитной оболочки и, как следствие, к возможному ее постепенному повреждению и разрушению.

Конструктивные элементы, предложенные в данном изобретении, позволяют уменьшить либо полностью исключить внутреннее льдообразование. Движущийся поток воды в реке ударяется о плоский наклонный элемент 9 и поднимается вверх вдоль диафрагмы-стяжки 6 к водной поверхности. В результате этого во внутренней полости 5 льдозащитной оболочки 4 создается некоторый избыток давления, и поступающие сюда массы глубинных вод начинают перемещаться внутри полости и через отверстия в диафрагмах поступают из одной секции в другую. Если уровень воды в реке в течение зимы понизится, то благодаря тому, что диафрагмы-стяжки выполнены перфорированными, а нижний их конец постоянно погружен в воду, движение воды не будет прекращаться. Чем больше угол наклона плоских наклонных элементов 9 и больше скорость течения, тем больший объем глубинных вод поступает вверх во внутреннюю полость 5 льдозащитной оболочки 4. Непрерывное движение воды во внутренней полости льдозащитной оболочки и подъем более теплых глубинных вод к поверхности воды, где они, отдавая тепло нижней поверхности ледяного покрова (если он образовался), обеспечивают постоянное таяние льда и, в конце концов, при непрекращающейся подаче более теплой воды снизу могут привести к полному очищению от льда поверхности воды во внутренней полости льдозащитной оболочки.

Для полного прекращения льдообразования требуется поступление такого количества тепла, которое способно повысить температуру воды в поверхностном слое лишь на малую долю градуса выше 0oС. В реках же зимой придонная температура воды иногда доходит до +4oС. Количество и размеры плоских наклонных элементов назначаются индивидуально в зависимости от очертания опоры в плане, количества свай (столбов), глубины воды, скорости течения, но суммарная горизонтальная их проекция должна быть в пределах 0,31,5 площади внутренней полости льдозащитной оболочки.

Эффективность использования предлагаемого технического решения заключается в возможности почти полного исключения опасного для конструкции внутреннего льдообразования, что позволяет повысить долговечность льдозащитной оболочки, надежность работы опоры и тем самым обеспечить эксплуатационную надежность моста на реках с суровым ледовым режимом.

Формула изобретения

Опора моста, включающая расположенные в переменном уровне воды и ледохода куст свай с высоким ростверком и объемлющую их льдозащитную оболочку, повторяющую по внешней форме плиту ростверка, внутренняя полость которой разделена на секции диафрагмами-стяжками, установленными с горизонтальным воздушным зазором относительно низа плиты ростверка, при этом нижний конец их постоянно погружен в воду, отличающаяся тем, что она содержит в подводной части плоские элементы, наклоненные вниз в сторону, противоположную направлению течения реки, прикрепленные в один или несколько ярусов к диафрагмам-стяжкам и сваям с углом наклона к горизонту, равным = 30-60o, причем суммарная горизонтальная проекция плоских наклонных элементов составляет 0,31,5 площади внутренней полости льдозащитной оболочки, а диафрагмы-стяжки выполнены перфорированными, площадь отверстий которых составляет не менее 0,3 погруженной в воду части площади каждой диафрагмы, причем высота стенок диафрагм, включая величину горизонтального воздушного зазора, меньше высоты стенок льдозащитной оболочки на (0,2-0,7) h, где h – вертикальная проекция наклонных элементов, м.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2209000-2209999