Патент на изобретение №2209755
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ТРЕХЦЕПНОЙ СКРЕБКОВЫЙ КОНВЕЙЕР
(57) Реферат: Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к конвейерам с трехцепным тяговым органом, и может быть использовано в горной и других отраслях промышленности на конвейерах увеличенной длины и производительности. Трехцепной скребковый конвейер включает бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на концевых звездочках и опирающийся на направляющие решетачного става тяговый орган, содержащий три кинематически связанные между собой параллельные тяговые цепи с закрепленными на них скребками, которые поочередно закреплены своими концами на двух наружных тяговых цепях, а чередующиеся с ними скребки, свободно размещенные с зазорами между наружными тяговыми цепями, закреплены на внутренней тяговой цепи своей центральной частью. Закрепленные на наружных тяговых цепях скребки в своей средней части выполнены с выемкой для размещения в ней внутренней тяговой цепи. Конвейер имеет отрезки круглозвенных цепей, одни концы которых связаны со скребками, закрепленными на внутренней тяговой цепи, а другие их концы связаны с наружными тяговыми цепями непосредственно или через скребки, закрепленные на наружных тяговых цепях. Повышается надежность работы конвейера. 4 ил. Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к конвейерам с трехцепным тяговым органом, и может быть использовано в горной и других отраслях промышленности на конвейерах увеличенной длины и производительности. Известны скребковые конвейеры, включающие двухцепной тяговый орган, бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на концевых звездочках, и рештачный став (патент РФ 2006434, В 65 G 19/00). Недостатком известных конвейеров является ограниченная длина става, лимитируемая прочностью цепного тягового органа. Известны скребковые конвейеры, включающие тяговый орган, состоящий из трех параллельных цепей с прикрепленными к ним скребками, замкнутый в вертикальной плоскости на концевых звездочках и опирающийся на направляющие рештачного става (Евневич А.В. Транспортные машины и комплексы. – М.: Недра, с. 40-42, рис. 12.б). Однако недостатком известных конвейеров является ограниченная длина става, т. к. третья цепь не увеличивает длину конвейера, а лишь повышает надежность его работы, являясь резервной в случае порыва одной из двух других цепей. Это связано с тем, что трехцепной контур является статически неопределимой системой, в которой тяговое усилие могут передавать только две цепи из трех из-за неодинакового упругого и остаточного удлинения каждой из цепей. Кроме того, существующие конструкции трехцепных конвейеров характеризуются большой поперечной жесткостью тягового органа, что затрудняет их использование в качестве забойных, передвижных. Известен трехцепной скребковый конвейер, включающий бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на концевых звездочках и опирающийся на направляющие рештачного става тяговый орган, состоящий из трех параллельных тяговых цепей с прикрепленными к ним скребками, которые поочередно закреплены своими концами на двух наружных цепях, а чередующиеся с ними скребки, свободно размещенные с зазорами между наружными цепями, закреплены на внутренней цепи и прикреплены к ней своей центральной частью, при этом закрепленные на наружных цепях скребки в своей средней части снабжены выемкой для размещения в ней внутренней цепи (Заявка РФ 94024986, М.кл. В 65 G 19/00, от 20.02.1996 г.). Однако недостатком известного конвейера является снижение надежности работы по сравнению с трехцепным конвейером с жесткими кинематическими связями между всеми цепями трехцепного контура за счет того, что при обрыве внутренней (средней) цепи конвейер сразу же должен быть остановлен, что затрудняет проведение ремонтно-восстановительных работ, особенно если конвейер является забойным. Задачей изобретения является повышение надежности работы конвейера. Поставленная задача решается за счет того, что в трехцепном скребковом конвейере, включающем бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на концевых звездочках и опирающийся на направляющие рештачного става тяговый орган, содержащий три кинематически связанные между собой параллельные тяговые цепи с закрепленными на них скребками, которые поочередно закреплены своими концами на двух наружных тяговых цепях, а чередующиеся с ними скребки, свободно размещенные с зазорами между наружными тяговыми цепями, закреплены на внутренней тяговой цепи своей центральной частью, при этом закрепленные на наружных тяговых цепях скребки в своей средней части выполнены с выемкой для размещения в ней внутренней тяговой цепи, конвейер имеет отрезки круглозвенных цепей, одни концы которых связаны со скребками, закрепленными на внутренней тяговой цепи, а другие их концы связаны с наружными тяговыми цепями непосредственно или через скребки, закрепленные на наружных тяговых цепях. Трехцепной скребковый конвейер представлен на фиг. 1 – план, на фиг. 2 – поперечный разрез по рештачному ставу, на фиг. 3 и 4 – варианты кинематической связи между наружными и внутренней тяговыми цепями. Конвейер состоит из бесконечно замкнутого в вертикальной плоскости на концевых звездочках 1 и 2 тягового органа, состоящего из трех кинематически связанных между собой параллельных тяговых цепей – двух наружных 3 и 4 и внутренней 5. Скребки 6 поочередно закреплены своими концами на двух наружных цепях 3 и 4, а чередующиеся с ними скребки 7 свободно размещены с зазорам 8 и 9 между наружными цепями 3 и 4 и закреплены на внутренней (средней) тяговой цепи 5 и прикреплены к ней своей центральной частью. При этом закрепленные на наружных цепях 3 и 4 скребки 6 в своей средней части снабжены выемкой 10 для размещения в ней внутренней цепи 5. Верхняя и нижняя ветви тягового органа опираются на направляющие рештачного става 11. При этом наружные 3, 4 и внутренняя 5 тяговые цепи связаны между собой отрезками круглозвенных цепей 12, 13 (фиг. 3) или 14, 15 (фиг. 4), длина которых принята больше расстояния между кинематически связанными элементами. В качестве кинематически связанных элементов могут быть приняты концы скребки 7, закрепленные на внутренней тяговой цепи 5, и наружные тяговые цепи 3 и 4. Эти элементы соединены между собой отрезками круглозвенных цепей 12 и 13 (фиг. 3). В качестве кинематически связанных элементов могут быть скребки 6 и 7, закрепленные соответственно на наружных 3, 4 и внутренней 5 тяговых цепях. Эти элементы соединены между собой отрезками круглозвенных цепей 14 и 15 (фиг. 4). Кинематические связи между внутренней 5 и наружными 3, 4 цепями могут быть осуществлены с шагом по длине конвейера, кратным расстоянию между скребками (фиг. 3). Каждый скребок 7, закрепленный на внутренней тяговой цепи 5, может быть кинематически связан с наружными тяговыми цепями 3 и 4. Обе концевые звездочки 1 и 2 могут быть приводными и снабжены приводными блоками 16. Трехцепной скребковый конвейер действует следующим образом. При включении приводных блоков 16 и вращении концевых приводных звездочек 1 и 2 тяговое усилие передается наружным тяговым цепям 3, 4 со скребками 6 и внутренней тяговой цепи 5 со скребками 7, которые обеспечивают перемещение груза по рештачному ставу 11. Поскольку наружные цепи 3 и 4 конструктивно не жестко связаны с внутренней цепью 5, а через отрезки круглозвенных цепей 12, 13 или 14, 15, то их скребки 6 и 7 будут работать независимо друг от друга, но двигаться с одинаковыми скоростями, т.к. звездочки 1 и 2 для них общие. При этом отрезки цепей 12, 13 (фиг. 3) или 14, 15 (фиг. 4) благодаря их свободному размещению между кинематически связанными элементами (7 – 3, 4 или 6 – 7) практически не натянуты. Поэтому транспортируемому грузу может быть сообщено увеличенное тяговое усилие за счет того, что система в этом случае будет статически определимая и прочные свойства всех тяговых цепей 3, 4 и 5 будут использоваться полностью. Это позволит существенно увеличить длину конвейера или нагрузку на тяговый контур. Поскольку тяговые цепи 3, 4 и 5 жестко между собой не связаны, уменьшается поперечная жесткость цепного тягового органа, что облегчает изгиб става в поперечном направлении при передвижке конвейера, используемого в качестве забойного, в том числе и агрегатного. В то же время при обрыве внутренней тяговой цепи 5 конвейер сможет продолжать работу благодаря тому, что нагрузка от внутренней тяговой цепи 5 через отрезки цепей 12, 13 или 14, 15 будет передана на наружные тяговые цепи 3, 4 непосредственно (фиг. 3) или через скребки 6 (фиг. 4). Таким образом, отличительные признаки изобретения позволяют расширить технические возможности использования конвейера при снижении его удельных показателей по металлоемкости и стоимости при сохранении уровня надежности, присущего трехцепному конвейеру с жесткой кинематической связью между всеми тяговыми цепями. Формула изобретения Трехцепной скребковый конвейер, включающий бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на концевых звездочках и опирающийся на направляющие рештачного става тяговый орган, содержащий три кинематически связанные между собой параллельные тяговые цепи с закрепленными на них скребками, которые поочередно закреплены своими концами на двух наружных тяговых цепях, а чередующиеся с ними скребки, свободно размещенные с зазорами между наружными тяговыми цепями, закреплены на внутренней тяговой цепи своей центральной частью, при этом закрепленные на наружных тяговых цепях скребки в своей средней части выполнены с выемкой для размещения в ней внутренней тяговой цепи, отличающийся тем, что он имеет отрезки круглозвенных цепей, одни концы которых связаны со скребками, закрепленными на внутренней тяговой цепи, а другие их концы связаны с наружными тяговыми цепями непосредственно или через скребки, закрепленные на наружных тяговых цепях. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 05.04.2004
Извещение опубликовано: 27.11.2005 БИ: 33/2005
|
||||||||||||||||||||||||||