Патент на изобретение №2209753

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2209753 (13) C1
(51) МПК 7
B65G15/60, B65G23/44
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2002102837/03, 31.01.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

31.01.2002

(45) Опубликовано: 10.08.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
СПИВАКОВСКИЙ А.О. и др. Транспортирующие машины. – М.: Машиностроение, 1983, с.98-99, рис.4.1. SU 1528703 A1, 15.12.1989. SU 360291 A1, 16.01.1973. SU 588163 A, 30.01.1978. SU 945010 A, 28.07.1982. SU 607757 A, 24.04.1978. DE 2525428 B2, 16.02.1978.

Адрес для переписки:

199026, Санкт-Петербург, В.О., 21 линия, 2, СПГГИ (ТУ), патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)

(72) Автор(ы):

Тарасов Ю.Д.

(73) Патентообладатель(и):

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)

(54) ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР

(57) Реферат:

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к ленточным конвейерам большой протяженности, и может быть использовано при проектировании магистральных, подъемных, уклонных и бремсберговых конвейеров для горных предприятий. Ленточный конвейер содержит ленту, включающую грузовую и холостую ветви и замкнутую на приводном, натяжном и отклоняющих барабанах, с размещением натяжного барабана на связанной с противовесом посредством канатной системы и отклоняющих блоков тележке с возможностью ее перемещения по направляющим, раму. В зоне приводного барабана на холостой ветви ленты с помощью головного отклоняющего и двух оборотных барабанов сформирован петлевой участок. Один оборотный барабан размещен на тележке с возможностью ее перемещения по направляющим, а тележка кинематически посредством канатного кратного полиспаста связана с тележкой натяжного барабана. Подвижная обойма полиспаста закреплена на тележке оборотного барабана, а неподвижная обойма – на раме конвейера. Канат полиспаста размещен с зазорами в кольцевых направляющих рамы конвейера, а его свободный конец закреплен на тележке натяжного барабана. Повышается надежность работы ленточного конвейера большой протяженности за счет снижения динамических нагрузок и обеспечивается гарантированное натяжение ленты в зоне ее сбегания с приводного барабана. 1 ил.

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к ленточным конвейерам большой протяженности, и может быть использовано при проектировании магистральных, подъемных, уклонных и бремсберговых конвейеров для горных предприятий.

Известен ленточный конвейер с роликовыми опорами, содержащий раму, ленту, включающую грузовую и холостую ветви и замкнутую на приводном, натяжном и отклоняющих барабанах. При этом натяжной барабан, кинематически связанный с помощью канатной системы и отклоняющих блоков с противовесом, размещен на тележке с возможностью ее перемещения по направляющим (Спиваковский А. О. , Дьячков В.К. Транспортирующие машины. – М.: Машиностроение, 1983, с. 98-99, рис.4.1).

Недостатками известного ленточного конвейера являются возможность порыва ленты при запуске конвейера большой протяженности (до нескольких километров), а также возможность пробуксовывания ленты относительно приводного барабана из-за невозможности обеспечения гарантированного натяжения ленты в зоне ее сбегания с приводного барабана.

Возможность порыва ленты при запуске конвейера вызвана тем, что после включения привода конвейера в течение достаточно длительного времени происходит выбирание слабины сперва на грузовой, а затем и на холостой ветвях ленты. При этом слабина на холостой ветви ленты в зоне приводного барабана при его вращении постоянно добавляется, так как холостая ветвь достаточно долго не двигается. Когда пусковая волна доходит до сильно провисшего между роликоопорами неподвижного участка ленты, последняя при резком выпрямлении испытывает большую ударную нагрузку, которая и может привести к обрыву ленты и выходу из строя роликоопор. Следствием образования большой слабины ленты на холостой ветви может быть также пробуксовывание ленты относительно приводного барабана при пуске конвейера.

Следует отметить, что плавное регулирование скорости движения ленты при пуске конвейера большой протяженности не может устранить описанные явления хотя бы потому, что при этом резко возрастает до неприемлемой величины время запуска конвейера.

Невозможность обеспечения гарантированного натяжения ленты в зоне ее сбегания с приводного барабана связана с меняющимися во времени параметрами конвейера, определяющими сопротивление движению ленты на ее холостой ветви при большой протяженности конвейера (износ роликоопор и ленты, наличие и качество смазки подшипников, температура в рабочей зоне, загрязнение рабочей поверхности ленты и другие параметры.

Задачами изобретения являются повышение надежности работы конвейера большой протяженности за счет снижения динамических нагрузок при пусках и обеспечения гарантированного натяжения ленты в зоне ее сбегания с приводного барабана.

Поставленные задачи решаются за счет того, что в ленточном конвейере, содержащем ленту, включающую грузовую и холостую ветви и замкнутую на приводном, натяжном и отклоняющих барабанах, с размещением натяжного барабана на связанной с противовесом посредством канатной системы и отклоняющих блоков тележке с возможностью ее перемещения по направляющим, раму, в зоне приводного барабана на холостой ветви ленты с помощью головного отклоняющего и двух оборотных барабанов сформирован петлевой участок, причем один оборотный барабан размещен на тележке с возможностью ее перемещения по направляющим, а тележка кинематически посредством канатного кратного полиспаста связана с тележкой натяжного барабана, причем подвижная обойма полиспаста закреплена на тележке оборотного барабана, а неподвижная обойма – на раме конвейера, при этом канат полиспаста размещен с зазорами в кольцевых направляющих рамы конвейера, а его свободный конец закреплен на тележке натяжного барабана.

Ленточный конвейер представлен на чертеже и состоит из ленты, включающей грузовую 1 и холостую 2 ветви. Лента замкнута на приводном 3 и натяжном 4 барабанах. Натяжной барабан 4 размещен на тележке 5, которая связана с противовесом 6 системой канатов 7 и отклоняющих блоков 8. Тележка 5 размещена с возможностью ее перемещения по направляющим 9. В зоне приводного барабана 3 на холостой ветви 2 ленты с помощью головного отклоняющего барабана 10 и двух оборотных барабанов 11 и 12 сформирован петлевой участок 13. Причем один оборотный барабан 11 размещен на тележке 14 с возможностью ее перемещения по направляющим 15, а тележка 14 кинематически посредством канатного кратного полиспаста связана с тележкой 5 натяжного барабана 4. При этом подвижная обойма 16 кратного полиспаста закреплена на тележке 14 оборотного барабана 11, а неподвижная обойма 17 – на раме 18 конвейера. Канат 19 полиспаста размещен с зазорами в кольцевых направляющих 20, закрепленных на раме 18 конвейера. Своим свободным концом канат 19 закреплен на тележке 5 натяжного барабана 4.

Ленточный конвейер действует следующим образом. При пуске конвейера тяговое усилие от приводного барабана вначале передается на грузовую ветвь 1 ленты, предварительно натянутой с помощью расположенного в хвостовой части конвейера натяжного барабана 4, тележка 5 которого через канатную систему 7 и отклоняющие блоки 8 связана с противовесом 6. В то же время при вращении приводного барабана 3 образующаяся на холостой ветви 2 ленты слабина (холостая ветвь 2 вначале не движется) выбирается петлевым участком 13 при смещении в сторону натяжного барабана 4 тележки 14 с оборотным барабаном 11 под действием натяжений в ветвях канатного полиспаста, создаваемых противовесом 6 натяжного устройства конвейера. При этом за счет размещения каната 19 полиспаста в кольцевых направляющих 18 исключаются колебания каната 19 в вертикальной плоскости при резком натяжении каната 19, а также его взаимодействие с холостой ветвью 2 ленты.

Благодаря этому в момент прохода пусковой волны по всему контуру ленты холостая ее ветвь 2 оказывается достаточно натянутой, поэтому ударные нагрузки на ленту и другие элементы конвейера существенно снижаются.

Техническое решение позволяет обеспечить гарантированное по величине натяжение холостой ветви 2 ленты в зоне ее сбегания с приводного барабана 3 независимо от технического состояния опорных устройств и ленты на ее холостой ветви 2, а также внешних условий в рабочей зоне. Поэтому исключается возможность пробуксовывания ленты относительно приводного барабана 3.

Таким образом, техническое решение обеспечивает повышение надежности работы ленточного конвейера большой протяженности за счет снижения нагрузок и обеспечения гарантированного натяжения ленты в зоне ее сбегания с приводного барабана.

Формула изобретения

Ленточный конвейер, содержащий ленту, включающую грузовую и холостую ветви и замкнутую на приводном, натяжном и отклоняющих барабанах, с размещением натяжного барабана на связанной с противовесом посредством канатной системы и отклоняющих блоков тележке с возможностью ее перемещения по направляющим, раму, отличающийся тем, что в зоне приводного барабана на холостой ветви ленты с помощью головного отклоняющего и двух оборотных барабанов сформирован петлевой участок, причем один оборотный барабан размещен на тележке с возможностью ее перемещения по направляющим, а тележка кинематически посредством канатного кратного полиспаста связана с тележкой натяжного барабана, причем подвижная обойма полиспаста закреплена на тележке оборотного барабана, а неподвижная обойма – на раме конвейера, при этом канат полиспаста размещен с зазорами в кольцевых направляющих рамы конвейера, а его свободный конец закреплен на тележке натяжного барабана.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 01.02.2004

Извещение опубликовано: 27.09.2005 БИ: 27/2005


Categories: BD_2209000-2209999