Патент на изобретение №2209143
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УЛАВЛИВАНИЯ ШТАНГ ТОКОПРИЕМНИКОВ ТРОЛЛЕЙБУСА
(57) Реферат: Изобретение относится к городскому электротранспорту, а именно к устройствам для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса при их сходе с контактного провода. Устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса содержит сборный корпус, состоящий из держателя, основания и крышки. В корпусе установлены вал, снабженный съемной рукояткой, поводок, жестко посаженный своей втулкой на вал, барабан с ребордами для намотки штангового каната, жестко посаженный своей фланцевой втулкой на вал, главная защелка, подпружиненная отключающая защелка, шарнирно соединенная с главной защелкой, главная пружина, вспомогательная пружина и торцовая крышка вспомогательной пружины, закрепленная на крышке корпуса. Барабан дополнительно снабжен тормозным механизмом, который содержит закрепленный внутри барабана изогнутый двуплечий рычаг, расположенный в радиальном зазоре между барабаном и главной пружиной. Одно плечо рычага расположено вдоль барабана и главной пружиной. Другое плечо шарнирно связано с подпружиненным толкателем, при этом свободный конец толкателя пропущен через отверстие, выполненное во фланце фланцевой втулки барабана, и контактирует с фрикционной тормозной колодкой, а тормозная колодка взаимодействует с торцовой крышкой вспомогательной пружины. Достигаемый технический результат – повышение надежности и безопасности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил. Изобретение относится к городскому электротранспорту, а именно к устройствам для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса при сходе их с контактного провода. Известно устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса /Декларационный патент UA 963 на полезную модель, опубликован 16.07.2001, бюл. 6, по заявке UA 2000127195 от 14.12.2000, МПК-7: B 60 L 5/14/, содержащее сборный корпус, состоящий из держателя, основания и крышки, в котором установлены вал, снабженный съемной рукояткой и расположенный горизонтально в опорных подшипниках основания и крышки корпуса, поводок, жестко посаженный своей фланцевой втулкой на вал, барабан с ребордами для намотки штангового каната, жестко посаженный своей фланцевой втулкой на вал, главная защелка, шарнирно закрепленная на поводке и взаимодействующая с наружным главным храповиком, выполненным на барабане, подпружиненная отключающая защелка, шарнирно соединенная с главной защелкой и взаимодействующая с внутренним отключающим храповиком, выполненным на основании корпуса, главная пружина, внутренний конец которой закреплен на валу, а наружный конец закреплен на барабане с его внутренней стороны, вспомогательная пружина, внутренний конец которой закреплен на валу, а наружный конец закреплен на крышке корпуса с ее внутренней стороны, и торцовая крышка вспомогательной пружины, закрепленная на крышке корпуса. Главная и вспомогательная пружины выполнены в виде спиральных пружин часового типа. При эксплуатации троллейбуса с известным устройством, когда головка штанги токоприемника троллейбуса находится на контактном проводе, главная защелка находится в зацеплении с наружным главным храповиком, выполненным на барабане, и удерживает барабан в состоянии покоя, а главную пружину во взведенном состоянии. При движении троллейбуса постоянно работает вспомогательная пружина, которая поддерживает штанговый канат в слабо натянутом состоянии и отслеживает изменение высоты подвески контактного провода. При этом вспомогательная пружина при уменьшении высоты подвески контактного провода наматывает излишки штангового каната на барабан, а при увеличении высоты подвески контактного провода разматывает штанговый канат с барабана. При соскакивании головки штанги токоприемника с контактного провода под действием натяжной пружины, штанга рывком поднимается вверх, увлекает за собой штанговый канат, который резко начинает разматываться с барабана. В результате, с большим угловым ускорением начинает вращаться барабан, на который штанговый канат намотан. При этом отключающая защелка, преодолев упругое сопротивление своей пружины, отбрасывается к периферии под действием центробежных сил и упирается торцом в один из зубьев внутреннего отключающего храповика, выводит шарнирно соединенную с ней главную защелку из зацепления с зубом наружного главного храповика, и деблокирует барабан и главную пружину. Главная пружина начинает раскручиваться, вращает барабан против направления закручивания главной пружины, наматывает штанговый канат на барабан и опускает штангу токоприемника до тех пор, пока усилие натяжной пружины штанги токоприемника троллейбуса будет уравновешено усилием закручивания главной пружины устройства. Движение троллейбуса прекращается. Таким образом, известное устройство предотвращает повреждение элементов контактной сети и штанг токоприемников троллейбуса при соскакивании головки штанги токоприемника с контактного провода. Для повторного приведения устройства в рабочее состояние производят закручивание главной пружины на вал до отказа с помощью съемной рукоятки. Рукоятку вращают в направлении закручивания главной пружины, а барабан блокируют от поворота, удерживая рукой штанговый канат. Для этого сначала выводят отключающую защелку из зацепления с внутренним отключающим храповиком. Отключающая защелка с помощью пружины прижимает шарнирно соединенную с ней главную защелку к наружному главному храповику, которые входят в зацепление между собой. При этом главная защелка находится в зацеплении с главным храповиком как при закручивании главной пружины, так и после приведения устройства в рабочее состояние. Недостатком известного устройства для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса является то, что оно не содержит механизма, который блокирует вращение барабана и работу вспомогательной пружины после срабатывания главной пружины устройства. При этом водитель в нарушение правил эксплуатации троллейбуса чаще всего не производит повторное приведение этого устройства в рабочее состояние, устанавливает соскочившие головки штанг на контактный провод и продолжает движение троллейбуса. В этом случае при возобновлении движения троллейбуса работает только вспомогательная пружина, которая поддерживает штанговый канат в слабо натянутом состоянии и отслеживает изменение высоты подвески контактного провода. При повторном соскакивают головки штанги токоприемника с контактного провода, штанга рывком поднимается вверх под действием собственной натяжной пружины, соединенной с троллейбусом. При этом улавливание штанги токоприемника не происходит, так как главная пружина находится в распущенном /не закрученном/ состоянии, а устройство не приведено в рабочее состояние. Поэтому штанга токоприемника, не испытывая сопротивления главной пружины, рывком поднимается вверх и зацепляется за элементы контактной сети, что даже при экстренном торможении троллейбуса может привести к обрыву элементов контактной сети или травме прохожих, что снижает надежность и безопасность устройства. Задачей изобретения является усовершенствование устройства для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса и путем введения в его состав средства торможения барабана обеспечить блокирование вращения барабана и работы вспомогательной пружины при соскакивании головки штанги токоприемника троллейбуса и срабатывании главной пружины. Такое усовершенствование не позволяет водителю эксплуатацию троллейбуса с устройством, которое не приведено в рабочее состояние /главная пружина не закручена/, что повысит его надежность и безопасность. Поставленная задача решается тем, что в устройстве для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса, содержащем сборный корпус, состоящий из держателя, основания и крышки, в котором установлены вал, снабженный съемной рукояткой и расположенный горизонтально в опорных подшипниках основания и крышки корпуса, поводок, жестко посаженный своей втулкой на вал, барабан с ребордами для намотки штангового каната, жестко посаженный своей фланцевой втулкой на вал, главная защелка, шарнирно закрепленная на поводке и взаимодействующая с наружным главным храповиком, выполненным на барабане, подпружиненная отключающая защелка, шарнирно соединенная с главной защелкой и взаимодействующая с внутренним отключающим храповиком, выполненным на основании корпуса, главная пружина, внутренний конец которой закреплен на валу, а наружный конец закреплен на барабане с его внутренней стороны, вспомогательная пружина, внутренний конец которой закреплен на валу, а наружный конец закреплен на крышке корпуса с ее внутренней стороны, и торцовая крышка вспомогательной пружины, закрепленная на крышке корпуса, согласно изобретению барабан дополнительно снабжен тормозным механизмом, который содержит шарнирно закрепленный внутри барабана изогнутый двуплечий рычаг, расположенный в радиальном зазоре между барабаном и главной пружиной, одно плечо которого расположено вдоль барабана и главной пружины и взаимодействует с наружным витком последней при ее срабатывании /раскручивании/, а другое плечо шарнирно связано с подпружиненным толкателем, установленным в отверстии ребра внутренней стенки барабана с возможностью перемещения вдоль барабана, при этом свободный конец толкателя пропущен через отверстие, выполненное во фланце фланцевой втулки барабана и контактирует с фрикционной тормозной колодкой, закрепленной с помощью пластинчатой пружины на внешней стороне фланца фланцевой втулки барабана, а тормозная колодка взаимодействует с торцовой крышкой вспомогательной пружины, выполненной в виде фрикционного тормозного диска. Приведенная новая совокупность общих /известных/ и отличных /новых/ от прототипа существенных признаков, которыми характеризуется усовершенствованное устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса, является достаточной во всех случаях, на которые распространяется объем правовой защиты, так как решает поставленную техническую задачу. Причинно-следственная связь между новой совокупностью существенных признаков изобретения и достигаемым результатом заключается в следующем. Выполнение в усовершенствованном устройстве барабана с тормозным механизмом упомянутой конструкции, обеспечивает при соскакивании головки штанги токоприемника с контактного провода блокирование вращения барабана и работы вспомогательной пружины. Достигается это тем, что при раскручивании главной пружины ее наружный виток воздействует на изогнутый двуплечий рычаг, который преобразует радиальное распорное усилие наружного витка главной пружины в толкающее усилие, которое передается через подпружиненный толкатель непосредственно фрикционной тормозной колодке. Тормозная колодка, преодолевая упругое сопротивление пластинчатой пружины, взаимодействует с торцовой крышкой вспомогательной пружины, выполненной в виде фрикционного тормозного диска, и затормаживает барабан. Дальнейшая эксплуатация троллейбуса при заторможенном барабане устройства для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса становится невозможной, так как при этом блокируется работа вспомогательной пружины по поддержанию штангового каната в слабо натянутом состоянии и отслеживанию изменения высоты подвески контактного провода. Для дальнейшей эксплуатации троллейбуса устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса необходимо привести в рабочее состояние. Для этого блокируют барабан от вращения, например, путем ручного удержания штангового каната, а затем закручивают главную пружину на вал до отказа с помощью съемной рукоятки и фиксируют главную пружину во взведенном состоянии путем введения главной защелки в зацепление с наружным главным храповиком. При этом подпружиненная отключающая защелка возвращается также в исходное положение. Наружный виток главной пружины выходит из взаимодействия с изогнутым двуплечим рычагом тормозного механизма барабана. Подпружиненный толкатель возвращается в исходное положение, а пластинчатая пружина отводит фрикционную тормозную колодку от торцовой крышки вспомогательной пружины, выполненной в виде тормозного диска, и барабан растормаживается. Кроме того, устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса содержит и другие, отличные от прототипа признаки, которые дополняют и характеризуют изобретение в отдельных вариантах его выполнения и используются в зависимости от конкретных условий изготовления и эксплуатации. Так, в устройстве для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса, согласно изобретению барабан дополнительно снабжен фиксирующим механизмом, который содержит резьбовую втулку, выполненную с двумя диаметрально и крестообразно расположенными пазами большей и меньшей глубины на верхней части ее головки и установленную в резьбовом отверстии, выполненном в крышке корпуса и расположенном перпендикулярно реборде барабана, и подпружиненный относительно резьбовой втулки внутрь крышки корпуса поворотный шток, выполненный с диаметрально расположенным выступом на нижней части его головки, при этом шток при фиксации выступа его головки в пазу головки резьбовой втулки большей глубины входит в технологическое отверстие реборды барабана, блокирует барабан и находится в положении “закрыто”, а при фиксации выступа его головки в пазу головки резьбовой втулки меньшей глубины выходит из упомянутого технологического отверстия реборды барабана, деблокирует барабан и находится в положении “открыто”. Выполнение в усовершенствованном устройстве барабана с фиксирующим механизмом упомянутой конструкции обеспечивает в положении “закрыто” механическое блокирование барабана, а в положении “открыто” – механическое деблокирование барабана. Механическое блокирование барабана осуществляется путем введения поворотного штока фиксирующего механизма в зацепление с ребордой барабана. Блокирование барабана необходимо для закручивания /зарядки/ главной пружины при повторном приведении устройства в рабочее состояние и тормозного механизма барабана в исходное положение после срабатывания главной пружины при соскакивании головки штанги токоприемника с контактного провода. Это дополнительно повышает надежность и безопасность устройства при эксплуатации. Механическое деблокирование барабана осуществляется путем выведения поворотного штока фиксирующего механизма из зацепления с ребордой барабана. Деблокирование барабана необходимо для обеспечения возможности вращения барабана и работоспособности устройства в рабочем положении. Выполнение в усовершенствованном устройстве барабана с фиксирующим устройством также повышает надежность и безопасность устройства, так как блокирование барабана осуществляется не путем ручного удержания штангового каната, а с помощью механического средства – фиксирующего механизма. На основании изложенного можно заключить, что новая совокупность существенных признаков изобретения имеет причинно-следственную связь с достигаемым результатом и решает поставленную задачу. В дальнейшем изобретение поясняется подробным описанием лучших вариантов его осуществления со ссылками на прилагаемые чертежи. На фиг. 1 изображено устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса; продольный разрез /разрез А-А на фиг.2/. На фиг.2 изображен разрез Б-Б на фиг.1. На фиг. 3 изображен выносной элемент В на фиг.1, на котором показан тормозной механизм в исходном положении. На фиг. 4 изображен выносной элемент В на фиг.1, на котором показан тормозной механизм в рабочем положении. На фиг. 5 изображен выносной элемент Г на фиг.1, на котором показан фиксирующий механизм в положении “открыто”. На фиг. 6 изображен выносной элемент Г на фиг.1, на котором показан фиксирующий механизм в положении “закрыто”. Устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса /фиг.1-6/ содержит сборный корпус 1 /фиг.1/, состоящий из держателя 2, основания 3 и крышки 4. В корпусе 1 установлены вал 5, снабженный съемной рукояткой 6 и расположенный горизонтально в опорных подшипниках 7, 8 основания 3 и крышки 4 корпуса 1, поводок 9, жестко посаженный своей втулкой 10 на вал 5, барабан 11 с ребордами 12, 13 для намотки штангового каната 14, жестко посаженный своей фланцевой втулкой 15 на вал 5, главная защелка 16 /фиг. 2/, шарнирно закрепленная на поводке 9 и взаимодействующая с наружным главным храповиком 17, выполненным на барабане 11, подпружиненная отключающая защелка 18, шарнирно соединенная с главной защелкой 16 и взаимодействующая с внутренним отключающим храповиком 19, выполненным на основании 3 корпуса 1, главная пружина 20, внутренний конец которой закреплен на валу 5, а наружный конец закреплен на барабане 11 с его внутренней стороны, вспомогательная пружина 21, внутренний конец которой закреплен на валу, а наружный конец закреплен на крышке 4 корпуса 1 с ее внутренней стороны, и торцовая крышка 22 вспомогательной пружины 21, закрепленная на крышке 4 корпуса 1. Опорные подшипники 7, 8 выполнены в виде подшипников скольжения и представляют собой бронзовые втулки /фиг.1/. Главная защелка 16 /фиг.2/ шарнирно закреплена на поводке 9 с помощью оси 23. Отключающая защелка 18 шарнирно соединена с главной защелкой 16 с помощью оси 24 и связана с поводком 9 пружиной 25 /растяжения/, с помощью которой она /отключающая защелка 18/ упруго прижимается к наружному главному храповику 17 без зацепления. Главная и вспомогательная пружины 20, 21 /фиг.1/ выполнены в виде спиральных пружин часового типа. Штанговый канат 14 одним концом закреплен на наружной поверхности барабана 11, а другим концом соединен через ролик 26 с хомутом головки штанги токоприемника троллейбуса /на чертежах не показаны/. Барабан 11 дополнительно снабжен тормозным механизмом 27 /фиг.1, 3, 4/. Тормозной механизм 27 содержит /фиг.3, 4/ шарнирно закрепленный внутри барабана 11 изогнутый двуплечий рычаг 28, расположенный в радиальном зазоре между барабаном 11 и главной пружиной 20, одно плечо 29 которого расположено вдоль барабана 11 и главной пружины 20 и взаимодействует с наружным витком 30 последней /главной пружины 20/ при ее срабатывании /раскручивании/, а другое плечо 31 шарнирно связано с подпружиненным толкателем 32, установленным в отверстии 33 ребра 34 внутренней стенки 35 барабана 11. Свободный конец толкателя 32 пропущен через отверстие 36 во фланце 37 фланцевой втулки 15 барабана 11 и контактирует с фрикционной тормозной колодкой 38, закрепленной с помощью пластинчатой пружины 39 на внешней стороне фланца 37 фланцевой втулки 15 барабана 11. Тормозная колодка 38 взаимодействует с торцовой крышкой 22 вспомогательной пружины 21, выполненной в виде фрикционного тормозного диска. Двуплечий рычаг 28 изогнут примерно под прямым углом, шарнирно закреплен местом изгиба внутри барабана 11 с помощью оси 40 так, что одно удлиненное плечо 29 расположено вдоль барабана 11, а другое укороченное плечо 31 расположено радиально барабану 11. Толкатель 32 снабжен вилкой 41, которой он шарнирно соединен с плечом 31 двуплечего рычага 28 с помощью оси 42. Толкатель 32 подпружинен с помощью распорной винтовой цилиндрической пружины 43, посаженной на толкатель 32 между вилкой 41 и ребром 34 внутренней стенки 35 барабана 11. Пластинчатая пружина 39 закреплена на внешней стороне фланца 37 фланцевой втулки 15 барабана 11 с помощью заклепок 44. Барабан 11 может быть дополнительно снабжен фиксирующим механизмом 45 /фиг.1, 5, 6/. Фиксирующий механизм 45 содержит /фиг.5, 6/ резьбовую втулку 46, выполненную с двумя диаметрально и крестообразно расположенными пазами 47, 48 большей (47) “h1” и меньшей (48) “h2” глубины на верхней части ее головки 49. Резьбовая втулка 46 установлена в резьбовом отверстии 50, выполненном в крышке 4 корпуса 1 и расположенном перпендикулярно реборде 13 барабана 11. Фиксирующий механизм 45 также содержит подпружиненный относительно резьбовой втулки 46 внутрь крышки 4 корпуса 1 поворотный шток 51, выполненный с диаметрально расположенным выступом 52 на нижней части его головки 53. Шток 51 подпружинен распорной винтовой пружиной 54, которая одним торцом упирается в шайбу 55, застопоренную на штоке 51 с помощью штифта 56, а другим концом упирается в дно 57 расточки 58 резьбовой втулки 46. При этом шток 51 при фиксации выступа 52 его головки 53 в пазу 47 головки 49 резьбовой втулки 46 большей глубины “h1” /фиг.6/ входит в технологическое отверстие 59 реборды 13 барабана 11 на глубину “h3“, равную примерно 2,0-2,5 мм, блокирует барабан 11 и находится в положении “закрыто”. Шток 51 при повороте его на 90o и фиксации выступа 52 его головки 53 в пазу 48 головки 49 резьбовой втулки 46 меньшей глубины “h2” /фиг.5/ выходит из упомянутого технологического отверстия 59 реборды 13 барабана 11 на величину “h4“, равную примерно 0,5-1,0 мм, деблокирует барабан 11 и находится в положении “открыто”. Устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса работает следующим образом. Устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса приводится в рабочее состояние /фиг.1, 2/, при котором главная пружина 20 находится во взведенном состоянии, главная защелка 16 находится в зацеплении с наружным главным храповиком 17, а отключающая защелка 18 под действием пружины 25 прижата к наружному главному храповику 17, главной защелки 16 без зацепления. Тормозной механизм 27 находится в положении /фиг.3/, при котором наружный виток 30 главной пружины устройства не взаимодействует с двуплечим рычагом 28 тормозного механизма 27, а фрикционная тормозная колодка 38 не взаимодействует с торцовой крышкой 22 вспомогательной пружины 21, выполненной в виде тормозного диска. Фиксирующий механизм 45 находится в положении /фиг.5/, при котором шток 51 деблокирует барабан 11 и находится в положении “открыто”. При эксплуатации троллейбуса с устройством для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса, когда головка штанги токоприемника троллейбуса находится на контактном проводе, главная защелка 16 находится в зацеплении с наружным главным храповиком 17, выполненным на барабане 11, и удерживает барабан 11 в состоянии покоя, а главную пружину 20 во взведенном состоянии. При движении троллейбуса постоянно работает вспомогательная пружина 21, которая поддерживает штанговый канат в слабо натянутом состоянии и отслеживает изменение высоты подвески контактного провода. При этом вспомогательная пружина 21 при уменьшении высоты подвески контактного провода наматывает излишки штангового каната 14 на барабан 11, а при увеличении высоты подвески контактного провода разматывает штанговый канат 14 с барабана 11. При соскакивании головки штанги токоприемника с контактного провода под действием натяжной пружины, штанга рывком поднимается вверх, увлекает за собой штанговый канат 14, который резко начинает разматываться с барабана 11. В результате, с большим угловым ускорением начинает вращаться барабан 11, на который штанговый канат 14 намотан. При этом отключающая защелка 18, преодолев упругое сопротивление своей пружины 25, отбрасывается к периферии под действием центробежных сил и упирается торцом в один из зубьев внутреннего отключающего храповика 19, выводит шарнирно соединенную с ней главную защелку 16 из зацепления с зубом наружного главного храповика 17 и деблокирует барабан 11 и главную пружину 20. Главная пружина 20 начинает раскручиваться, вращает барабан 11 против направления закручивания главной пружины 20, наматывает штанговый канат 14 на барабан 11 и опускает штангу токоприемника до тех пор, пока усилие натяжной пружины штанги токоприемника троллейбуса будет уравновешено усилием закручивания главной пружины 20 устройства. При раскручивании главной пружины 20 ее наружный виток 30 /фиг.4/ воздействует на изогнутый двуплечий рычаг 28, который преобразует радиальное распорное усилие наружного витка 30 главной пружины 20 в толкающее усилие, которое передается через подпружиненный толкатель 32 непосредственно фрикционной тормозной колодке 38. Тормозная колодка 38, преодолевая упругое сопротивление пластинчатой пружины 39, взаимодействует с торцовой крышкой 22 вспомогательной пружины 21 /фиг.1/, выполненной в виде фрикционного тормозного диска, и затормаживает барабан 11. Дальнейшая эксплуатация троллейбуса при заторможенном барабане 11 устройства для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса становится невозможной, так как при этом блокируется работа вспомогательной пружины 21 по поддержанию штангового каната 14 в слабо натянутом состоянии и отслеживанию изменения высоты подвески контактного провода, Для дальнейшей эксплуатации троллейбуса устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса необходимо привести в рабочее состояние. Для этого механически блокируют барабан 11 от вращения с помощью фиксирующего механизма 45 /фиг.6/ путем оттяжки штока 51 за головку 53 и поворота его на 90o. Шток 51 при повороте его на 90o и фиксации выступа 52 его головки 53 в пазу 47 головки 49 резьбовой втулки 46 большей глубины “h1” входит в технологическое отверстие 59 реборды 13 барабана 11 на глубину “h3“, равную примерно 2,0-2,5 мм, блокирует барабан 11 и находится в положении “закрыто”. Затем закручивают главную пружину 20 на вал 5 до отказа с помощью съемной рукоятки 6 и фиксируют главную пружину 20 во взведенном состоянии путем введения главной защелки 16 в зацепление с наружным главным храповиком 17 /фиг. 1, 2/. При этом подпружиненная отключающая защелка 18 возвращается также в исходное положение. Наружный виток 30 главной пружины 20 /фиг.3/ выходит из взаимодействия с изогнутым двуплечим рычагом 28 тормозного механизма 27 барабана 11. Подпружиненный толкатель 32 возвращается в исходное положение, а пластинчатая пружина 39 отводит фрикционную тормозную колодку 38 от торцовой крышки 22 вспомогательной пружины 21, выполненной в виде тормозного диска, и барабан 11 растормаживается. После этого механически деблокируют барабан 11 с помощью фиксирующего механизма 45 /фиг.5/ путем оттяжки штока 51 за головку 53 и поворота его на 90o. Шток 51 при повороте его на 90o и фиксации выступа 52 его головки 53 в пазу 48 головки 49 резьбовой втулки 46 меньшей глубины “h2” /фиг.5/ выходит из упомянутого технологического отверстия 59 реборды 13 барабана 11 на величину “h4“, равную примерно 0,5-1,0 мм, деблокирует барабан 11 и находится в положении “открыто”. Устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса повторно приведено в рабочее состояние. Движение троллейбуса может быть возобновлено. При следующем соскакивании головки штанги токоприемника с контактного провода процесс приведения устройства в рабочее состояние повторяется аналогичным образом. Таким образом, усовершенствованное устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса путем введения в его состав тормозного механизма барабана обеспечивает блокирование вращения барабана и работы вспомогательной пружины при соскакивании головки штанги токоприемника, троллейбуса и срабатывании главной пружины. Такое усовершенствование не позволяет водителю эксплуатацию троллейбуса с устройством, которое не приведено в рабочее состояние /главная пружина не закручена/, что повысит его надежность и безопасность. Выполнение устройства с фиксирующим механизмом барабана упомянутой конструкции обеспечивает в положении “закрыто” механическое блокирование барабана, а в положении “открыто” механическое деблокирование барабана. Изобретение не ограничивается описанными и показанными на чертежах вариантами реализации, но может быть изменено, модернизировано и дополнено в рамках объема, определенного формулой изобретения. Устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса может быть изготовлено промышленным способом на любом машиностроительном предприятии. Формула изобретения 1. Устройство для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса, содержащее сборный корпус, состоящий из держателя, основания и крышки, в котором установлены вал, снабженный съемной рукояткой и расположенный горизонтально в опорных подшипниках основания и крышки корпуса, поводок, жестко посаженный своей втулкой на вал, барабан с ребордами для намотки штангового каната, жестко посаженный своей фланцевой втулкой на вал, главная защелка, шарнирно закрепленная на поводке и взаимодействующая с наружным главным храповиком, выполненным на барабане, подпружиненная отключающая защелка, шарнирно соединенная с главной защелкой и взаимодействующая с внутренним отключающим храповиком, выполненным на основании корпуса, главная пружина, внутренний конец которой закреплен на валу, а наружный конец закреплен на барабане с его внутренней стороны, вспомогательная пружина, внутренний конец которой закреплен на валу, а наружный конец закреплен на крышке корпуса с ее внутренней стороны, и торцовая крышка вспомогательной пружины, закрепленная на крышке корпуса, отличающееся тем, что барабан дополнительно снабжен тормозным механизмом, который содержит шарнирно закрепленный внутри барабана изогнутый двуплечий рычаг, расположенный в радиальном зазоре между барабаном и главной пружиной, одно плечо которого расположено вдоль барабана и главной пружиной и взаимодействует с наружным витком последней при ее срабатывании (раскручивании), а другое плечо шарнирно связано с подпружиненным толкателем, установленным в отверстии ребра внутренней стенки барабана с возможностью перемещения вдоль барабана, при этом свободный конец толкателя пропущен через отверстие, выполненное во фланце фланцевой втулки барабана, контактирует с фрикционной тормозной колодкой, закрепленной с помощью пластинчатой пружины на внешней стороне фланца фланцевой втулки барабана, а тормозная колодка взаимодействует с торцовой крышкой вспомогательной пружины, выполненной в виде фрикционного тормозного диска. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что барабан дополнительно снабжен фиксирующим механизмом, который содержит резьбовую втулку, выполненную с двумя диаметрально и крестообразно расположенными пазами большей и меньшей глубины на верхней части ее головки и установленную в резьбовом отверстии, выполненном в крышке корпуса и расположенном перпендикулярно реборде барабана, а также подпружиненный относительно резьбовой втулки внутрь крышки корпуса поворотный шток, выполненный с диаметрально расположенным выступом на нижней части его головки, при этом шток при фиксации выступа его головки в пазу головки резьбовой втулки большей глубины входит в технологическое отверстие реборды барабана, блокирует барабан и находится в положении “закрыто”, а при фиксации выступа его головки в пазу головки резьбовой втулки меньшей глубины выходит из упомянутого технологического отверстия реборды барабана, деблокирует барабан и находится в положении “открыто”. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 29.12.2004
Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006
|
||||||||||||||||||||||||||