Патент на изобретение №2209142
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57) Реферат: Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам регулирования микроклимата в салонах транспортных средств, а также в кузовах-фургонах, оснащенных вычислительной, медицинской, измерительной, геологической и другой аналогичной аппаратурой, обслуживаемой операторами. Система содержит кондиционер воздуха, сообщенный через нагнетающий и теплоизолированный воздуховоды с салоном кузова-фургона. Новым является то, что теплоизолированный воздуховод Г-образной формы жестко закреплен на крыше транспортного средства и его продольной нижней частью является крыша кузова-фургона, на которой жестко закреплены разновысокие направляющие для захвата нагнетаемого потока воздуха и выполнены отверстия для направления воздушного потока в салон кузова-фургона. Над теплоизолированным воздуховодом установлен кожух. Навесной потолок выполнен в форме листа, повторяющего профиль потолка кузова-фургона и прикреплен к потолку кузова-фургона вертикальными стойками. Нагнетающий теплоизолированный воздуховод состоит из двух металлических корпусов, разделенных между собой теплоизоляционным материалом. Воздухообрабатывающий агрегат кондиционера воздуха размещен в шумоизолированном отсеке передней части кузова-фургона, а компрессорно-конденсаторный агрегат – между кузовом-фургоном и кабиной транспортного средства. Техническим результатом является повышение комфортности, создание оптимальных рабочих условий по уровню шума, скорости движения воздуха, его чистоты и температуры. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. Изобретение относится к системам для обработки воздуха в кузовах-фургонах оснащенных вычислительной, медицинской, измерительной, геологоразведывательной н другой аналогичной аппаратурой обслуживаемой операторами. В устройстве для вентиляции грузового помещения кузова транспортного средства а. с. СССР 1757925, кл. В 60 H 1/24, бюл. 32 от 30.08.92 имеются расположенные в торцевых частях грузового помещения воздушные шахты, охладители, отогоггели и вентиляторы, а также промежуточный потолок, выполненный в виде соединенной со стенками воздушных шахт продольной панели, прикрепленной к потолку на вертикальных подвесах, расположенных у ее боковых кромок. На каждой подвеске шарнирно с возможностью поворота в горизонтальной плоскости закреплена направляющая, взаимодействующая с парой упоров. ограничивающих ее угол поворота. Недостатком этого технического решения является низкая надежность устройства при повышенных вибрационных нагрузках транспортного средства во время его движения из-за консольного крепления направляющих для воздушного потока и регулируемых упоров. Форма и расположение направляющих не способствуют разделению и направлению воздушного потока в нужное пространство, наличие органов регулировки, расположенных в плохо доступных местах, приводит к усложнению конструкции и ухудшает его эксплуатационные возможности. В устройстве отсутствует звукоизоляция воздушных шахт с охладителями, отопителями и вентиляторами, что создает высокий уровень звукового воздействия и не позволяет использовать данное транспортное средство для работы операторов. Наиболее близким к заявляемому устройству является система кондиционирования воздуха для транспортного средства а.с. СССР 1717417, кл. В 60 Н 3/00. бюл. 9 от 07.03.92, состоящая из системы воздуховодов закрепленных на крыше транспортного средства, компрессорно-конденсаторного и воздухообрабагывающего агрегатов, установленных над крышей кабины транспортного средства. Нагретый воздух забирается изнутри кузова-фургона и всасывающим воздуховодом прогоняется через охладитель воздухообрабатывающего агрегата, охлаждается и посредством нагнетающего воздуховода через одно открытое отверстие в воздуховоде и крыше поступает в салон кузова-фургона. Недостатком этой системы является то, что в условиях работы на разных режимах нагнетания воздуха система не может обеспечить требуемую равномерность подачи воздуха к рабочим местам операторов, не снижает скорость и звуковое давление воздушного потока, образует в салоне кузова-фургона застойные зоны. Целью изобретения является обеспечение комфортной жизнедеятельности операторов при работе в кузове-фургоне с температурой окружающего воздуха от плюс 13o до плюс 28oС, со скоростью движения воздуха зимой не более 0,3 м/с, летом до 1,5 м/с, при уровне звукового давления не более 65 дБ. Поставленная цель достигается путем кондиционирования воздуха, изменением скорости воздушного потока, применением шумопогдощающих материалов и отделением компрессорно-конденсаторного агрегата от воздухообрабатывающего агрегата. Для достижения указанной цели в предложенной системе кондиционирования воздуха для транспортного средства, преимущественно для кузова-фургона, содержащей кондиционер воздуха, сообщенный через нагнетающий и теплоизолированный воздуховоды с салоном кузова-фургона, введены конструктивные изменения: теплоизолированный воздуховод жестко закреплен на крыше транспортного средства, продольная нижняя часть которого является крышей кузова-фургона, на которой жестко закреплены разновысокие направляющие для захвата нагнетаемого потока воздуха и выполнены отверстия для направления потока воздуха в салон кузова-фургона, кожух расположен над теплоизоляционным воздуховодом, навесной потолок выполнен в виде листа с пластиной из шумологлощающего материала, повторяющего форму потолка кузова-фургона, навесной потолок прикреплен к потолку кузова-фургона на вертикальных стойках. Терморегулирование воздуха в кузове-фургоне производится кондиционером, работающем по схеме замкнутой приточно-вытяжной вентиляции, т.к. при температуре окружающего воздуха свыше 28oС отвод теплоизбытков из кузова-фургона наружным воздухом невозможен, при минусовых температурах необходима дополнительная энергия на подогрев наружного воздуха. Компрессорно-конденсаторный агрегат кондиционера размещается между кузовом-фургоном и кабиной водителя транспортного средства, а воздухообрабатывающнй агрегат – в шумоизолированном отсеке в передней части кузова-фургона, такое разделение кондиционера предусмотрено техническими условиями на его применение и позволяет снизить шумовое воздействие на операторов. Из салона кузова-фургона через шумоизолированный отсек и воздухообрабатывающий агрегат по воздуховодам, один из которых расположен на крыше и имеет Г-образную форму, подогретый или охлажденный воздух поступает через жестко закрепленные направляющие и отверстия в пространство между потолком кузова-фургона и подвесным потолком с шумопоглощяющей пластиной. Такое конструктивное решение позволяет сохранить рабочий объем кузова-фургона, снизить величины структурного и отраженного шумов, уменьшить скорость воздушого потока, направленного в рабочие зоны операторов. Предлагаемая система кондиционирования воздуха дня транспортного средства иллюстрируются на фиг.1-6. На фиг. 1 изображен продольный разрез транспортного средства по правому борту с рабочими местами операторов и системой вентиляции. На фиг. 2 – продольный разрез транспортного средства по левому борту с шумоизолированным отсеком, системой воздуховодов и местом расположения компрессорно-конденсаторного агрегата. На фиг. 3 – (выносной элемент II на фиг.1) конструктивное исполнение наружного воздуховода с направляющими для воздушного потока. На фиг. 4 – (разрез В-В на фиг.3) конструктивное исполнение подвесного потолка и Г-образного воздуховода. На фиг.5 – поперечный разрез (А-А на фиг.1) транспортного средства. На фиг. 6 – (выносной элемент I на фиг.2) шумоизолированный отсек с воздухообрабазывающим агрегатом. В системе кондиционирования воздуха для транспортного средства (фиг.1, фнг. 2, фиг. 5) нагретый или охлажденный воздух, в зависимости от времени года, из шумоизолнированного отсека 1 (фиг.2 и фиг.6), где размещен воздухообрабазывающий агрегат 3 кондиционера, по воздуховоду 2 через отверстие 5 в крыше кузова-фургона 6 поступает в теплоизолированный воздуховод 8 (фиг.3), который состоит из двух металлических кожухов, зазор между которыми заполнен прокладками 9 из пенопласта, позволяющими сохранить температуру нагнетаемого воздуха, поступающего в кузов-фургон. Снаружи воздуховод 8 закрыт кожухом 12, который предназначен для защиты от механических повреждений и обеспечивает брызгозащищенность конструкции воздуховода 8. Воздушный поток направляющими 10, которые жестко крепятся к крыше кузова-фургона 6, перераспределяется, и через отверстия 11 поступает в пространство между потолком кузова-фургона и навесным потолком 13 (фиг.4). Навесной потолок, служащий для снижения скорости и уменьшения шумовых воздействий воздушного потока, выполнен в виде листа 13, повторяющего форму потолка кузова-фургона, с пластиной 14 из шумопоглощающего материала. Навесной потолок крепится к потолку вертикальными стойками 15. Отработанный в салоне воздух через фильтр 7 (фиг.5) поступает в шумоизолированный отсек 1 и цикл движения воздушного потока повторяется. Эффективность изобретения заключается в том, что расширяются эксплуатационные возможности и обеспечиваются условия комфортной жизнедеятельности операторов при работе в салоне кузова-фургона. Изобретение может быть использовано в кузовах-фургонах типа К2.4320Д. Формула изобретения 1. Система кондиционирования воздуха для транспортного средства, преимущественно для кузова-фургона, содержащая кондиционер воздуха, сообщенный через нагнетающий и теплоизолированный воздуховоды с салоном кузова-фургона, отличающаяся тем, что теплоизолированный воздуховод Г-образной формы жестко закреплен на крыше транспортного средства и его продольной нижней частью является крыша кузова-фургона, на которой жестко закреплены разновысокие направляющие для захвата нагнетаемого потока воздуха и выполнены отверстия для направления воздушного потока в салон кузова-фургона, кожух установлен над теплоизолированным воздуховодом, навесной потолок выполнен в форме листа, повторяющего профиль потолка кузова-фургона, и прикреплен к потолку кузова-фургона вертикальными стойками. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что нагнетающий теплоизолированный воздуховод состоит из двух металлических корпусов, разделенных между собой теплоизоляционньм материалом. 3. Система по п.1, отличающаяся тем, что воздухообрабатывающий агрегат кондиционера воздуха размещен в шумоизолированном отсеке передней части кузова-фургона, а компрессорно-конденсаторный агрегат – между кузовом-фургоном и кабиной транспортного средства. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||