Патент на изобретение №2208724

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2208724 (13) C2
(51) МПК 7
F16C33/08, F16C33/20
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001120627/28, 23.07.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.07.2001

(45) Опубликовано: 20.07.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2167348, 20.05.2001. RU 2047014, 27.10.1995. US 5356362, 16.02.1975. WO 8505674, 24.09.1987. FR 797483, 27.04.1936.

Адрес для переписки:

680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, ХГТУ, отдел интеллектуальной собственности

(71) Заявитель(и):

Хабаровский государственный технический университет

(72) Автор(ы):

Богачев А.П.,
Отмахов Д.В.

(73) Патентообладатель(и):

Хабаровский государственный технический университет

(54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов. Подшипник скольжения включает втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста. Оставшийся после размещения на внутренней поверхности втулки полимерной пленки оставшийся в канавках объем заполняется полимерной композицией. При этом антифрикционная полимерная пленка в кольцевых канавках дополнительно зафиксирована путем обжатия упругим элементом в виде плоской пружины широкой части ласточкиного хвоста. Технический результат – повышение долговечности подшипника скольжения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения.

Известен подшипник скольжения, содержащий втулку, на внутренней поверхности которой нанесена антифрикционная полимерная пленка (А.В. Чичинадзе. Полимеры в узлах трения машин и приборов. М.: Машиностроение, 1980, с. 40-41).

Недостатком этого подшипника скольжения является то, что получение антифрикционной полимерной пленки производят путем напыления, из-за чего прочность сцепления пленки со втулкой невысока, поэтому снижается надежность работы подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста и заполнения оставшегося объема канавок полимерной композицией (патент РФ 2167348. Способ изготовления антифрикционных изделий, БИ 14, 2001).

Однако в связи с тем, что при длительной эксплуатации полимерная композиция теряет прочностные свойства, узел крепления антифрикционной полимерной пленки разрушается, особенно при динамических нагрузках и температурных колебаниях.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения.

Решение указанной задачи достигается тем, что согласно изобретению антифрикционная полимерная пленка в кольцевых канавках дополнительно зафиксирована путем обжатия упругим элементом широкой части ласточкиного хвоста. Кроме того, упругий элемент выполнен в виде плоской пружины.

Дополнительная фиксация антифрикционной полимерной пленки упругим элементом повышает надежность крепления пленки независимо от старения полимерной композиции при длительной эксплуатации. Использование в качестве упругого элемента плоской пружины повышает долговечность узла крепления антифрикционной полимерной пленки в канавке за счет надежного обжатия пленки и обеспечивает необходимое усилие для крепления пленки к несущей поверхности даже после разрушения полимерной композиции (например, при динамических нагрузках и температурных колебаниях).

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен общий вид подшипника скольжения с разрезом.

На фиг.2 приведен узел I на фиг. 1 – вид конструкции крепления антифрикционной полимерной пленки на втулке.

Подшипник скольжения включает втулку 1 и антифрикционную полимерную пленку 2, например, из фторопласта с наполнителем из дисульфида молибдена или графита. На внутренней поверхности втулки 1 нарезаны кольцевые канавки 3 с профилем в виде ласточкиного хвоста, в которых размещена антифрикционная полимерная пленка 2. Оставшаяся часть объема канавки 3 заполнена отвержденной полимерной композицией 4 (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита, дисульфида молибдена). В канавках 3 расположен упругий элемент в виде плоской пружины 5, которая обжимает антифрикционную полимерную пленку 2 в широкой части ласточкиного хвоста. Плоскую пружину 5 устанавливают в кольцевую канавку 3 перед заполнением ее полимерной композицией 4.

При эксплуатации подшипника скольжения упругий элемент надежно удерживает антифрикционную полимерную пленку 2 в канавке 3 за счет создания армирующего эффекта для полимерной композиции и упругих свойств плоской пружины 5.

Таким образом, повышается долговечность подшипника скольжения, так как исключается отслоение антифрикционной полимерной пленки от втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста и заполнения оставшегося объема канавок полимерной композицией, отличающийся тем, что антифрикционная полимерная пленка в кольцевых канавках дополнительно зафиксирована путем обжатия упругим элементом широкой части ласточкиного хвоста.

2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде плоской пружины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.07.2003

Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004


Categories: BD_2208000-2208999