Патент на изобретение №2208671
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ НАТЯЖЕНИЯ НИТЕЙ ОСНОВЫ НА ТКАЦКОМ СТАНКЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРУЗОВОГО “ТОРМОЗА” ТКАЦКОГО НАВОЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(57) Реферат: Предложены способ выравнивания натяжения нитей основы на ткацком станке при использовании грузового “тормоза” ткацкого навоя и устройство для его осуществления для повышения качества ткани. Способ заключается в том, что позицирование системы рычагов осуществляют в каждом цикле работы ткацкого станка за счет размыкания фрикционной муфты в период прибоя утка, а в устройстве в состав рычажной системы включена управляемая фрикционная, например проволочная, муфта. 2 с.п.ф-лы, 1 ил. Изобретение относится к текстильной промышленности, в частности к механизмам отпуска и натяжения основных нитей. Известны многочисленные конструкции механизмов натяжения и отпуска основы с навоев (Гордеев В.А., Волков П.В. Ткачество. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984, 488 с.): тормоза трения, комбинированные тормоза, основные регуляторы негативного и позитивного действия. Они в той или иной степени автоматизируют процесс стабилизации натяжения нитей основы в процессе ткачества от максимального до минимального диаметра навоя. Однако они сложны по конструкции и не имеют такой ценной технологической характеристики, как “игра навоя”, т.е. углового перемещения навоя “вперед” при увеличении натяжения нитей основы и “назад” при ослаблении этого натяжения. Отмеченные недостатки устраняются в известном устройстве. Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам к данному изобретению является грузовой “тормоз” (Гордеев В.А. Динамика механизмов отпуска и натяжения основы ткацких станков. – М.: Легкая индустрия, 1965, 224 с.). Грузовые “тормоза” ткацких навоев обладают весьма ценными технологическими характеристиками при простоте конструкции: – высокой динамичностью прибоя утка за счет инерции покоя груза, что необходимо при выработке плотных тканей; – так называемой “игрой” навоя, т.е. вращением “вперед” при прибое утка для подачи основы в рабочую зону и откатом “назад” под действием момента от груза для компенсации ослабления натяжения нитей основы (автоматическое выравнивание натяжения нитей основы). Однако грузовые “тормоза” обладают существенными недостатками. Гибкая связь с грузом наматывается на шкив, поэтому груз периодически вручную возвращают в исходное положение. Кроме того, грузовой “тормоз” приходится перенастраивать по мере расхода основы с навоя (т.е. при уменьшении диаметра навоя). Это создает ступенчатое изменение натяжения нитей основы, снижает качество ткани, увеличивает трудозатраты при обслуживании станков. Более поздние конструкции механизмов натяжения и отпуска основы: тормоза трения, основные регуляторы, в той или иной степени решают задачу коррекции работы пропорционально диаметру навоя, но утратили весьма ценную с технологической точки зрения “игру навоя”. Технической задачей изобретения является создание такого автоматизированного режима работы грузового “тормоза”, при котором колебания натяжения нитей основы будут минимальными, сохранится “игра навоя”, качество ткани будет наиболее высоким. Указанная задача решается за счет того, что момент от груза передается на ствол навоя через управляемую фрикционную муфту, которая позволяет не только стабилизировать положение груза, но и корректировать величину момента от груза по текущему диаметру навоя буквально в каждом цикле работы ткацкого станка, т.е. за каждый оборот главного вала. На чертеже представлена схема, иллюстрирующая предлагаемый способ и устройство для его осуществления. Пример осуществления способа. Навой 1 под действием натяжения нитей основы 2 в момент прибоя уточной нити поворачивается на определенный угол. Это так называемое движение навоя “вперед”. Происходит подача основы в рабочую зону ткацкого станка. Вместе с навоем поворачивается сидящая на его оси фрикционная муфта 3 (например проволочная обгонного типа), причем одна полумуфта связана с грузовым рычагом 4, вторая с валом навоя. В процессе этого поворота рычаг 4 и размыкатель 5 пружины перемещаются на некоторый угол против часовой стрелки до взаимодействия размыкателя 5 с упором 6. Это взаимодействие носит кратковременный, импульсный характер, при этом пружина, связывающая полумуфты (не показана), кратковременно размыкается, позволяя грузу 7 через гибкую связь 8 вернуть рычаг 4 на прежнее место. При этом навой 1 поворачивается “назад”, т.е. по часовой стрелке, подтягивая нити 2 основы, натяжение которых несколько снизилось после завершения процесса прибоя утка. Если считать, что за короткий промежуток времени (например, в пределах одного оборота ткацкого навоя) диаметр ткацкого навоя неизменным, то рычаг 4 и груз 7 будут иметь небольшие колебания относительно некоторой средней точки. Однако в течение продолжительного отрезка времени, когда щуп 9 будет фиксировать уменьшение диаметров слоев основы, на навое 1 будет происходить смещение упора 6 с помощью рычага 10 и тяги 11 по часовой стрелке навстречу размыкателю 5. Это обеспечит более раннюю встречу размыкателя 5 с упором 6 и смену позиции грузового рычага 4 (так называемое позиционирование рычажной системы). Постепенно рычаг 4 переместится в положение, указанное на чертеже пунктиром, при этом плечо усилия, передаваемого от груза 7 на ткацкий навой, уменьшится от значения Lmax до некоторого значения Li. При этом так называемый восстанавливающий натяжение нити основы момент MB = GLi будет уменьшаться пропорционально диаметру навоя, сохраняя при этом среднее значение натяжения нитей основы К постоянным. Техническая задача автоматизации грузового “тормоза” достигается тем, что момент от груза передается на навой через управляемую фрикционную муфту 3 (см. чертеж), размыкатель 5 которой может взаимодействовать с упором 6, соединенным со щупом 9 контроля диаметра навоя. Таким образом достигается поставленная техническая задача изобретения. Полезный эффект от изобретения заключается в автоматизации грузового “тормоза” ткацкого навоя при сохранении важнейшего технологического эффекта, присущего этому механизму, так называемой “игры навоя”, т.е. повороту навоя “вперед” при подаче нитей основы в рабочую зону станка в период прибоя и откат навоя “назад” при последующем снижении натяжения нитей. Этот эффект выравнивает среднее значение натяжения нитей основы, способствует повышению качества ткани, снижению обрывности нитей основы. И это достигается способом выравнивания натяжения нитей, включающим уменьшение восстанавливающего момента по мере расхода основы с навоя, а позиционирование системы рычагов, передающих на навой восстанавливающий момент, осуществляют в каждом цикле работы ткацкого станка за счет размыкания фрикционной муфты в период прибоя утка, уменьшая при этом величину плеча грузового рычага пропорционально текущему значению диаметра навоя, обеспечивая постоянство среднего значения натяжения нитей основы, и устройством, представляющим собой рычажную систему, передающую на навой восстанавливающий натяжение нитей основы момент от груза, а в состав рычажной системы включена управляемая фрикционная, например проволочная, муфта, размыкатель которой может взаимодействовать с упором, соединенным со щупом для контроля диаметра слоя намотки нитей основы на навое. Формула изобретения 1. Способ выравнивания натяжения нитей основы в грузовом “тормозе”, включающий уменьшение восстанавливающего момента по мере расхода основы с навоя, отличающийся тем, что позиционирование системы рычагов, передающих на навой восстанавливающий момент, осуществляют в каждом цикле работы ткацкого станка за счет размыкания фрикционной муфты в период прибоя утка, уменьшая при этом величину плеча грузового рычага пропорционально текущему значению диаметра навоя, обеспечивая постоянство среднего значения натяжения нитей основы. 2. Устройство для осуществления способа, представляющее собой рычажную систему, передающую на навой восстанавливающий натяжение нитей основы момент от груза, отличающееся тем, что в состав рычажной системы включена управляемая фрикционная, например проволочная, муфта, размыкатель которой может взаимодействовать с упором, соединенным со щупом для контроля диаметра слоя намотки нитей основы на навое. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 30.03.2004
Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006
|
||||||||||||||||||||||||||