Патент на изобретение №2208215

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2208215 (13) C1
(51) МПК 7
F41H5/20, B23K31/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001135121/02, 20.12.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

20.12.2001

(45) Опубликовано: 10.07.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Под ред. Сафонова Б.С., Мураховского В.И. Основные боевые танки. – М.: Арсенал-пресс, 1993, с.60. RU 2112914 C1, 10.06.1998. RU 2169336 C2, 20.06.2001. GB 2254133 A, 30.09.1992. FR 2783909 A1, 31.03.2000. DE 2853357 A1, 12.06.1980. DE 2858251 C1, 18.05.1989.

Адрес для переписки:

622051, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Восточное ш., 28, ГУП ПО “Уралвагонзавод”, Рук.пат. службы Н.А. Белову

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие Производственное объединение “Уралвагонзавод” им. Ф.Э. Дзержинского

(72) Автор(ы):

Шомполов Ю.Н.,
Филонов Ю.Л.,
Кузнецов А.В.,
Малых Н.А.,
Андронов В.А.,
Любимов Ю.А.,
Белов Н.А.,
Ананьев П.А.,
Тыкало А.С.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие Производственное объединение “Уралвагонзавод” им. Ф.Э. Дзержинского

(54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАШНИ СРЕДНЕГО ТАНКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к способам изготовления ее броневых башен. Способ позволяет обеспечить точность геометрических параметров башни, снизить трудоемкость ее изготовления при экономии металла. Сущность изобретения заключается в том, что вначале при формировании каркаса внутренними швами соединяют донный лист с кормовыми листами и бортами. После этого заваривают вертикальные швы каркаса, затем заваривают задние листы изнутри и снаружи, а также борты и кормовые листы с донным листом снаружи. После механической обработки производят установку элементов крыши, начиная с оснований люков, сваривая их с каркасом и между собой снаружи. В последнюю очередь приваривают основания люков к листовым элементам и каркасу снаружи. Сварку внутренних швов элементов крыши башни выполняют в обратной последовательности, начиная с приварки оснований люков. 3 ил.

Изобретение относится к бронетанковой технике и может быть использовано для изготовления сварной башни среднего танка.

Известен способ изготовления среднего танка (СТ), при котором в основу (каркас) из литой брони вваривают предварительно собранный, сваренный и механически обработанный донный лист из катанной брони, после механической обработки основы (каркаса) с донным листом устанавливают и приваривают крышу из катанной брони, устанавливают основания люков из литой брони и другие элементы насыщения, производят сварку в позиционере, а затем окончательную мехобработку (см. Основные боевые танки, под ред. Сафонова Б.С. и Мухаровского В. И. -М.: “Арсенал-пресс”, 1993 г., с. 60). Этот способ наиболее близок по технической сути к заявленному и выбран в качестве прототипа.

Недостатками известного способа является большой объем подгонки внутреннего и наружного контура каркаса, а также симметричности литых поверхностей относительно продольной, поперечной осей и амбразуры, которая является элементом литого каркаса. Все подгоночные работы на литом каркасе трудоемки, выполняются вручную выплавкой угольным или металлическим электродом с последующей шлифовкой наждачным кругом. В целом по залитому металлу выход годного каркаса после отрезки прибылей, всех подгоночных работ составляет немногим более 50%.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение точности геометрических параметров башни, снижение трудоемкости, экономия металла путем определенной последовательности сборки и наложения сварных швов при изготовлении сварной башни из катаной стальной брони.

Для достижения названного технического результата в предлагаемом способе, включающем предварительную подготовку и приварку донного листа, установку и приварку крыши и оснований люков, а также механическую обработку, вначале при формировании каркаса башни внутренними швами соединяют донный лист с кормовыми листами и бортами, заваривают вертикальные швы каркаса, затем заваривают задние листы изнутри и снаружи, борты и кормовые листы с донным листом снаружи, а после механической обработки производят установку элементов крыши, начиная с оснований люков; сваривая их с каркасом, затем между собой снаружи, а в последнюю очередь приваривают основания люков к листовым элементам и каркасу снаружи; сварку же внутренних швов элементов крыши башни выполняют в обратной последовательности, начиная с приварки оснований люков.

Отличительными признаками предложенного способа является то, что вначале при формировании каркаса башни внутренними швами соединяют донный лист с кормовыми листами и бортами, заваривают вертикальные швы каркаса, затем заваривают задние листы изнутри и снаружи, борты и кормовые листы с донным листом снаружи, а после механической обработки производят установку элементов крыши, начиная с оснований люков, сваривая их с каркасом, затем межу собой снаружи, а в последнюю очередь приваривают основания люков к листовым элементам и каркасу снаружи; сварку же внутренних швов элементов крыши башни выполняют в обратной последовательности, начиная с приварки оснований люков.

При осуществлении предлагаемого способа изготовления сварной башни выдерживается симметричность внутреннего и наружного контура каркаса относительно продольной и поперечной осей и амбразуры, обеспечивается точность геометрических параметров башни, т.к. сборка производится в специальных приспособлениях, а сварка – в позиционерах в предлагаемой строго определенной последовательности. Создается экономия металла, т.к. исключаются его большие потери при литье, а также увеличивается процент выхода годной продукции за счет точности изготовления, отсутствия коробления башни в результате применения предлагаемой последовательности выполнения швов, а также снижение трудоемкости за счет исключения большого объема обрубных и подгоночных работ по сравнению с прототипом.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежами, где
на фиг.1 представлена последовательность сварки каркаса башни;
на фиг.2 – последовательность сварки элементов крыши снаружи;
на фиг.3 – последовательность сварки элементов крыши внутри.

Способ реализуется следующим образом.

Вначале при формировании каркаса башни (см. фиг.1) в сборочном стенде вывариваются внутренние швы, соединяющие донный лист с кормовыми листами и бортами (швы 1′, 2′, 3). Затем в позиционере заваривают вертикальные швы каркаса (швы 4′, 5′, 6′ внутри, 7′ внутри, 8′, 9′, 10′, 11′, 12′ снаружи, 6′ снаружи, 7′ снаружи), швы приварки задних листов правого, левого к листу донному (швы 13′, 14′) и швы, соединяющие борты правый, левый и кормовые листы с листом донным снаружи (швы 15′, 16′).

Примечание: номер шва со знаком (‘) обозначает наличие симметричного шва справа относительно продольной оси каркаса башни.

Далее после механической обработки сваренного каркаса башни в сборочном стенде производят установку элементов крыши (см. фиг.2), начиная с оснований люков, затем производят сварку элементов крыши снаружи – при этом вначале сваривают элементы крыши с каркасом (швы 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26), потом швы соединений листов крыши между собой (швы 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33), а в последнюю очередь приваривают основания люков к листовым элементам и к каркасу (швы 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48).

Сварку внутренних швов элементов крыши (см. фиг.3) выполняют в обратной последовательности наружным, при этом приварку оснований люков к листовым элементам производят в первую очередь (швы 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63), далее заваривают швы соединений листов крыши между собой (швы 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70) и в последнюю очередь швы приварки элементов крыши к каркасу (швы 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80).

Пример.

Предлагаемый способ был реализован при изготовлении партии сварных башен среднего танка.

При этом была полностью соблюдена последовательность сборки и сварки по предлагаемому способу, начиная с формирования каркаса башни, его сварки, последующей мехобработки и кончая установкой элементов крыши и их сваркой, при выполнении которой также строго соблюдалась последовательность наружных и внутренних швов, предусмотренная предлагаемым способом.

При изготовлении башен использовались специальные стенды для сборки и частичной сварки каркаса, элементов крыши башни и позиционеры, позволяющие устанавливать башню в необходимое для сварки положение. Сварка выполнялась высоколегированной проволокой аустенитного класса марки Св-08Х20Н9Г7Т. В результате, полученная конструкция полностью отвечала требованиям конструкции башни по патенту 2112914.

Практика изготовления башен по предлагаемому способу показала его существенные преимущества перед известным способом в части обеспечения точности геометрических параметров башни, снижения трудоемкости, экономии металла.

Формула изобретения

Способ изготовления башни среднего танка, включающий предварительную подготовку и приварку донного листа, установку и приварку крыши и оснований люков, а также механическую обработку, отличающийся тем, что вначале при формировании каркаса внутренними швами соединяют донный лист с кормовыми листами и бортами, заваривают вертикальные швы каркаса, затем заваривают задние листы изнутри и снаружи, борты и кормовые листы с донным листом снаружи, а после механической обработки производят установку элементов крыши, начиная с оснований люков, сваривая их с каркасом и между собой снаружи, а в последнюю очередь приваривают основания люков к листовым элементам и каркасу снаружи, сварку же внутренних швов элементов крыши башни выполняют в обратной последовательности, начиная с приварки оснований люков.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


Изменения:

Зарегистрирован переход исключительного права без заключения договора
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 13.01.2010/РП0000470
Патентообладатель: Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского
Прежний патентообладатель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского

Номер и год публикации бюллетеня: 19-2003

Извещение опубликовано: 27.02.2010 БИ: 06/2010


Categories: BD_2208000-2208999