Патент на изобретение №2208043

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2208043 (13) C1
(51) МПК 7
C10L1/32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 28.03.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001130318/04, 12.11.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.11.2001

(45) Опубликовано: 10.07.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2100413 С1, 27.12.1997. ИВАНОВ В.М., КАНТОРОВИЧ Б.В. Топливные эмульсии и суспензии. – М.: Металлургиздат, 1963, с.48, 55-57. US 4394131 А, 19.07.1983. ЕР 0372353 А2, 13.06.1990.

Адрес для переписки:

117607, Москва, ул. Лобачевского, 100, корп.2, кв.412, В.А. Екаеву

(71) Заявитель(и):

Закрытое акционерное общество “Промышленные технологии”

(72) Автор(ы):

Федоров А.Д.,
Копылов А.Ю.,
Кесель Б.А.,
Воскобойников Д.В.,
Падеров А.Н.,
Заплеталов А.Н.,
Чан-фун-тен В.Ю.

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое акционерное общество “Промышленные технологии”,
Волков Герман Альфредович,
Гатауллин Рустем Шамгунович,
Кесель Борис Александрович,
Федоров Александр Дмитриевич,
Открытое акционерное общество “Уральский завод гражданской авиации”,
Падеров Анатолий Николаевич,
Заплеталов Александр Николаевич,
Чан-фун-тен Владимир Юрьевич

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОТОПЛИВНЫХ ЭМУЛЬСИЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам и может быть использовано для получения альтернативного топлива при эксплуатации двигателей энергетических установок. Способ получения водотопливных эмульсий заключается в смешивании жидкого углеводородного топлива, а именно керосина, дизельного топлива с водой и поверхностно-активным веществом в узле эмульгирования в зазоре между статором и вращающимся ротором при значении градиента (2,36,9)105 мм/(смм). Для получения водотопливных эмульсий наиболее предпочтительным является использование аппарата механоакустической обработки. Способ позволяет получать с высокой производительностью “обратные” водотопливные эмульсии с высокой устойчивостью при хранении, что дает возможность использовать их как альтернативное топливо для двигателей энергетических установок. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам, а именно к водотопливным эмульсиям на основе фракции нефти, выкипающей в пределах 120-360oС (керосиновая фракция и фракция дизельного топлива), и может быть использовано для получения альтернативного топлива при эксплуатации двигателей энергетических установок, в частности на базе авиационных двигателей.

Известно, что использование водотопливных эмульсий в качестве топлива двигателей внутреннего сгорания энергетических установок приводит к уменьшению расхода топлива, снижению теплонапряженности двигателя и содержания продуктов загрязнения атмосферы в выхлопных газах. При этом наиболее предпочтительным является использование “обратных” эмульсий (“вода в масле”), т.к. “прямые” эмульсии (“масло в воде”) оказывают сильное коррелирующее действие на элементы топливных систем двигателей. Однако “обратные” эмульсии на основе жидких углеводородных топлив (tкип 120-360oС), полученные непосредственным смешением исходных компонентов с использованием различных смешивающих устройств, как правило, являются малостабильными (низкая устойчивость к коалесценции), что представляет определенные трудности при их хранении и использовании. В этой связи для получения стабильных “обратных” эмульсий используют способы, основанные на специальных приемах их образования, например проведение процесса эмульгирования с “обращением” фаз.

Стабильность “обратных” эмульсий во многом обусловлена именно способом ее получения, т. к. стабильные эмульсии, как правило, являются высокодисперсными продуктами (средний диаметр капель дисперсной фазы 0,2-0,6 мкм). При этом очень важно, чтобы такая высокодисперсная “обратная” эмульсия образовывалась практически за один цикл смешения (обработки) исходных продуктов, т.к. последующая обработка зачастую приводит к разрушению “обратной” эмульсии и/или к уменьшению дисперсности, что связано с протеканием процессов коалесценции (слиянию капель) при вторичной обработке готовой эмульсии.

Известен способ получения “обратной” водотопливной эмульсии для двигателей внутреннего сгорания на основе дизельного топлива, воды и поверхностно-активного вещества (ПАВ). Процесс получения эмульсии ведут в две стадии. На первой получают “прямую” эмульсию путем смешения 30-35% топлива с водным раствором ПАВ – Na соли диэтилгексилового эфира сульфоянтарной кислоты; на второй смешивают 65-70% топлива с полученной на первой стадии “прямой” эмульсией до получения “обратной” эмульсии, при этом на второй стадии используют дополнительно ПАВ – смесь сорбита и олеиновой кислоты (авторское свидетельство СССР 816524, М.кл8 C 10 L 10/32).

Недостатком указанного способа является сложность получения и низкая стабильность эмульсии, не превышающая нескольких десятков минут.

Известен способ получения “обратных” водотопливных эмульсий на основе керосина путем непосредственного смешения топлива и воды с помощью роторной мельницы со скоростью вращения ротора 1650 об/мин (патент США 4394131, М.кл8 C 10 L 1/32).

К недостаткам этого способа относится то, что в процессе смешения получают эмульсии с низкой устойчивостью при хранении, не превышающей нескольких минут.

Наиболее близким к изобретению является способ получения водотопливных эмульсий на основе дизельного топлива путем смешения топлива, воды и поверхностно-активного вещества в узле эмульгирования, причем топливо и воду первоначально смешивают при одинаковом исходном соотношении в присутствии ПАВ с последующей принудительной циркуляцией формируемой эмульсии и дальнейшим постепенным введением в формируемую эмульсию дополнительного количества топлива до образования целевой эмульсии с заданным соотношением топлива и воды (патент Российской Федерации 2100413, МПК8 C 10 L 1/32 от 27.12.97). По указанному способу получают стабильную водотопливную эмульсию “множественного” типа (“масло в воде” + “вода в масле”) с содержанием воды до 25% и сроком хранения (до расслоения) до 4 месяцев.

К недостаткам способа относится низкая эффективность и сложность проведения процесса получения эмульсий, по которому водотопливные эмульсии в узле эмульгирования получают в процессе многократной циркуляции исходных продуктов при определенном соотношении скоростей их потоков. Кроме того, по этому двухстадийному способу получают водотопливные эмульсии с нежелательной резко выраженной зависимостью вязкости от количества содержащейся в ней воды, (а вследствие этого и от температуры), что вызывает трудности при ее использовании в топливных системах двигателей энергетических установок, особенно при эксплуатации в условиях низких температур.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности и упрощение способа получения стойких при хранении “обратных” водотопливных эмульсий на основе жидкого углеводородного топлива, а именно фракции нефти, выкипающей в пределах 120-360oС.

Эта техническая задача решается за счет того, что в способе получения водотопливных эмульсий, включающем смешение топлива, воды и поверхностно-активного вещества в узле эмульгирования, в отличие от известного смешение производят в зазоре между статором и вращающимся ротором при значениях градиентов скорости (2,36,9)105 мм/(смм).

Для более эффективного ведения процесса получения водотопливных эмульсий смешение исходных компонентов между статором и вращающимся ротором в узле эмульгирования производят в условиях резонансных колебаний между ротором и статором (при одновременном механическом и акустическом воздействии элементов их конструкции на обрабатываемую жидкотекучую среду).

В качестве узла эмульгирования при получении водотопливных эмульсий по предлагаемому способу может быть использован узел эмульгирования роторно-пульсационного аппарата, описанного в патенте Российской Федерации ( 2166986, В 01 F 7/00 от 11.05.99), который содержит корпус, выполненный в виде улитки с входным и выходным патрубками, внутри которого установлены с зазором между собой ротор и симметрично к нему двусторонний статор с коаксиально выполненными между собой и осью вращения ротора турбулизирующими элементами на обращенных одна к другой рабочих поверхностях. При этом ротор выполнен из двух частей, разъемных по оси симметрии диаметрального сечения и плоскости вращения, причем на смежных сторонах плоскостей разъема ротора выполнены кольцевые проточки, образующие резонансный объем, а ротор и статор выполнены с возможностью совершать колебания различной частоты и амплитуды. Процесс смешения исходных компонентов при получении водотопливной эмульсии в узле эмульгирования осуществляют при величине зазора между ротором и статором от 0,06 до 0,12 мм, скорости вращения ротора 3000 или 6000 оборотов в минуту, диаметре ротора 220 мм. Диапазон градиентов скоростей, определяемых при подстановке указанных значений в расчетную формулу

где Wр – линейная скорость вращения ротора;
Wc = 0 – линейная скорость вращения статора (неподвижен);
– величина зазора между ротором и статором,
будет находиться в пределах указанных выше величин (2,36,9)105 мм/(смм). Для получения водотопливной эмульсии наибольшей степени дисперсности и с наибольшей устойчивостью при хранении в качестве узла эмульгирования может быть использован узел эмульгирования аппарата механоакустической обработки, описанный в патенте (Международная патентная заявка PCT/RU/96/00297, WO 98/16304 от 23.04.98, B 01 F 7/00). Такой узел эмульгирования обеспечивает при смешении исходных компонентов в зазоре между ротором и статором практически мгновенное образование “обратной” водотопливной эмульсии с диаметром капель дисперсной фазы (воды) 0,4-0,6 мкм с высокой устойчивостью к коалесценции (более 4 месяцев) за счет одновременного механического и акустического (высокочастотного) воздействия элементов конструкции узла смешения на обрабатываемую среду, особенно в условиях резонансных высокочастотных колебаний между статором и вращающимся ротором. Например, такой узел эмульгирования содержит корпус, в котором на валу установлен ротор, представляющий собой диск, на торцах которого размещены коаксиальные цилиндры с прорезями, и симметрично к нему двусторонний статор с турбулизирующими элементами, при этом ротор и статор установлены с возможностью совершать резонансные высокочастотные колебания.

В качестве поверхностно-активных веществ при получении эмульсий по предлагаемому способу можно использовать доступные соединения, например растворимые в углеводородной фазе блок-сополимеры алкилфенолов и окиси этилена и/или сложные эфиры кислот талового масла и аминоспиртов. Для достижения наибольшей устойчивости эмульсий можно наряду с указанными применять стабилизатор водной дисперсной фазы.

Осуществление способа поясняется следующими примерами.

Пример 1
В бункерную емкость, снабженную выносным узлом эмульгирования, загружают 15,0 кг керосина марки ТС-1, 0,3 кг ПАВ – 80%-ного раствора эфира кислот талового масла и аминоспиртов в керосине (Нефтенол НЗ-40), после чего вливают 1,7 л воды (содержание воды в эмульсии 10,0 мас.%) и проводят смешение путем однократного прохождения исходных компонентов эмульсии в узле эмульгирования в зазоре между статором и вращающимся ротором аппарата по патенту РФ 2166986 при следующих значениях величин: величина зазора между ротором и статором 0,06 мм; число оборотов ротора 3000 об/мин, величина градиента скорости 5,7105 мм/(смм). Производительность аппарата 20000 л/ч.

Характеристика полученной “обратной” водотопливной эмульсии приведена в таблице.

Пример 2.

По аналогичной технологии получают водотопливную эмульсию, однако смешение исходных компонентов в узле эмульгирования проводят в зазоре между статором и ротором в режиме 3-кратного прохождения компонентов эмульсии по циклу бункерная емкость – узел эмульгирования при следующих значениях величин: величина зазора между ротором и статором 0,15 мм; число оборотов ротора 3000 об/мин; значение градиента скорости 2,3105 мм/(смм).

Характеристика эмульсии, полученной по этому примеру, приведена в таблице.

Пример 3.

По технологии примера 1 получают водотопливную эмульсию с содержанием воды 20 мас.%, однако смешение исходных продуктов проводят в узле эмульгирования в зазоре между статором и вращающимся ротором аппарата механоакустической обработки по патенту PCT/RU/96/00297 в условиях резонансных колебаний между статором и ротором (которые можно определить по максимальной амплитуде акустических колебаний) при следующих значениях величин: величина зазора между ротором и статором 0,1 мм; скорость вращения ротора 6000 об/мин; величина градиента скорости 6,9105 мм/(смм). Производительность аппарата 18000 л/ч.

Характеристика полученной эмульсии приведена в таблице.

Пример 4.

По технологии примера 3 получают водотопливную эмульсию с содержанием воды 5 мас.% на основе дизельного топлива при смешении исходных компонентов в зазоре между статором и ротором узла эмульгирования, однако в качестве ПАВ для стабилизации углеводородной фазы используют блок-сополимер алкилфенолов и окиси этилена (Неонол АФ-9-9), а для стабилизации водной фазы – Неонол АФ-9-12 в количествах 2 и 1 мас.% соответственно.

Характеристика полученной эмульсии приведена в таблице.

Пример 5.

Способ получения водотопливной эмульсии осуществляют в соответствии с патентом РФ 2100413 (прототип) путем смешения исходных продуктов, а именно 5,0 кг дизельного топлива, 5,0 кг воды в присутствии ПАВ – олеата натрия (0,5%) в узле эмульгирования, например роторно-пульсационного аппарата РПА-5 (НПК “Прогрессивные технологии” г. Москва) при значении градиента скорости 8,6104 мм/(смм) (величина зазора 0,3 мм, скорость вращения ротора 3000 об/мин), после чего в образовавшуюся эмульсию в условиях ее рециркуляции по контуру загрузочная емкость – РПА добавляют дизельное топливо при соотношении скоростей потоков формируемой эмульсии и топлива 1:1 до содержания в эмульсии воды 20%.

Характеристика эмульсии, полученной по известному способу, приведена в таблице.

Пример 6.

Способ получения водотопливной эмульсии с содержанием воды 5% осуществляют в соответствии с технологией патента РФ 2100413 (прототип), однако в качестве узла эмульгирования используют аппарат механоакустической обработки по патенту PCT/RU/96/00297, причем смешение исходных компонентов эмульсии, а также циркуляцию формируемой эмульсии с последующим добавлением в нее дизельного топлива осуществляют в зазоре между статором и ротором при значении градиента скорости 8,6104 мм/(смм) (величина зазора 0,3 мм, скорость вращения ротора 3000 об/мин), т.е. при меньшем значении этой величены, чем в предлагаемом способе.

Характеристика эмульсии приведена в таблице.

Промышленная применимость
Как видно из данных таблицы, предлагаемый способ в отличие от известного позволяет получать “обратную” водотопливную эмульсию с высокой устойчивостью при хранении практически при однократном смешении в узле эмульгирования исходных компонентов в зазоре между статором и вращающимся ротором при значениях градиентов скорости (2,36,9)105 мм/(см). При этом по предлагаемому способу в отличие от известного получают устойчивые водотопливные эмульсии с меньшими значениями вязкости при содержании воды, например, 5-20 мас.% (а также меньшей зависимостью вязкости от температуры), что позволяет их использовать в качестве топлива энергетических установок в более широком температурном интервале. В то же время осуществление известного способа в узле эмульгирования, например роторно-пульсационного аппарата или аппарата механоакустической обработки, путем смешения исходных компонентов эмульсии в зазоре между статором и ротором при меньших значениях градиента скорости, чем это указано в предлагаемом способе, приводит к образованию эмульсии со значительно меньшей устойчивостью при хранении. Проведенные испытания в промышленных условиях подтвердили возможность эффективного получения водотопливных эмульсий.

Формула изобретения

1. Способ получения водотопливных эмульсий, включающий смешение топлива, воды и поверхностно-активного вещества в узле эмульгирования, отличающийся тем, что смешение производят в зазоре между статором и вращающимся ротором при значении градиента скорости (2,36,9)105 мм/(смм).

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что смешение производят в условиях резонансных колебаний между статором и вращающимся ротором.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.11.2004

Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006


Categories: BD_2208000-2208999