Патент на изобретение №2207487
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ И НАВЕДЕНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к системам автоматического регулирования, а конкретно к системам стабилизации и наведения артиллерийского вооружения подвижных объектов, например блока оружия боевой машины пехоты (БМП). Технический результат: повышение точности работы. Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что в систему стабилизации и наведения, содержащую последовательно соединенные чувствительный элемент, сумматор, усилитель мощности и исполнительный привод, выход которого соединен со входом чувствительного элемента, а также источник управляющего воздействия, выход которого соединен со вторым входом сумматора, введены датчик тока, датчик напряжения и формирователь компенсирующего сигнала, выход которого соединен с третьим входом сумматора. Причем вход датчика тока соединен с первым выходом усилителя мощности, выход – с первым входом формирователя компенсирующего сигнала, вход датчика напряжения соединен со вторым выходом усилителя мощности, а выход – со вторым входом формирователя компенсирующего сигнала. 2 ил. Изобретение относится к системам автоматического регулирования, а конкретно к системам стабилизации и наведения артиллерийского вооружения подвижных объектов, например, блока оружия боевой машины пехоты (БМП). Известны системы управления инерционными объектами, например, антенными системами [1] , в которых возникают затруднения при формировании компенсационного сигнала, пропорционального первой производной от управляющего воздействия. Это приводит к усложнению схемных решений, например, к использованию буферных следящих систем. Известна также (принятая за прототип) система стабилизации и наведения танка Т-80 (стабилизатор 2Э 42) [2], имеющая в своей структуре компенсатор скоростной ошибки. Блочная схема данной системы представлена на фиг.1. Система содержит последовательно соединенные чувствительный элемент 1, сумматор 2, усилитель мощности 3 и исполнительный привод 4, выход которого соединен с входом чувствительного элемента 1. Кроме того, система содержит источник управляющего воздействия 5 (пульт управления), выход которого соединен со вторым входом сумматора 2, а также через формирователь первой производной от управляющего воздействия 6 с третьим входом сумматора 2. Система работает следующим образом. При работе системы в режиме наведения от источника управляющего воздействия 5 для снижения скоростной составляющей динамической ошибки используют сигнал первой производной от управляющего воздействия, который получают на выходе формирователя 6, вход которого соединен с выходом источника управляющего воздействия 5. Сигнал с выхода формирователя 6 подают на вход сумматора 2 с обратным знаком с сигналом скоростной ошибки, поступающим от чувствительного элемента 1. Подбором величины сигнала формирователя 6 добиваются минимума скоростной ошибки системы при наведении от источника управляющего воздействия 5. Недостатком описанной системы является пониженная точность при работе в режиме стабилизации из-за отсутствия возможности компенсации скоростной ошибки, вызванной возмущениями от разворотов носителя при его движении по пересеченной местности. В этом режиме отсутствует наведение, а значит, и не работает компенсатор по сигналу первой производной от управляющего воздействия. Предлагаемое техническое решение направлено на повышение точности работы путем снижения скоростной ошибки системы за счет обеспечения возможности компенсации скоростной ошибки, как в режиме наведения, так и в режиме стабилизации при разворотах носителя (корпуса БМП). Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что в систему стабилизации и наведения, содержащую последовательно соединенные чувствительный элемент, сумматор, усилитель мощности и исполнительный привод, выход которого соединен со входом чувствительного элемента, а также источник управляющего воздействия, выход которого соединен со вторым входом сумматора, введены датчик тока, датчик напряжения и формирователь компенсирующего сигнала, выход которого соединен с третьим входом сумматора, причем, вход датчика тока соединен с первым выходом усилителя мощности, выход – с первым входом формирователя компенсирующего сигнала, вход датчика напряжения соединен со вторым выходом усилителя мощности, а выход – со вторым входом формирователя компенсирующего сигнала. Материалы заявки поясняются чертежами, где: – на фиг.1 представлена блочная схема системы стабилизации и наведения (стабилизатор 2Э 42 ), принятой за прототип; – на фиг.2 представлена блочная схема предлагаемой системы стабилизации и наведения. Сведения, подтверждающие возможность осуществления предлагаемого технического решения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем. Предлагаемая система стабилизации и наведения (фиг.2) состоит из последовательно соединенных чувствительного элемента 1, сумматора 2, усилителя мощности 3 и исполнительного привода 4, выход которого соединен со входом чувствительного элемента 1. В систему также входят: источник управляющего воздействия 5, выход которого соединен со вторым входом сумматора 2; датчик тока 6, вход которого соединен с первым выходом усилителя мощности 3, а выход – с первым входом формирователя компенсирующего сигнала 7; датчик напряжения 8, вход которого соединен со вторым выходом усилителя мощности 3, а выход – со вторым входом формирователя компенсирующего сигнала 7. Кроме того, выход формирователя компенсирующего сигнала 7 соединен с третьим входом сумматора 2. Предлагаемая система работает следующим образом. Для электродвигателя постоянного тока, используемого в исполнительном приводе 4, известно выражение: UДВ=Uум вых=IДВ ![]() где Е – ЭДС двигателя; IДВ – ток в якорной цепи двигателя; R – суммарное сопротивление якорной цепи, включая внешнее сопротивление источника питания и проводов. Е=КВ ![]() ![]() ![]() KДВ=KE ![]() где KЕ – постоянный коэффициент двигателя; Ф – постоянный магнитный поток двигателя; n – скорость вращения двигателя. Следовательно: КДВ ![]() ![]() ![]() Из формулы (3) видно, что для получения компенсационного сигнала, пропорционального скорости вращения электродвигателя, необходимо из напряжения на выходе усилителя мощности вычесть составляющую, пропорциональную току, протекающему через двигатель (IДВ ![]() 1. Основы проектирования следящих систем. Под ред. Н.А. Лакоты, М., “Машиностроение”, 1978 г., стр. 15-21. 2. Стабилизатор 2Э 42. Техническое описание. Архив ГУЛ “ВНИИ “Сигнал”, 1998 г. Формула изобретения Система стабилизации и наведения, содержащая последовательно соединенные чувствительный элемент, сумматор, усилитель мощности и исполнительный привод, выход которого соединен со входом чувствительного элемента, а также источник управляющего воздействия, выход которого соединен со вторым входом сумматора, отличающаяся тем, что в нее введены датчик тока, датчик напряжения и формирователь компенсирующего сигнала, выход которого соединен с третьим входом сумматора, причем вход датчика тока соединен с первым выходом усилителя мощности, выход – с первым входом формирователя компенсирующего сигнала, вход датчика напряжения соединен со вторым выходом усилителя мощности, а выход – со вторым входом формирователя компенсирующего сигнала. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 30.11.2003
Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006
|
||||||||||||||||||||||||||