Патент на изобретение №2206778

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2206778 (13) C1
(51) МПК 7
F02K9/22
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001128237/06, 18.10.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.10.2001

(45) Опубликовано: 20.06.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
DE 1214052 A, 07.04.1966. FR 2605051 A1, 15.04.1988. FR 2235284 A1, 28.02.1975. US 4148187 A, 10.04.1979. US 4936092 A, 26.06.1990. FR 2706183 A, 16.04.1994. RU 2145673 C1, 20.05.2000. RU 2117809 C1, 20.08.1998.

Адрес для переписки:

614113, г.Пермь, ул. Чистопольская, 16, ФГУП “НИИПМ”

(71) Заявитель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт полимерных материалов”

(72) Автор(ы):

Амарантов Г.Н.,
Баранов Г.Н.,
Шамраев В.Я.,
Талалаев А.П.,
Колесников В.И.,
Хренов В.С.,
Кузьмицкий Г.Э.,
Федченко Н.Н.,
Вронский Н.М.,
Гринберг С.И.,
Лисовский В.М.

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт полимерных материалов”,
Федеральное государственное унитарное предприятие “Пермский завод им. С.М. Кирова”

(54) ЗАРЯД РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЁРДОГО ТОПЛИВА


(57) Реферат:

Заряд ракетного двигателя твердого топлива, прочноскрепленный с корпусом с неотъемным днищем, выполнен цилиндрической конструкции с центральным каналом. Переднее днище заряда выполнено торовым. На канале заряда со стороны переднего торового днища выполнен кольцевой выступ, торцевая поверхность которого образована двумя сопряженными поверхностями с радиусами кривизны 0,02-0,05 и 0,005-0,01 длины заряда. Высота выступа составляет 0,09-0,1 диаметра заряда. Изобретение позволит обеспечить соотношение горизонтальной и вертикальной составляющих скорости подачи топливной массы, при котором она равномерно обтекает поверхность глухого днища со стороны подачи топливной массы. 1 ил.


Изобретение относится к зарядам ракетных двигателей твердого топлива, в частности к зарядам, прочноскрепленным с корпусами ракетных двигателей твердого топлива, и может быть использовано в ракетах с твердотопливными двигателями.

Объект изобретения представляет собой прочноскрепленный заряд из смесевого твердого топлива тороцилиндрической конструкции с центральным каналом в корпусе с неотъемным днищем, предназначенный для выработки высокотемпературного рабочего тела с заданными параметрами.

Бездефектное изготовление прочноскрепленных зарядов представляет важную и сложную техническую задачу.

В работе М. Ю. Альеса и А.М. Липанова “Расчет течений топливных масс в технологии получения зарядов ТРТ” (“Авиационные и ракетные двигатели”, Москва, ВИНИТИ, 1999, 11, стр. 9) указывается, что на гидродинамической стадии формования зарядов возможно образование различного рода недопустимых дефектов: неспаев, воздушных включений, раковин и т.д. Наличие дефектов в заряде в зависимости от их характера может привести не только к невыполнению внутрибаллистических параметров двигателя, но и к разрушению двигателя и ракеты. Поэтому при разработке нового заряда предусматриваются мероприятия технологического или конструктивного характера, направленные на гарантированное исключение образования дефектов непосредственно при формовании зарядов.

Формование заряда производится в пресс-форме, в которую входят корпус ракетного двигателя твердого топлива и детали технологической оснастки (крышки, игла), образующие конфигурацию заряда.

Как правило, формование заряда производится при вертикальном положении пресс-формы и подаче топливной массы снизу. При формовании заряда в корпусе с отъемными днищами проблемы получения бездефектных зарядов не существует. Удаление воздуха из пресс-формы, который вызывает образование дефектов, не представляет затруднений и производится через стравливающие штуцера, установленные на верхней крышке пресс-формы.

Формование зарядов в корпусах с неотъемными днищами (см. заявку DE 1214052 A, МПК F 02 K 9/04, опубликован в 1966 г.) производится с вакуумированием пресс-форм, что усложняет технологическое оборудование, формообразующую оснастку и процесс формования в целом.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в бездефектном изготовлении зарядов тороцилиндрической конструкции в корпусах с неотъемными торовыми днищами при их массовом производстве, когда применение вакуумирования пресс-форм экономически нецелесообразно.

Бездефектное изготовление зарядов тороцилиндрической конструкции без вакуумирования пресс-форм представляет технические трудности, так как при заполнении корпусов топливной массой в зоне глухого днища затруднено стравливание воздуха. Вероятность эахлопывания воздуха уменьшается при подаче топливной массы через кольцевой зазор, прилегающий к глухому днищу со стороны канала. Однако и в этом случае не исключается образование дефектов в виде раковин вследствие захлопывания воздуха при неупорядоченном обтекании поверхности глухого торового днища топливной массой со стороны ее подачи.

Технический результат, получаемый при реализации изобретения, состоит в обеспечении определенного соотношения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости подачи топливной массы, при котором она равномерно обтекает поверхность глухого днища со стороны подачи топливной массы.

Для достижения указанного технического результата, в заряде ракетного двигателя твердого топлива, прочноскрепленном с корпусом с неотъемным днищем и выполненном цилиндрической конструкции с центральным каналом, предлагается (см. чертеж):
1) на канале (1) заряда (2) со стороны переднего, выполненного торовым днища (3) выполнить профилированный кольцевой выступ (4);
2) торцевую поверхность кольцевого выступа (4) образовать двумя сопряженными поверхностями (5) и (6), представляющими в продольном сечении дуги;
3) одну сопряженную поверхность (5) выполнить с радиусом кривизны R1 (0,02-0,05) длины (L) заряда (2);
4) вторую сопряженную поверхность (6) выполнить с радиусом кривизны R2 (0,005-0,01) длины (L) заряда (2);
5) центр радиуса кривизны (R1) первой поверхности (5) расположить на образующей цилиндрической поверхности кольцевого выступа (4);
6) высоту (h) выступа (4) выполнить (0,09-0,1) диаметра заряда (D).

Как показали экспериментально-теоретические исследования при меньших, чем 0,02L и 0,005L относительных радиусах R1 и R2 соответственно, не обеспечивается необходимая площадь проходного сечения канала (1) для топливной массы и становится вероятным нависание топливной массы над поверхностью переднего днища (3) с последующим захлопыванием воздуха и образованием дефектов в заряде (2). Последнее приводит к искажению поверхности горения заряда (2), нерасчетному выходу фронта горения к поверхности корпуса (7) двигателя с последующим его прогаром и разрушением.

Меньшая, чем 0,9D, относительная высота (h) выступа (4) не позволяет выполнить профилированную часть поверхности направляющего выступа (4) c необходимыми для обеспечения упорядоченного течения топливной массы размерами.

Увеличение относительной высоты выступа (4) более чем 0,1D, радиусов R1, R2 более чем 0,05L и 0,01L, соответственно, приводит к отклонению поверхности горения заряда (2) от нейтрального характера в конце работы двигателя, а также к нерациональному использованию свободного объема камеры двигателя, что, в конечном счете, снижает коэффициент массового совершенства двигателя и баллистическую эффективность ракеты в целом.

Выполнение конструкции заряда в соответствии с изобретением позволило исключить появление дефектных зарядов и увеличить вероятность безотказной работы.

Указанный технический результат подтвержден огневыми стендовыми испытаниями заряда, выполненного в соответствии с изобретением (отчет инв. 21652).

В настоящее время завершаются предварительные испытания опытного образца.

Формула изобретения


Заряд ракетного двигателя твердого топлива, прочноскрепленный с корпусом с неотъемным днищем, выполненный цилиндрической конструкции с центральным каналом, отличающийся тем, что переднее днище заряда выполнено торовым, на канале заряда со стороны переднего торового днища выполнен кольцевой выступ, торцевая поверхность которого образована двумя сопряженными поверхностями c радиусами кривизны 0,02-0,05 и 0,005-0,01 длины заряда, а высота выступа составляет 0,09-0,1 диаметра заряда.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2206000-2206999