Патент на изобретение №2206746

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2206746 (13) C1
(51) МПК 7
E21C41/22
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001129858/03, 05.11.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.11.2001

(45) Опубликовано: 20.06.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
СКОРНЯКОВ Ю.Г. Подземная добыча руд комплексами самоходных машин. – М.: Недра, 1986, с.98, 132. SU 386139 A, 14.06.1973. SU 594321 A, 25.02.1978. SU 739238 A, 05.06.1980. SU 817262 A, 30.03.1981. SU 912937 A, 25.03.1982. SU 916758 A, 30.03.1982.

Адрес для переписки:

199026, Санкт-Петербург, В.О., 21 линия, 2, СПГГИ (ТУ), патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)

(72) Автор(ы):

Минаев Д.Ю.,
Минаев Ю.Л.

(73) Патентообладатель(и):

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)

(54) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ДНИЩА БЛОКА КРУТОПАДАЮЩИХ РУДНЫХ ЗАЛЕЖЕЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к горному делу и, в частности, способам разработки крутопадающих рудных залежей. Способ характеризуется тем, что выемочный блок подготавливается траншейным полевым штреком. Штрек проходят по пустой породе по контакту с рудным телом шириной, определяемой расчетным путем. На штрек поступает отбиваемая руда, которая убирается погрузочно-доставочной машиной при ее движении от одного полевого орта к другому, при этом с почвы траншейного штрека забирается вся руда, что исключает ее потери. Благодаря такому решению ликвидируются потери отбитой руды на почве траншеи по сравнению с ее рудным расположением. 2 ил.


Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке крутопадающих рудных месторождений.

Известен способ подготовки днища блока кругопадающих рудных залежей рудными траншеями и полевыми погрузочными ортами с торцевой погрузкой отбитой руды погрузочно-доставочными машинами (Скорняков Ю.Г. Подземная добыча руд комплексами самоходных машин. – М.: Недра, 1986, с. 98, 132). Он заключается в проведении погрузочных ортов от полевого откаточного штрека до рудного траншейного штрека под углом 65 – 70o для удобства заезда самоходных погрузочно-доставочных машин (ПДМ). Погрузочные орты проходят через 10-12 м друг от друга, а погрузку отбитой руды ведут в торце тупиковой выработки. Однако при применении современных высокопроизводительных ПДМ, длина которых достигает 11-13 метров, имеют место затруднения с вентиляцией погрузочных ортов, т.к. их длина превышает 10 м, регламентируемые едиными правилами безопасности (ЕПБ). Для сохранения нормального вентиляционного режима приходится проходить из каждого орта специальные сбойки с очистным пространством или устанавливать вентиляторы местного проветривания.

При расположении погрузочных ортов через 10-12 метров между ними на почве траншеи остается отбитая не убранная руда, т.к. заезд ПДМ в открытую камеру запрещен по ЕПБ. Потери отбитой руды на днище блока достигают 15-20% от камерного запаса блока.

Опыт применения рудного траншейного днища с полевыми погрузочными ортами показывает, что имеют место следующие недостатки:
1. Большой объем работ при проходке погрузочных ортов (через 10-12 м).

2. Сложные условия вентиляции погрузочных ортов при длине более 10 м (длина современных ПДМ 11-13 м), что приводит к необходимости устанавливать вентиляторы местного проветривания.

3. Запыленность забоя в связи с плохой вентиляцией погрузочных ортов.

4. Дополнительные затраты времени на маневры ПДМ в погрузочных ортах.

5. Потери отбитой руды на днище блока в траншейном штреке между погрузочными ортами (заезд в выработанное пространство запрещен).

Задачей предлагаемого изобретения является снижение потерь отбитой руды и повышение эффективности отработки рудных месторождений.

Поставленная задача достигается тем, что в способе подготовки днища блока крутопадающей рудной залежи, заключающемся в прохождении откаточного полевого транспортного штрека, полевых погрузочных ортов-заездов и траншейного штрека, на выемочный блок проходят один орт-заезд на границе следующего блока в пределах расположения междукамерного целика, а траншейный штрек проходят по пустой породе по контакту с рудным телом шириной, определяемой по формуле
В = hтр.штр ctg + bПДМ + А, м,
где hтр.штр – высота траншейного штрека, м;
– угол естественного откоса отбитой руды, град;
bПДМ – ширина погрузочно-доставочной машины, м;
А – необходимый минимальный зазор, м.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан поперечный вертикальный разрез блока, а на фиг.2 показан горизонтальный разрез по откаточному горизонту, где:
1. Полевой откаточный штрек.

2. Полевой орт.

3. Междукамерный целик.

4. Полевой траншейный штрек.

5. Выпускная траншея.

6. Отбитая руда.

7. Самоходная ПДМ.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. В пределах блока от полевого откаточного штрека 1 проходят по границам блока в пределах проектируемых междукамерных целиков 3 полевые орты 2, которые сбивают полевым траншейным штреком 4. После проходки траншейного штрека и образования выпускной траншеи 5 приступают к погрузке отбитой руды 6 с помощью самоходных ПДМ 7, при этом имеет место круговое движение машин с минимальным количеством маневров.

Объединение всех выработок днища в единую систему обеспечивает хорошую бесперебойную вентиляцию всех выработок и запасной выход из блока.

Траншейный штрек 4 проходят такой ширины В, чтобы в нем размещалась отбитая руда из траншеи под углом естественного откоса и оставалось свободное пространство для проезда ПДМ с учетом необходимых зазоров в соответствии с ЕПБ.

Погрузка руды ПДМ в траншейном штреке 4 позволяет убирать всю руду без потерь, а сквозной проезд из одного полевого орта в другой обеспечивает минимальное количество маневров ПДМ, что увеличивает полезное время работы машины и позволяет поднять производительность труда на погрузке и снизить себестоимость добываемой руды. Ликвидация большого количества полевых погрузочных ортов уменьшает объем подготовительно-нарезных работ в блоке.

Снижение потерь отбитой руды, уменьшение объема подготовительно-нарезных выработок, улучшение условий вентиляции позволяют улучшить технико-экономические показатели по блоку и, в частности, снизить себестоимость добываемой руды.

Формула изобретения


Способ подготовки днища блока крутопадающей рудной залежи, заключающийся в прохождении откаточного полевого транспортного штрека, полевых погрузочных ортов-заездов и траншейного штрека, отличающийся тем, что на выемочный блок проходят один орт-заезд на границе следующего блока в пределах расположения междукамерного целика, а траншейный штрек проходят по пустой породе по контакту с рудным телом шириной, определяемой по формуле
B=hтр.штр ctg+bПДМ+A, м,
где hтр.штр – высота траншейного штрека, м;
– угол естественного откоса отбитой руды, град;
bПДМ – ширина погрузочно-доставочной машины, м;
А – необходимый минимальный зазор, м.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.11.2003

Извещение опубликовано: 27.07.2005 БИ: 21/2005


Categories: BD_2206000-2206999