Патент на изобретение №2206464

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2206464 (13) C2
(51) МПК 7
B60K6/00, B60K6/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000133039/28, 29.12.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.12.2000

(43) Дата публикации заявки: 10.12.2002

(45) Опубликовано: 20.06.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1431972 A, 23.10.1988. RU 2126507 C1, 20.09.1999. RU 2100217 C1, 27.12.1997. US 6119799 A, 19.09.2000. FR 653718 A, 03.05.1991. EP 445873 A1, 11.09.1991.

Адрес для переписки:

141216, Московская обл., Пушкинский р-н, с. Братовщина, ул. Центральная, 136, С.Н.Ляховскому

(71) Заявитель(и):

Ляховский Святослав Нестерович

(72) Автор(ы):

Ляховский С.Н.,
Цовьянов М.А.

(73) Патентообладатель(и):

Ляховский Святослав Нестерович

(54) СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСА УНИВЕРСАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА


(57) Реферат:

Способ заключается в том, что при помощи механической коробки передач отключают механическую связь между, по меньшей мере, одной парой ведущих элементов движителя и двигателем и на время отключения механической связи мощность передают на движитель путем соединения его ведущих элементов с двигателем посредством дополнительной трансмиссии. Технический результат – повышение универсальности и расширение функциональных возможностей транспортного средства. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.


Изобретение относится к силовым агрегатам полноприводных универсальных транспортных средств с высокой проходимостью, например колесных тракторов.

Известен способ передачи мощности транспортного средства, заключающийся в том, что во время отключения при помощи коробки передач механической связи двигателя с колесами, мощность на последние передают от накопивших энергию элементов трансмиссии, расположенных за коробкой передач (В.И. Анохин. Отечественные автомобили. – М.: Машиностроение, с. 309, 310).

Недостатком известного силового агрегата является неудовлетворительная динамика при разгоне, особенно при повышенной нагрузке, что приводит к сужению диапазона использования транспортного средства или к увеличению массы его трансмиссии. Например, при использовании транспортного средства в качестве трактора разрыв трансмиссии приводит к необходимости увеличения маховых масс ее элементов за коробкой передач для сохранения поступательного движения.

Известен способ передачи мощности на движитель универсального транспортного средства, заключающийся в том, что при помощи механической коробки передач отключают механическую связь между движителем и двигателем и на время отключения механической связи на колеса передают мощность (SU 1431972, МПК В 60 К 6/08, 23.10.88).

Недостатком известного способа, наиболее близкого к заявленному, является недостаточная универсальность транспортного средства при условии сохранения минимальных габаритов и массы трансмиссии.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является расширение диапазона использования транспортного средства, повышение его универсальности и расширение функциональных возможностей.

Поставленная задача решается тем, что во время отключения механической связи между движителем и двигателем мощность передают на движитель путем соединения его ведущих элементов с двигателем посредством дополнительной трансмиссии.

Дополнительная трансмиссия может быть гидрообъемной и состоять из гидронасоса, связанного с двигателем, и гидромотора, связанного, по меньшей мере, с одной парой ведущих элементов движителя и соединенного с гидронасосом при помощи гидрокоммуникаций. Кроме того, в одном из вариантов реализации способа гидромотор соединяют с парой ведущих элементов, например колес, связанных с механической коробкой передач, а в другом – гидромотор соединяют с парой колес, не имеющих механической связи с двигателем.

В качестве движителя транспортного средства могут быть использованы гусеницы.

На фиг.1 представлена кинематическая схема транспортного средства;
на фиг. 2 – вариант передачи мощности через основную и дополнительную трансмиссии на разные пары колес;
на фиг. 3 – вариант передачи мощности на одну пару колес и подключением дополнительной трансмиссии к коробке передач;
на фиг. 4 – вариант передачи на одну пару колес и подключением дополнительной трансмиссии непосредственно к колесам.

При реализации изобретения транспортное средство содержит двигатель внутреннего сгорания 1, соединенную с ним при помощи муфты сцепления 2 коробку передач 3, раздаточную коробку 4, связанную с коробкой 3, передний 5 и задний 6 мосты с колесами 7, соединенные с раздаточной коробкой 4 при помощи карданных передач 8, гидрообъемную регулируемую реверсивную передачу, состоящую из гидронасоса 9, связанного при помощи выключаемой муфты 10 с двигателем 1, гидромотора 11, связанного при помощи выключаемой муфты 12 с колесами 7, гидрокоммуникаций 13 и гидроаккумулятора 14.

Способ реализуется следующим образом.

Трогание с места на режимах малых нагрузок может производиться только за счет механической трансмиссии с отключением кинематической связи колес с двигателем во время переключения передач в коробке, как, например, у большинства автомобилей.

При движении транспортного средства с максимальной нагрузкой, например с заглубленными плугами (при использовании его в качестве тягового средства), в момент разрыва связи двигателя 1 с колесами 8 или гусеницами (на чертежах не показаны) его мощность отдается через гидрообъемную передачу, что позволяет продолжить движение во время переключения передач. При этом не требуется большого количества передач для движения в большом диапазоне скоростей и нагрузок. Это дает возможность использовать автомобильные агрегаты трансмиссии (коробку передач, раздаточную коробку, ведущие мосты) на сельскохозяйственной и специальной технике, что позволяет создать универсальное транспортное средство, используемое в качестве автомобиля, колесного или гусеничного трактора, комбайна и других видов спецтехники.

Надо отметить, что в качестве дополнительной трансмиссии может быть использована гидрообъемная передача, предназначенная для привода вспомогательных агрегатов, например сельскохозяйственной машины. Так как режим работы дополнительной трансмиссии под максимальной нагрузкой кратковременный, а гидрообъемная передача допускает кратковременную работу с перегрузкой, небольшой штатной гидропередачи сельскохозяйственного средства вполне достаточно для повышения его универсальности и расширения функциональных возможностей.

В варианте выполнения транспортного средства полноприводным с механической связью с двигателем всех пар колес, мощность на колеса распределяется при помощи раздаточной коробки, соединенной с коробкой передач. В этом варианте гидромотор 11 подключают к раздаточной коробке 4 и в момент разрыва при помощи коробки передач 3 механической связи между всеми колесами 7 и двигателем 1 мощность на все колеса 7 передают посредством гидрообъемной передачи через раздаточную коробку 4.

В другом варианте выполнения транспортного средства одна пара колес 7 связана с двигателем 1 при помощи механической коробки передач 3, а другие колеса 7 связаны с гидромотором 11. В этом варианте в момент разрыва механической связи одной пары колес 7 с двигателем 1 мощность передают посредством гидрообъемной передачи на другую пару колес 7.

При эксплуатации универсального транспортного средства может быть использован и режим движения только при помощи дополнительной трансмиссии. При этом мощность двигателя передается только на колеса, не имеющие механической связи с двигателем (см. фиг.2). Такой режим передачи мощности может быть необходим при использовании транспортного средства в качестве сельскохозяйственной машины на некоторых режимах полевых работ.

Таким образом, на универсальном транспортном средстве может быть применено три режима передачи мощности: механический, при котором мощность двигателя передается на движитель только при помощи механической трансмиссии, гидравлический – при котором мощность передается только при помощи гидравлической трансмиссии и смешанный – при котором мощность передается и при помощи механической и при помощи дополнительной трансмиссий.

Формула изобретения


1. Способ передачи мощности на движитель универсального транспортного средства, заключающийся в том, что при помощи механической коробки передач отключают механическую связь между, по меньшей мере, одной парой ведущих элементов движителя и двигателем и на время отключения механической связи на движитель передают мощность, отличающийся тем, что во время отключения механической связи между движителем и двигателем мощность передают на движитель путем соединения его ведущих элементов с двигателем посредством дополнительной трансмиссии.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве дополнительной трансмиссии используют гидрообъемную передачу, состоящую из гидронасоса, связанного с двигателем, и гидромотора, связанного, по меньшей мере, с одной парой ведущих элементов движителя и соединенного с гидронасосом при помощи гидрокоммуникаций.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что в качестве движителя используют колеса, а гидромотор соединяют с парой колес, связанных с механической коробкой передач.

4. Способ по п.2, отличающийся тем, что в качестве движителя используют колеса, а гидромотор соединяют колесами, не имеющими механической связи с двигателем.

5. Способ по п.2, отличающийся тем, что в качестве движителя используют гусеницы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 30.12.2005

Извещение опубликовано: 20.11.2006 БИ: 32/2006


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.10.2007

Извещение опубликовано: 20.10.2007 БИ: 29/2007


Categories: BD_2206000-2206999