Патент на изобретение №2205990

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2205990 (13) C1
(51) МПК 7
F04D29/32
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001130322/06, 12.11.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.11.2001

(45) Опубликовано: 10.06.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 623007 A, 05.09.1978. SU 1114820 A, 23.09.1984. SU 958717 A, 25.09.1982. GB 1294407 A, 25.10.1972. FR 2323043 A1, 01.04.1977. US 4900221 A, 13.02.1990.

Адрес для переписки:

140180, Московская обл., г.Жуковский, ул.Чкалова, 46, ЗАО “Гидроаэроцентр”, Генеральному директору В.А.Маланичеву

(71) Заявитель(и):

Закрытое акционерное общество “Гидроаэроцентр”

(72) Автор(ы):

Маланичев В.А.,
Ефремов А.А.,
Зайцев Е.Г.,
Галюченко А.М.

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое акционерное общество “Гидроаэроцентр”

(54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА


(57) Реферат:

Изобретение относится к вентиляторостроению, более конкретно – к рабочим колесам осевых вентиляторов. Сущность изобретения заключается в том, что рабочее колесо осевого вентилятора содержит лопасти с хвостовиками, имеющими резьбу на конце, и ступицу. По периферии ступицы равномерно распределены двухступенчатые прямоугольные вырезы. Внешняя ступень имеет ширину, меньшую ширины внутренней ступени. К стенкам внешней ступени жестко прикреплена муфта, через которую пропущен соответствующий хвостовик. Во внутренней ступени каждого выреза размещена гайка, навинченная на конец хвостовика. Между хвостовиком и муфтой установлена шайба с наружным диаметром, равным наружному диаметру муфты. Технический результат, достигаемый изобретением, – перераспределение центробежной нагрузки от лопастей к ступице и обеспечение изменения угла установки лопастей. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.


Изобретение относится к области вентиляторостроения, более конкретно – к рабочим колесам осевых вентиляторов.

Изобретение может найти применение в самых широких технических областях, таких как энергетика, химическое машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и т.п.

Наиболее эффективно изобретение может быть использовано для вентиляторных установок, предназначенных для градирен, или для различных систем, например, масляного охлаждения, включающих теплообменные аппараты.

Известно рабочее колесо турбомашины, которое может быть использовано и для осевых вентиляторов, содержащее лопасти с хвостовиками и ступицу (см., например, а.с. 1114820, кл. F 04 D 29/32, 1984).

Ступица данного колеса вентилятора выполнена с ободом, на котором расположены хвостовики съемных вильчатых держателей с проушинами, причем хвостовики лопаток шарнирно соединены с проушинами.

Технический результат, достигаемый изобретением, в данном рабочем колесе обеспечен быть не может, поскольку в нем не достигается перераспределения центробежных нагрузок, хотя и возможно изменение угла установки лопастей.

Известно также рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее лопасти с хвостовиками и ступицу (см. а.с. 623007, кл. F 04 D 29/32, 1978). Ступица выполнена с выступами по периферии, а хвостовики выполнены в виде перемычек попарно соединенной лопасти.

Данное колесо в некоторой степени может обеспечить перераспределение центробежной нагрузки, но не обеспечивает изменение угла установки лопастей.

Таким образом, технический результат, поставленный в изобретении, в этом рабочем колесе не достигается.

Данное колесо выбрано за прототип.

Задача изобретения – создание конструктивно несложного и недорогого рабочего колеса осевого вентилятора путем обеспечения перераспределения центробежной нагрузки от лопастей к ступице.

Технический результат, достигаемый изобретением, – перераспределение центробежной нагрузки от лопастей к ступице и обеспечение изменения угла установки лопастей.

Данный технический результат достигается тем, что рабочее колесо осевого вентилятора содержит лопасти с хвостовиками, имеющими резьбу на концах, и ступицу с равномерно распределенными по ее периферии на диаметральных осях двухступенчатыми прямоугольными вырезами, при этом внешние ступени каждого выреза выполнены с меньшей шириной, и к стенкам этой ступени жестко прикреплена муфта, через которую пропущен соответствующий хвостовик, а во внутренней ступени каждого выреза размещена гайка, навинченная на конец хвостовика, причем между каждой гайкой и муфтой установлена шайба с диаметром, равным наружному диаметру последней.

Еще в большей степени технический результат достигается тем, что в рабочем колесе, характеризуемом вышеперечисленными признаками, в зоне расположения вырезов установлены под острым углом к плоскости ступицы ребра жесткости, которые имеют переменную ширину, увеличивающуюся в направлении от центра ступицы к ее периферии, при этом одна сторона каждого ребра закреплена на муфте; лопасти могут быть выполнены из тканых материалов.

На фиг.1 схематически изображено описываемое рабочее колесо осевого вентилятора;
на фиг.2 – вид сбоку рабочего колеса;
на фиг. 3 – ступица рабочего колеса без лопастей с хвостовиками, муфт и ребер жесткости.

Рабочее колесо осевого вентилятора содержит лопасти 1 с хвостовиками 2, имеющими резьбу 3 на концах. Рабочее колесо включает также ступицу 4 с равномерно распределенными по ее периферии прямоугольными вырезами. Каждый вырез имеет внешнюю ступень 5 меньшей ширины и внутреннюю ступень 6 большей ширины. К стенкам 7 внешней ступени жестко прикреплена муфта 8, через которую пропущен соответствующий хвостовик 2. Во внутренней ступени 6 каждого выреза размещена гайка 9, навинченная на конец хвостовика через шайбу 10, которая таким образом установлена между гайкой 9 и муфтой 8 и имеет наружный диаметр D, равный внешнему диаметру D2 муфты.

В зоне расположения вырезов установлены под острым углом к плоскости ступицы ребра 11 жесткости. Наиболее перспективным представляется выполнение описанных рабочих колес из тканых материалов, преимущественно из стеклоткани. Выполненные из таких материалов лопасти могут быть полыми.

Сборка и работа рабочего колеса осевого вентилятора.

Ступица рабочего колеса изготавливается из стальной заготовки (см. фиг. 3), в которой выполняют двухступенчатые вырезы с внешней ступенью 5 и внутренней ступенью 6. Затем к стенкам ступени 5 приваривают стальные муфты 8 и через отверстия муфт пропускают хвостовики 2 таким образом, что их концы с резьбой располагаются во внутренней ступени 6 вырезов, затем на концы хвостовиков помещают шайбы 10 и закрепляют ее гайками 9. Таким образом, гайки располагают во внутренней ступени 6 вырезов. Рабочее колесо собрано. Благодаря жесткой конструкции крепления хвостовиков к ступице обеспечивается передача центробежной нагрузки от лопастей к ступице, что позволяет, в свою очередь, изготавливать лопасти из легких тканых материалов, например стекловолокна. Благодаря резьбовому соединению (резьба хвостовика 2 с гайкой 9) перед запуском вентилятора в каждом конкретном случае можно установить необходимый угол установки для лопастей, после чего вентилятор готов к запуску. Во время работы вентилятора ребра 11 жесткости повышают надежность конструкции и предохраняют ее от преждевременного разрушения.

В настоящее время изготовлено опытное рабочее колесо осевого вентилятора согласно настоящему изобретению. Натурные испытания показали, что описываемый принцип перераспределения центробежных нагрузок соблюдается, и угол установки лопастей может меняться в широких пределах.

Формула изобретения


1. Рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее лопасти с хвостовиками, имеющими резьбу на концах и ступицу с равномерно распределенными по ее периферии на диаметральных осях двухступенчатыми прямоугольными вырезы, при этом внешняя ступень каждого вырезами выполнена с меньшей шириной, и к стенкам этой ступени жестко прикреплена муфта, через которую пропущен соответствующий хвостовик, а во внутренней ступени каждого выреза размещена гайка, навинченная на конец хвостовика, при этом между каждой гайкой и муфтой установлена шайба с наружным диаметром, равным наружному диаметру последней.

2. Рабочее колесо осевого вентилятора по п.1, отличающееся тем, что в зоне расположения вырезов установлены под острым углом к плоскости ступицы ребра жесткости.

3. Рабочее колесо осевого вентилятора по п.2, отличающееся тем, что ребра жесткости имеют переменную ширину, увеличивающуюся в направлении от центра ступицы к ее периферии, при этом одна сторона каждого ребра закреплена на муфте.

4. Рабочее колесо осевого вентилятора по п.1, отличающееся тем, что лопасти выполнены из тканых материалов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Categories: BD_2205000-2205999