Патент на изобретение №2205989

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2205989 (13) C1
(51) МПК 7
F04D19/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2001134263/06, 20.12.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

20.12.2001

(45) Опубликовано: 10.06.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
СКУБАЧЕВСКИЙ Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. – М.: Машиностроение, 1974, с. 66, рис. 313. RU 2133383 C1, 20.07.1999. RU 2011890 C1, 30.07.1994. EP 0026997 A1, 15.04.1981. WO 93/15321 A1, 05.08.1993. DE 2743651 B1, 25.01.1979.

Адрес для переписки:

119270, Москва, Лужнецкая наб., 2/4, АМНТК “Союз”

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество открытого типа Авиамоторный научно-технический комплекс “Союз”

(72) Автор(ы):

Фомин Е.А.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество открытого типа Авиамоторный научно-технический комплекс “Союз”

(54) ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ


(57) Реферат:

Осевой компрессор предназначен для обеспечения повышения давления воздуха в камере сгорания авиационного газотурбинного двигателя. Компрессор содержит ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры. В вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала. При этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части для сообщения масляной полости с каналом вала. Конструкция компрессора позволяет снизить его габариты и вес, а также повысить надежность работы. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к области машиностроения, в частности компрессоростроению авиационных газотурбинных двигателей.

Известен осевой компрессор газотурбинного двигателя, содержащий ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим с статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры (см. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. М.: Машиностроение, 1974, с. 66, рис. 3.13).

Данный компрессор имеет сложную конструкцию суфлирования (связи с атмосферой) масляной полости подшипниковой опоры, что увеличивает его вес и снижает надежность работы.

Задачей изобретения является уменьшение габаритов и веса компрессора газотурбинного двигателя, а также повышение надежности его работы за счет обеспечения суфлирования масляной полости.

Указанный технический результат достигается за счет того, что осевой компрессор газотурбинного двигателя содержит ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующий со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры.

В вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала, при этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части. В вале могут быть выполнены, по меньшей мере, два дополнительно диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой, причем дополнительные отверстия смещены относительно первых в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала. Закрепление трубки в отверстиях вала выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках отверстий вала.

Изобретение поясняется чертежом, где изображен продольный разрез осевого компрессора газотурбинного двигателя.

Осевой компрессор газотурбинного двигателя содержит ротор с лопатками 1 и валом 2, имеющим осевой канал 3, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором 4 кольцевую масляную полость 5 подшипниковой опоры 6, причем в вале 2 выполнены два диаметрально расположенных отверстия 7 с фасками 8 по периферии вала 2, при этом в отверстиях 7 неподвижно закреплена трубка 9 с боковым вырезом 10 в ее центральной части для сообщения масляной полости 5 с каналом 3 вала 2. В вале 2 выполнены, по меньшей мере, два дополнительных диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала 2 и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой (на чертеже не показаны), причем дополнительные отверстия смещены относительно первых отверстий 7 в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала 2. Закрепление трубки 9 в отверстиях 7 вала 2 выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках 8 отверстий 7 вала 2 (на чертеже не показано).

Трубка или трубки 9 могут быть также запрессованы в отверстиях 7 вала 2, при этом коэффициент температурного расширения материала трубки 9 должен быть больше коэффициента температурного расширения материала вала 2 во всем диапазоне рабочих температур, что обеспечит неподвижность их соединения.

Боковые вырезы 10 соседних трубок 9 желательно ориентировать в противоположные стороны друг от друга, что позволит исключить их затенения.

Работа осевого компрессора газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом.

При вращении ротора масло, попадающее внутрь трубки 9 из масляной полости 5, отбрасывается обратно в масляную полость 5.

При остановке ротора масло имеет возможность перетекать с одного торца трубки 9 на другой, не попадая во внутреннюю полость компрессора. Воздух и масляные пары, имеющиеся в масляной полости 5, проходят внутрь трубки 9 и через боковой вырез 10 выходят в атмосферу по осевому каналу 3. При этом перепад давления между масляной полостью 5 и атмосферой регулируется выбором необходимого числа и размера трубок 9 и боковых вырезов 10.

Формула изобретения


1. Осевой компрессор газотурбинного двигателя, содержащий ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры, в вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала, при этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части для сообщения масляной полости с каналом вала.

2. Компрессор по п.1, отличающийся тем, что в вале выполнены, по меньшей мере, два дополнительных диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой, причем дополнительные отверстия смещены относительно первых в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала.

3. Компрессор по п.1 или 2, отличающийся тем, что закрепление трубки в отверстиях вала выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках отверстий вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1


QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 16.12.2010 № РД0074188

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:
Открытое акционерное общество “Авиамоторный научно-технический комплекс “Союз”

Лицо, которому предоставлено право использования:

Открытое акционерное общество “Балашихинский литейно-механический завод”

Условия договора: ИЛ, на срок до 14.07.2023 на территории РФ кроме Москвы.

Дата публикации: 27.01.2011


Categories: BD_2205000-2205999