Патент на изобретение №2205320
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) КОНИЧЕСКОЕ ТРУБНОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
(57) Реферат: Соединение относится к области резьбовых соединений обсадных, насосно-компрессорных и нефтегазопроводных труб, применяемых в нефтяной и газовой промышленности. Устройство содержит охватывающий элемент, имеющий внутреннюю резьбу, и трубу, имеющую на конце соответственную наружную резьбу и последовательно расположенный за ней индикатор относительного положения резьб при свинчивании. Индикатор выполнен в виде зарезьбовой кольцевой канавки. Ее дно располагается на образующей конуса впадин резьбы и сопряжено с дном впадины ее последнего витка. Примыкающие к дну боковые поверхности канавки идентичны профилю впадин резьбы. Выполнение индикатора в виде кольцевой канавки позволяет оператору непрерывно контролировать процесс свинчивания и повысить качество сборки. 2 ил. Изобретение относится к резьбовым соединениям обсадных, насосно-компрессорных и нефтегазопроводных труб и может найти применение в нефтяной и газовой промышленности. Известны конические трубные резьбовые соединения, содержащие охватывающий элемент (муфтовую часть), имеющий внутреннюю коническую резьбу, и трубу (ниппель), имеющую на конце соответственную наружную коническую резьбу и расположенный за ней индикатор относительного положения наружной и внутренней резьб при их свинчивании, выполненный в виде нанесенного на поверхность трубы знака ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() – невозможность постоянного контроля оператором положения индикатора (точки сбега резьбы) относительно торца муфты при сборке, так как указанный индикатор, так же как и знак ![]() ![]() ![]() – вынужденное исключение из зацепления резьбовых витков у торца муфтовой части (путем их полного или частичного удаления) на длине не менее длины сбега резьбы на трубе (п.4 на черт. 9 ГОСТ 632-80) для предотвращения нарушения резьбового соединения при его допускаемом ГОСТ свинчивании до совпадения торца муфты с точкой сбега резьбы (индикатором). Отмеченные недостатки снижают прочность и эксплуатационную надежность резьбового соединения. Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик резьбового соединения. Указанная цель достигается за счет увеличения количества витков резьбы, находящихся в зацеплении, и повышения качества сборки резьбового соединения. Сущность изобретения заключается в том, что индикатор на трубе выполнен в виде сопряженной с впадиной последнего витка резьбы и являющейся ее продолжением зарезьбовой канавки, дно которой располагается на образующей конуса впадин резьбы, боковые поверхности идентичны соответственным боковым поверхностям профиля впадины резьбы, а ширина соответствует допуску на осевое положение резьб в затянутом (свинченном) состоянии. Выполнение индикатора в виде канавки с указанными выше параметрами: 1) позволяет заменить неработоспособные витки сбега резьбы на трубе рабочими витками неполного профиля, введение которых в зацепление с резьбой муфты не сопровождается расстройством резьбового соединения. Это обеспечивает увеличение толщины стенки трубы под резьбой в опасном сечении, что в сочетании с возможностью увеличения при той же длине муфты количества витков резьбы, находящихся в зацеплении, позволяет повысить прочность резьбового соединения на растяжение; 2) обеспечивает возможность непрерывного контроля оператором взаимного положения свинчиваемых деталей, что позволяет снизить вероятность ошибок при их сборке. Одновременно возникает возможность уменьшения допуска на относительное осевое положение сопрягаемых деталей в затянутом состоянии и в этой связи стабилизации эксплуатационных характеристик соединений; 3) всегда обеспечивает более высокую прочность на растяжение в сечении канавки-индикатора по сравнению с опасным сечением резьбы на трубе независимо от фактической конусности последней; 4) упрощает технологию изготовления индикатора, обеспечивая возможность проточки канавки резьбонарезным инструментом в ходе единого процесса. На фиг. 1 в качестве примера приведен частичный диаметральный разрез конца трубы с конической трапецеидальной резьбой и индикатором в виде зарезьбовой канавки. На фиг.2 приведен частичный диаметральный разрез резьбового соединения в затянутом состоянии. Труба 1 (фиг.1), имеющая наружный диаметр D и толщину стенки t, содержит на конце коническую резьбу 5, включающую в общем случае участок l1 с резьбой полного профиля и участок l2 с профилем, вершины которого ограничены наружным диаметром трубы. Впадины обеих участков l1 и l2 расположены на одном образующем их конусе 6. Непосредственно за конической резьбой выполнен индикатор свинчивания в виде кольцевой канавки. Передняя кромка канавки имеет фиксированную осевую координату L относительно торца трубы. Ширина b канавки соответствует допуску на осевое положение свинчиваемых элементов в затянутом состоянии. Дно канавки расположено на образующей 6 конуса впадин резьбы. Характеристики боковых поверхностей канавки (радиусы перехода R1 и R2 и углы ![]() ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||