Патент на изобретение №2205311
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ЗАДВИЖКА
(57) Реферат: Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по магистральным трубопроводам. Задвижка содержит корпус с проходным каналом и размещенный в корпусе шибер. На поверхности корпуса, обращенной к фронтальной поверхности шибера, выполнен паз. Паз заполнен упругодеформируемым материалом. Шибер размещен в корпусе с зазором. Часть зазора, обращенная к боковой поверхности шибера, заполнена упругодеформируемым материалом с образованием единого с материалом, заполняющим паз, уплотнительного контура для обеспечения герметичности задвижки. Изобретение позволяет повысить герметичность задвижки с одновременным упрощением технологии ее изготовления и увеличить срок службы задвижки в жестких условиях. 6 з.п. ф-лы, 2 ил. Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Известны задвижки шиберного типа, содержащие корпус с седлами, шибер и сальник, герметизирующий корпус задвижки по поверхности шибера (RU 2117842, кл. F 16 К 3/02, 1998 г.; WO 91/19122, кл. F 16 К 3/02, 1991 г.). Твердые компоненты среды, попадающие в седловую часть корпуса, вызывают перекос шибера, трение его о сальник и седла, отчего происходит “задирание” сальниковой набивки и образуются зазоры в области седел, что приводит к разгерметизации задвижки. В задвижке по CH 614764 A5, кл. F 16 К 27/04, 3/02, 14.12.1979 г., наиболее близкой к заявляемой, этот недостаток частично устранен специальной конструкцией сальника, однако это оказывается недостаточно в условиях транспортирования сильно загрязненной среды. Настоящее изобретение решает задачу повышения герметичности задвижки путем создания единого контура герметизации, а также упрощения технологии изготовления задвижки и увеличения срока ее службы. Задача решается тем, что в задвижке, содержащей корпус с проходным каналом и размещенный в корпусе шибер, при этом на поверхности корпуса, обращенной к фронтальной поверхности шибера, выполнен паз, заполненный упругодеформируемым материалом, шибер размещен в корпусе с зазором, часть которого, обращенная к боковой поверхности шибера, заполнена упругодеформируемым материалом с образованием единого с материалом, заполняющим паз, уплотнительного контура для обеспечения герметичности задвижки. При этом уплотнение задвижки в закрытом состоянии осуществляется не по седлам, а по боковой поверхности шибера и его фронтальной части. Одновременно осуществляется защита нижней полости корпуса от засорения твердыми компонентами рабочей среды. Шибер фиксирован уплотнительной системой и не подвержен перекосам в процессе эксплуатации. Для усиления этого эффекта упругодеформируемый материал размещен в зазоре с охватом кромки шибера (то есть с частичным переходом на его фронтальную часть). Для того чтобы в процессе эксплуатации от износа уплотнительных поверхностей не происходила разгерметизация задвижки, основной контур уплотнения усилен дополнительно. С этой целью на внутренней поверхности корпуса, обращенной к боковой поверхности шибера, выполнена канавка, примыкающая к упругодеформируемому материалу, заполняющему зазор, а в канавку помещен поджимной элемент. В качестве поджимного может быть использован любой элемент, обладающий возможностью увеличивать свой объем. Это может быть, например, клин либо шнур из упругого материала, с усилием введенный в упомянутую канавку. Это может быть просто упругая масса, полностью заполняющая канавку. Чтобы поддерживать ее в сжатом состоянии, в корпусе задвижки выполнен канал, сообщающий упомянутую канавку с внешней поверхностью корпуса, а в канавку помещен упругодеформируемый материал, а на ее конце, выходящем на внешнюю поверхность корпуса, размещен нажимной элемент, например винт. Аналогичным образом усилено уплотнение и по фронтальной части шибера. Для этого в корпусе выполнена вторая канавка, примыкающая к пазу, а в канавку также помещен поджимной (второй) элемент. В корпусе также выполнен второй канал, сообщающий вторую канавку с внешней поверхностью корпуса, в канавку помещен упругодеформируемый материал, а с ее концом, выходящим на внешнюю поверхность корпуса, сопряжен второй нажимной элемент. С целью увеличения срока службы задвижки проходной канал корпуса снабжен защитным покрытием (из материала с антикоррозийными и антикавитационными свойствами), причем покрытие выполнено переходящим на внешнюю поверхность корпуса и на его внутреннюю поверхность, контактирующую с рабочей средой. Изобретение поясняется описанием и приложенными к нему чертежами. На фиг. 1 приведен продольный разрез задвижки, на фиг.2 – разрез, перпендикулярный продольной оси. Задвижка содержит корпус 1 с проходным каналом 2 и шибер 3, размещенный в корпусе с зазором. Часть зазора 4, обращенная к боковой поверхности шибера, заполнена упругодеформируемым материалом, например полиуретаном. На внутренней поверхности корпуса, обращенной к фронтальной поверхности шибера, горизонтально и параллельно продольной оси корпуса выполнен паз 5, также заполненный упругодеформируемым материалом. Материал, заполняющий паз, образует с материалом, заполняющим зазор, единый уплотнительный контур, обеспечивающий герметичность задвижки. Упругодеформируемый материал расположен в зазоре с частичным переходом на фронтальную часть шибера. На внутренней поверхности корпуса, обращенной к боковой кромке шибера, выполнена первая канавка 6 и в нее помещен поджимной элемент 7, выполненный, в частности, в виде упругого шланга. Канавка 6 сообщена с внешней поверхностью корпуса каналом 8, также заполненным упругодеформируемым материалом, а с его концом, выходящим на внешнюю поверхность корпуса, сопряжен нажимной элемент 9, выполненный, например, в виде винта. В корпусе 1 выполнена вторая канавка 10, примыкающая к пазу 5, с размещенным в ней вторым поджимным элементом 11. Канавка 10 сообщена с внешней поверхностью корпуса посредством второго канала 12, также заполненного упругодеформируемым материалом, а с ее концом, выходящим на внешнюю поверхность корпуса, сопряжен второй нажимной элемент – винт 13. Через каналы 8 и 12 производится пополнение канавок 6 и 10 упругодеформируемым материалом, а посредством винтов 9 и 13 создается постоянное давление на поджимной элемент. Поверхность проходного канала снабжена покрытием 14 из материала с антикоррозийными и антикавитационными свойствами, при этом покрытие выполнено переходящим на внешнюю поверхность корпуса (часть фланца) и на внутреннюю поверхность, контактирующую с рабочей средой. Задвижка работает следующим образом. В закрытом состоянии шибер находится в верхнем положении и проходной канал корпуса открыт для рабочей среды. При перемещении шибера в нижнее положение посредством привода, например ручного, проходной канал закрывается. Уплотнительный контур предотвращает протечку рабочей среды через закрытую задвижку, а при открытой задвижке – за пределы корпуса. Изобретение может быть использовано в составе магистральных трубопроводов для перекрытия потоков жидкостей и газов. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 11.09.2004
Извещение опубликовано: 10.03.2006 БИ: 07/2006
|
||||||||||||||||||||||||||