Патент на изобретение №2205290

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2205290 (13) C1
(51) МПК 7
F02M23/04, F02D41/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001126245/06, 27.09.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.09.2001

(45) Опубликовано: 27.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Автомобильный справочник. Перевод с англ. Первое русское издание. – М.: За рулем, 2000, с. 461. RU 2108475 C1, 10.04.1998. RU 2116486 C1, 27.07.1998. RU 2058495 C1, 20.04.1996. SU 1084481 A, 07.04.1984. SU 1247576 A1, 30.07.1986. DE 4033049 А, 23.04.1992. JP 54067129 А, 30.05.1979. ЕР 1101927 A1, 23.05.2001.

Адрес для переписки:

142210, Московская обл., г.Серпухов-10, Большой ударный пер., 1-а, МООУ “НИИ ДВС”

(71) Заявитель(и):

Московское областное общественное учреждение “Научно-исследовательский институт двигателей внутреннего сгорания”

(72) Автор(ы):

Гальченко В.П.,
Житарев В.К.,
Петрушков Г.П.,
Яковлев В.Г.

(73) Патентообладатель(и):

Московское областное общественное учреждение “Научно-исследовательский институт двигателей внутреннего сгорания”

(54) СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ СОСТАВА ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет упростить и расширить область применения электронных систем управления составом горючей смеси в двигателях, карбюраторы которых не оборудованы электронными приводами поворота дроссельной и воздушной заслонок. Система стабилизации состава горючей смеси карбюраторных двигателей содержит контроллер, магистрали подачи бензина и воздуха, карбюратор, нейтрализатор и -зонд, включенные в канал отработавших газов. Первые вход и выход контроллера подключены соответственно к выходу -зонда и к управляющему входу нейтрализатора. Выходы магистралей подачи бензина и воздуха соединены с соответствующими входами карбюратора. В переходной полости установлен управляемый электромагнитный клапан, вход которого подсоединен к выходу магистрали подачи воздуха. Управляющий вход электромагнитного клапана подключен к выходу контроллера. Переходная полость с управляемым электромагнитным клапаном установлена между выходом карбюратора и входом впускного коллектора блока цилиндров двигателя. 1 ил.


Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в автомобильных системах управления внешнего приготовления горючей смеси (вне камеры сгорания с помощью карбюратора) для подачи ее в рабочую полость силовых цилиндров двигателя.

Известна карбюраторная система стабилизации состава горючей смеси, содержащая первую и вторую смесительные камеры, воздушную и дроссельную заслонки, экономайзер, поплавок, игольчатый клапан в поплавковой камере, малый и большой диффузоры с уменьшающимся сечением [1]. Игольчатый клапан поплавковой камеры регулирует поступление топлива в карбюратор и одновременно поддерживает постоянный его уровень.

Недостаток известной карбюраторной системы стабилизации горючей смеси состоит в том, что при нарушении регулировок, например, из-за старения, износа исполнительных элементов системы управления работой карбюратора ухудшается точность стабилизации состава формируемой горючей смеси, что приводит к неполноте сгорания топлива и ухудшению экологических характеристик двигателя.

Наиболее близким техническим решением в качестве прототипа является электронная система стабилизации состава горючей смеси карбюраторных двигателей, содержащая электронный блок управления (специализированный микропроцессор-контроллер), магистрали подачи бензина и воздуха, карбюратор, нейтрализатор отработавших газов (нейтрализатор) и -зонд, включенные в канал отработавших газов, первые вход и выход контроллера подключены соответственно к выходу -зонда и управляющему входу нейтрализатора, выходы магистралей подачи бензина и воздуха соединены с соответствующими входами карбюратора, кроме того, карбюратор содержит приводы воздушной и дроссельной заслонок, управляемые контроллером [2]. За счет включения контроллера в контур автоматического регулирования состава горючей смеси повышается точность стабилизации ее заданного состава в течение длительного времени эксплуатации карбюраторного двигателя.

Недостаток прототипа заключается в том, что электронная система управления работой карбюраторного двигателя имеет высокую стоимость и ограниченную область применения только для двигателей, карбюраторы которых оснащены приводами воздушной и дроссельной заслонок.

Целью изобретения является упрощение и расширение области применения электронных систем управления составом горючей смеси в двигателях, карбюраторы которых не оборудованы электронными приводами поворота дроссельной и воздушной заслонок.

Сущность изобретения состоит в том, что, кроме известных и общих отличительных признаков, а именно: контроллера, магистралей подачи бензина и воздуха, карбюратора, нейтрализатора и -зонда, включенных в канал отработавших газов, первые вход и выход контроллера подключены соответственно к выходу -зонда и управляющему входу нейтрализатора, выходы магистралей подачи бензина и воздуха соединены с соответствующими входами карбюратора, предлагаемая система стабилизации состава горючей смеси карбюраторных двигателей содержит переходную полость с установленным в ней управляемым электромагнитным клапаном, вход которого подсоединен к выходу магистрали подачи воздуха, управляющий вход электромагнитного клапана подключен к выходу контроллера, причем переходная полость с управляемым электромагнитным клапаном установлена между выходом карбюратора и входом впускного коллектора блока цилиндров двигателя.

Новизна изобретения состоит в том, что система стабилизации состава горючей смеси карбюраторных двигателей содержит переходную полость с установленным в ней управляемым электромагнитным клапаном, вход которого подсоединен к выходу магистрали подачи воздуха, управляющий вход электромагнитного клапана подключен к выходу контроллера, причем переходная полость с управляемым электромагнитным клапаном установлена между выходом карбюратора и входом впускного коллектора блока цилиндров двигателя, что обеспечивает упрощение и расширение области применения электронных систем управления составом горючей смеси в двигателях, карбюраторы которых не оборудованы электронными приводами поворота дроссельной и воздушной заслонок.

Функциональная схема предлагаемой модели изображена на чертеже, где обозначено: 1 – водитель; 2 – карбюратор; 3 – магистраль подачи бензина; 4 – переходная полость; 5 – впускной коллектор; 6 – блок цилиндров; 7 – коленчатый вал; 8 – нейтрализатор; 9 – управляемый электромагнитный клапан; 10 – магистраль подачи воздуха; 11 – контроллер; 12 – -зонд.

В исходном положении водитель 1 функционально связан управляющим элементом, например педалью, с дроссельной заслонкой карбюратора 2, к одному из входов которого подключен выход магистрали подачи бензина 3, а выход карбюратора 2 соединен через последовательно включенные между собой переходную полость 4, впускной коллектор 5 и блок цилиндров 6 с коленчатым валом 7 и нейтрализатором 8. Управляемый электромагнитный клапан 9 включен между выходом магистрали подачи воздуха 10 и другим входом карбюратора 2 с одной стороны и переходной полостью 4 с другой стороны. Управляющий вход клапана 9 подключен к выходу контроллера 11, вход которого соединен с выходом -зонда 12. Кроме того, на чертеже пунктирной линией показаны функциональные связи коленчатого вала 7 с входом контроллера 11 и управляющий вход нейтрализатора 8 с выходом контроллера 11.

Предлагаемая система стабилизации состава горючей смеси карбюраторных двигателей работает следующим образом.

Водитель 1 задает с помощью поворота дроссельной заслонки карбюратора 2 режим работы двигателя, управляя количеством подачи приготовленной горючей смеси в рабочие полости блока цилиндров 6 через переходную полость 4. Качественный состав приготовленной горючей смеси, слагаемые компоненты которой поступают на входы карбюратора 2 с выходов соответствующих магистралей подачи бензина 3 и воздуха 10, автоматически стабилизируется с помощью известных [1] регулирующих элементов (поплавковой камеры, жиклера и др.) карбюратора 2. В процессе длительной эксплуатации двигателя, когда наступает старение и износ вышеупомянутых регулирующих элементов карбюратора 2, снижается точность стабилизации состава горючей смеси и поэтому содержание вредных примесей в отработавших газах увеличивается, что ухудшает экологичность двигателя.

В предлагаемой системе стабилизации состава горючей смеси ее качество корректируется с помощью управляемого электромагнитного клапана 9, установленного в переходной полости 4 между выходом карбюратора 2 и входом впускного коллектора 5 блока цилиндров 6. Управляющий сигнал для электромагнитного клапана 9 поступает с выхода контроллера 11, входным сигналом которого является выходной сигнал -зонда 12.

Если состав приготовленной горючей смеси отклонился от заданного, то включается -зонд 12, выходной сигнал которого отрабатывается с помощью контроллера 11 управляемым электромагнитным клапаном 9. Управляемый электромагнитный клапан 9 корректирует долю воздуха в приготовленной карбюратором 2 горючей смеси так, чтобы выходной сигнал -зонда 12 соответствовал заданной величине и вредные вещества отработавших газов не превышали допустимого уровня.

При постоянном задающем воздействии G(t) = const обеспечивается наивысшая точность стабилизации состава горючей смеси, когда установившаяся ошибка E(t–>)= 0. Это достигается за счет введения в замкнутый контур автоматической стабилизации состава горючей смеси астатизма первого порядка, что подтверждается расчетом:

где р – оператор Лапласа;
G(p)=1/p при G(t)=cost – задающее воздействие;
W(p) = K/P – условная передаточная функция силового цилиндра в такте горения горючей смеси, когда давление сгорающих газов в рабочей полости силового цилиндра формализуется входной, а перемещение штока поршня – выходной величинами.

Для выбора режима работы (запуск, холостой ход и др.) двигателя контроллер 11 использует электрический сигнал с выхода датчика оборотов коленчатого вала 7. Известная функциональная связь между входом контроллера 11 и коленчатым валом 7 на чертеже изображена пунктирной линией, а также на этом чертеже пунктирной линией изображена линия управления работой известного нейтрализатора 8.

Промышленная применимость предлагаемой системы стабилизации состава горючей смеси обосновывается тем, что в ней используются типовые известные функциональные блоки по своему прямому назначению. Заявитель – МООУ “НИИ ДВС” по материалам заявки изготовил в 2001 г. опытный образец системы стабилизации состава горючей смеси.

Положительный эффект от использования изобретения состоит в том, что упрощается конструктивная схема и расширяется область применения электронных систем управления составом горючей смеси в двигателях с простейшими карбюраторами за счет замены сложных электронных приводов управления поворотом воздушной и дроссельной заслонок карбюратора на простой управляемый клапан.

Литература
1. Автомобильный справочник. Перевод с англ. Первое русское издание. – М.: Издательство “За рулем”, 2000 г., с. 459-460 (аналог).

2. Автомобильный справочник. Перевод с англ. Первое русское издание. – М.: Издательство “За рулем”, 2000 г., с.461 (прототип).

Формула изобретения


Система стабилизации состава горючей смеси карбюраторных двигателей, содержащая контроллер, магистрали подачи бензина и воздуха, карбюратор, нейтрализатор и -зонд, включенные в канал отработавших газов, первые вход и выход контроллера подключены соответственно к выходу -зонда и к управляющему входу нейтрализатора, выходы магистралей подачи бензина и воздуха соединены с соответствующими входами карбюратора, отличающаяся тем, что содержит переходную полость с установленным в ней управляемым электромагнитным клапаном, вход которого подсоединен к выходу магистрали подачи воздуха, управляющий вход электромагнитного клапана подключен к выходу контроллера, причем переходная полость с управляемым электромагнитным клапаном установлена между выходом карбюратора и входом впускного коллектора блока цилиндров двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 28.09.2003

Извещение опубликовано: 20.11.2004 БИ: 32/2004


Categories: BD_2205000-2205999