Патент на изобретение №2205288

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2205288 (13) C2
(51) МПК 7
F02K9/48
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.04.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000111095/06, 03.05.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.05.2000

(45) Опубликовано: 27.05.2003

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2148181 C1, 27.04.2000. GB 792909 А, 02.04.1958. US 3516254 А, 23.06.1970. FR 2640322 A1, 15.06.1990. US 6502297 А, 25.04.2000. RU 2095608 C1, 10.11.1997. RU 2095607 C1, 10.11.1997. SU 90336 А, 17.08.1964. КУДРЯВЦЕВ В.М. и др. Основы теории ракетных двигателей. – М.: Высшая школа, 1993, с. 55-57. КАЦ Б.М. и др. Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1976, с. 197, рис. 5.28.

Адрес для переписки:

141070, Московская обл., г. Королев, ул. Ленина, 4а, ОАО РКК “Энергия” им. С.П. Королева, отдел промышленной собственности и инноватики

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П. Королева”

(72) Автор(ы):

Горохов В.Д.,
Катков Р.Э.,
Рачук В.С.,
Соколов Б.А.,
Тупицын Н.Н.,
Чикаев И.П.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П. Королева”

(54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ


(57) Реферат:

Система охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя с трактом регенеративного охлаждения содержит баллон хранения промежуточного охладителя с клапаном и теплообменник-охладитель. Выход тракта регенеративного охлаждения камеры сгорания соединен со входом в теплообменник-охладитель через турбину по линии теплоносителя. Выход теплообменника-охладителя по линии теплоносителя сообщен с помощью клапана с баллоном хранения промежуточного охладителя. Вход и выход теплообменника-охладителя по линии холодоносителя соединены соответственно с магистралью подачи и отвода холодоносителя. Выход насоса соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания. Изобретение позволит повысить эффективность и расширить возможности жидкостного ракетного двигателя. 1 ил.


Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для охлаждения камер сгорания ракетных двигателей.

Современные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) характеризуются высокими давлениями в камере сгорания (КС) и большими тепловыми потоками в критическом сечении, доходящими до 60 МВт/м2. Такие тепловые потоки требуют применения специальных систем охлаждения камеры сгорания ЖРД для обеспечения температурного режима стенок КС. От эффективности работы системы охлаждения КС в значительной степени зависит надежность работы ЖРД и его эффективность (чем хуже охлаждение, тем больше непроизводительные затраты на обеспечение необходимого температурного режима стенок КС).

Известны технические решения системы охлаждения с использованием внутреннего завесного охлаждения [1]. Однако при этом возникают значительные непроизводительные потери энергетики двигателя (снижение удельного импульса по сравнению с таким же двигателем без внутренней завесы) и снижается плотность топлива (на внутреннюю завесу пускают часть горючего, что увеличивает его общий расход, и т. к. горючее менее плотно, чем окислитель, то плотность топлива снижается).

Наиболее близким аналогом изобретения являются схемы проточного охлаждения стенки КС охлаждающей жидкостью, которая протекает с большой скоростью между внутренней и внешней оболочкой (трактом регенеративного охлаждения) КС. При этом, в качестве этой жидкости может использоваться штатный компонент (например, горючее) [2].

Недостатками прототипа являются:
– малоэффективное охлаждение КС;
– использование в качестве охладителя одного из компонентов ЖРД.

Задачей изобретения является повышение эффективности охлаждения КС и, как следствие, эффективности ЖРД и расширение возможности применения ЖРД.

Это достигается за счет того, что в систему охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя, включающую в себя тракт регенеративного охлаждения, введен баллон хранения промежуточного охладителя с клапаном, теплообменник-охладитель, при этом выход из тракта регенеративного охлаждения камеры сгорания соединен со входом в теплообменник-охладитель через турбину по линии теплоносителя, а выход теплообменника-охладителя по линии теплоносителя сообщен с помощью клапана с баллоном хранения промежуточного охладителя, причем вход и выход теплообменника-охладителя по линии холодоносителя соединены соответственно с магистралью подачи и отвода холодоносителя, выход насоса соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания.

На чертеже изображена предложенная система охлаждения камеры сгорания (КС) жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), где:
1 – КС;
2 – магистраль подачи и отвода холодоносителя;
3 – турбина;
4 – насос;
5 – баллон хранения промежуточного охладителя;
6 – теплообменник-охладитель;
7 – клапан;
8 – тракт регенеративного охлаждения.

Предложенная система охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя включает в себя камеру сгорания 1 с трактом регенеративного охлаждения 8, турбину 3, насос 4, теплообменник-охладитель 6, магистраль подачи и отвода холодоносителя 2 и баллон хранения промежуточного охладителя 5 с клапаном 7, при этом выход из тракта регенеративного охлаждения 8 камеры сгорания 1 соединен со входом в турбину 3, а выход турбины 3 соединен со входом в теплообменник-охладитель 6 по линии теплоносителя, выход теплообменника-охладителя 6 по линии теплоносителя соединен со входом в насос 4 и с баллоном хранения промежуточного охладителя 5 через клапан 7, а вход и выход теплообменника-охладителя 6 по линии холодоносителя соединен с магистралью подачи и отвода холодоносителя 2, выход насоса 4 соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения 8 камеры сгорания 1.

Система охлаждения КС ЖРД функционирует следующим образом. В тракте регенеративного охлаждения 8 КС 1 происходит нагрев промежуточного охладителя. После чего газообразный промежуточный охладитель (или газожидкостная смесь, если в КС 1 не происходит полная газификация охладителя) срабатывает на турбине 3, приводящей в действие насос 4. После турбины 3 промежуточный охладитель подается в теплообменник-охладитель 6, где охлаждается или конденсируется за счет теплообмена с холодоносителем, подаваемым по магистрале 2. Далее в насосе 4 происходит нагнетание давления промежуточного охладителя и он вновь подается на вход в тракт регенеративного охлаждения 8 КС 1. Цикл замкнулся.

Баллон 5 предназначен для хранения промежуточного охладителя и компенсации его утечек, с помощью клапана 7, в случае возможной негерметичности контура системы охлаждения.

Энергия для компенсации с помощью насоса 4 неизбежных при охлаждении КС 1 потерь давления промежуточного охладителя получается за счет разности работ нагретого охладителя на турбине 3 и охлажденного охладителя в насосе 4.

При запуске ЖРД с предложенной системой охлаждения КС необходимо предусмотреть предварительную раскрутку турбины 3 и насоса 4, чтобы обеспечить прокачку промежуточного охладителя через тракт регенеративного охлаждения 8 КС 1 в начале работы ЖРД для обеспечения необходимого теплового режима внутренней стенки КС 1, что происходит за счет подачи охладителя из баллона 5 через клапан 7, где охладитель хранится под высоким давлением. В этом случае при останове двигателя возможна закачка охладителя назад в баллон 5.

Предложенная система охлаждения позволяет за счет использования высокоэффективного промежуточного охладителя и его повышенных перепадов давления в тракте охлаждения КС резко интенсифицировать теплоотвод от внутренней стенки КС ЖРД и увеличить уровень давления в КС. Это ведет к увеличению удельного импульса двигателя и повышает плотность топлива. Например, для высотного двигателя тягой 8000 кгс при давлении в КС ~ 160 ата использование предлагаемой системы охлаждения увеличивает удельный импульс на 2% по сравнению с прототипом и на 0,1% плотность топлива. При этом прирост массы полезного груза, например, для разгонного ракетного блока типа ДМ составляет 150 кг (на 8-12% больше, чем у прототипа).

Поскольку предложенная система охлаждения КС является самообеспечивающейся в части компенсации в цикле потерь давления промежуточного охладителя, то наличие в ЖРД предлагаемой системы охлаждения позволяет снизить мощность агрегатов системы подачи компонентов топлива, что благоприятно сказывается на массе двигателя и позволяет реализовывать при прочих равных условиях более высокие давления в КС.

Все элементы предложенной системы охлаждения КС ЖРД являются хорошо известными в науке и технике и не представляют больших сложностей при производстве. Поэтому производство представленной системы охлаждения возможно на базе уже существующих производств без переделки последних.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей”, стр. 58-59, /в 2-х книгах /Под ред. В.М. Кудрявцева, изд. 4-е перераб. и доп. – М.: “Высшая школа”, 1993 – ил.

2. “Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей”, стр. 55-57, /в 2-х книгах /Под ред. В.М. Кудрявцева, изд. 4-е перераб. и доп. – М.: “Высшая школа”, 1993 – ил.

Формула изобретения


Система охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя, включающая в себя тракт регенеративного охлаждения, отличающаяся тем, что в нее введен баллон хранения промежуточного охладителя с клапаном, теплообменник-охладитель, при этом выход тракта регенеративного охлаждения камеры сгорания соединен со входом в теплообменник-охладитель через турбину по линии теплоносителя, а выход теплообменника-охладителя по линии теплоносителя сообщен с помощью клапана с баллоном хранения промежуточного охладителя, причем вход и выход теплообменника-охладителя по линии холодоносителя соединены соответственно с магистралью подачи и отвода холодоносителя, выход насоса соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2205000-2205999